Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами"
(подготовлен Минкомсвязью России 26.08.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизма коллективного управления авторскими и смежными правами" (далее - законопроект) подготовлен в инициативном порядке в целях совершенствования законодательства об авторских и смежных правах, в том числе в части процедуры сбора авторских вознаграждений с вещателей, телеканалов, радиостанций и средств массовой информации.
Законопроектом предусматривается внесение в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменений, касающихся уточнения и совершенствования внедоговорного (расширенного) коллективного управления и переход к модели управления авторскими правами на основе договоров, добровольно заключаемых правообладателем с обществами по коллективному управлению (по выбору), а также повышение прозрачности и эффективности деятельности по коллективному управлению авторскими и смежными правами.
Существующая в современном российском праве модель внедоговорного коллективного управления дискредитировала себя. Ее сущностный недостаток кроется в игнорировании воли правообладателя, что абсолютно недопустимо для правовой системы, широко использующей для целей гражданско-правового регулирования принцип осуществления прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ).
В свою очередь, отказ от внедоговорного (расширенного) коллективного управления и переход к модели управления авторскими правами на основе договоров, добровольно заключаемых правообладателем с любым обществом по коллективному управлению (по выбору), создает предпосылки для конкурентной среды в сфере управления правами на коллективной основе, что является залогом справедливого распределения дохода, полученного от реализации авторских и смежных прав.
За время действия четвертой части ГК РФ выявились и иные системные недостатки законодательного регулирования института коллективного управления (отсутствие права каждого правообладателя участвовать в деятельности общества по коллективному управлению, в том числе, определять размеры отчислений на содержание общества, методику расчета вознаграждения, проверять финансовую документацию общества и пр.). Имеющиеся пробелы правового регулирования препятствуют правообладателям в осуществлении реального контроля за деятельностью обществ по коллективному управлению, и дают возможность таким обществам злоупотреблять своими правами. Это влечет непрозрачность и неэффективность всей системы сбора и распределения вознаграждения, подрывает доверие авторов и других правообладателей к институту коллективного управления правами.
Законопроект позволит гарантировать каждому правообладателю право выбора, хочет ли он управлять своими правами на индивидуальной или коллективной основе (за исключением установленных законом случаев, когда общество по коллективному управлению правами осуществляет только сбор вознаграждения), а также гарантировать каждому правообладателю право выбора общества по коллективному управлению правами, которому он хочет передать полномочия по управлению принадлежащими ему исключительными правами.
Принятие законопроекта позволит обеспечить эффективность системы управления правами на коллективной основе, гарантирующую каждому правообладателю, чьи права управляются на коллективной основе, получение адекватного вознаграждения.
Законопроект вносит изменения в статью 1245 (Вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях), определяя в качестве субъекта, осуществляющего сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях уполномоченный орган государственной власти.
Законопроект устанавливает также требования к минимальному числу учредителей обществ по коллективному управлению правами с тем, чтобы ограничить возможность создания избыточного числа обществ;
Законопроект устанавливает обязанность общества по управлению правами на коллективной основе проходить обязательный ежегодный независимый аудит, а также устанавливает требования к отчетности, включая обязанность публиковать годовую бухгалтерскую отчетность с приложением аудиторского заключения.
Одновременно законопроект вводит понятие "Реестра произведений, перешедших в общественное достояние", путем включения в Гражданский кодекс Российской Федерации статьи 1282(1). Данная поправка направлена на облегчение введения в оборот произведений уже находящихся в режиме общественного достояния, а также произведений, обладателя авторских прав на которые не удалось установить (так называемых "сиротских произведений").
Переходные положения законопроекта устанавливают срок вступления в силу изменений - 90 дней с даты его официального опубликования, а также устанавливают обязанность существующих организаций по управлению правами на коллективной основе, не соответствующих требованиям законопроекта, устранить имеющиеся несоответствия в течение 120 дней с даты вступления в силу законопроекта.
Реализация законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.