Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части внедрения современных кадровых технологий на государственной гражданской службе и муниципальной службе)"
(подготовлен Минтрудом России 27.08.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и в Федеральный закон "О муниципальной службе в Российской Федерации" (в части внедрения современных кадровых технологий на государственной гражданской службе и муниципальной службе) (далее - законопроект) разработан в целях реализации положений подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части формирования перечня квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации (далее - гражданская служба) на основе компетентностного подхода - в зависимости от конкретных должностных обязанностей и функций, а также от принадлежности к определенным профессиональным группам.
Разработка законопроекта предусмотрена пунктом 17 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год, утвержденного распоряжением Правительстве Российской Федерации от 27 декабря 2014 года N 2736-р.
Законопроект направлен на развитие правового механизма реализации принципов профессионализма и компетентности, единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и муниципальной службы, установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) и Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 25-ФЗ).
В этой связи законопроектом предполагается внести взаимосвязанные изменения в Федеральный закон N 79-ФЗ и Федеральный закон N 25-ФЗ в части уточнения состава квалификационных требований, предъявляемых к претендентам на замещение должностей гражданской и муниципальной службы и государственным гражданским служащим Российской Федерации (далее - гражданские служащие) и муниципальным служащим, замещающим должности соответственно гражданской службы и муниципальной службы.
В частности, квалификационные требования к образованию будут приведены в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), которым установлены различные уровни высшего профессионального образования - бакалавриат, специалитет и магистратура и др.
Законопроектом также уточняются введенные в связи с принятием Федерального закона N 273-ФЗ положения Федерального закона N 79-ФЗ об учете стажа гражданской службы и опыта работы исходя из имеющихся у гражданского служащего (гражданина) специальности, направления подготовки.
Кроме того, предлагается заменить понятие "навыки" понятием "умение", так как понятие "умение" более содержательно по сравнению с понятием "навык" в связи с тем, что оно отражает действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков.
При этом в целях обеспечения единообразных подходов к установлению государственными органами квалификационных требований законопроектом предусматривается осуществлять координацию деятельности государственных органов по формулированию и установлению квалификационных требований соответствующим федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации, посредством поддержания в актуальном состоянии вышеуказанного справочника.
Принятие законопроекта позволит обеспечить терминологическое единство законодательства о государственной службе Российской Федерации и трудового законодательства посредством применения подхода, согласно которому квалификационные требования предъявляются к лицам, которые замещают определенную должность и(или) выполняют трудовую функцию, а также взаимосвязи и непротиворечивости положений законодательства о гражданской службе и муниципальной службе.
Соблюдение государственными органами единообразного подхода к установлению квалификационных требований создаст возможности для мобильности кадров на гражданской службе, в том числе посредством ротации и использования кадрового резерва, а также расширит перспективы должностного роста гражданских служащих и их профессионального развития.
Расширение осведомленности граждан о квалификационных требованиях повысит открытость гражданской и муниципальной службы и создаст важные предпосылки для формирования у них реального понимания потенциальных возможностей для самореализации в системе государственного управления, тем самым повысит престиж гражданской и муниципальной службы, авторитет гражданских и муниципальных служащих.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.