Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 18.09.2015 г.)
В 2008 году вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), который определил критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), основные принципы государственной политики содействия развитию МСП, разграничил компетенцию федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, местных органов исполнительной власти, а также закрепил основные формы государственной поддержки.
В соответствии с решениями, принятыми по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации по теме "О мерах по развитию малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", состоявшегося 7 апреля 2015 г., Правительству Российской Федерации поручено сформировать единый реестр субъектов МСП (далее - единый реестр).
Единый реестр необходим для:
- информирования пользователей единого реестра о статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя как соответствующего критериям отнесения к субъектам МСП для хозяйствующих субъектов - участников государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ, реализуемых в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ;
- информирования пользователей единого реестра о статусе юридического лица или индивидуального предпринимателя как соответствующего критериям субъекта МСП для хозяйствующих субъектов, участвующих в закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- организации планирования контрольно-надзорной деятельности в отношении малых предприятий в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- оценки объемов налоговых поступлений от малых и средних предприятий и разработки на этой основе инструментов стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к развитию МСП;
- информационно-аналитического сопровождения государственной политики в сфере МСП.
С учетом значительного количества предприятий (5,6 млн. единиц), относящихся к категории субъектов МСП, в качестве базового подхода к формированию единого реестра выбран подход об автоматическом присвоении статуса субъекта МСП хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в существующих информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов.
Источником сведений для формирования единого реестра, в частности, станут сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, а также сведения, поступающие в Федеральную налоговую службу от налогоплательщиков в рамках предоставления налоговой отчетности.
Формирование единого реестра на основе подхода об автоматическом определении соответствия хозяйствующего субъекта критериям отнесения к субъектам МСП требует внесения изменений в законодательство Российской Федерации.
В этой связи законопроектом предлагается:
- определить федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение единого реестра, - Федеральную налоговую службу;
- установить порядок формирования единого реестра и сроки актуализации информации, содержащейся в таком реестре;
- обеспечить переход к использованию для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП критерия по среднесписочной численности работников вместо средней численности работников;
- уточнить круг юридических лиц, которые могут быть отнесены к категории субъектов МСП исходя из их организационно-правовой формы, вида деятельности и иных особенностей гражданско-правового статуса;
- обеспечить переход к использованию категории дохода вместо категории выручки от реализации товаров (работ, услуг);
- обеспечить автоматическое присвоение статуса микропредприятия хозяйствующим субъектам, применяющим исключительно патентную систему налогообложения.
Дополнительно необходимо отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации формируется практика оказания финансовой поддержки субъектам МСП с учетом как положений Федерального закона N 209-ФЗ, так и положений Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ).
В целях унификации практики применения Федерального закона N 210-ФЗ при оказании поддержки малым и средним предприятиям законопроектом предусмотрено внесение в Федеральный закон N 209-ФЗ изменений, в соответствии с которыми при оказании финансовой поддержки субъектам МСП путем предоставления субсидий на основе заявительного порядка и без проведения конкурсного отбора органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе предоставлять субъектам МСП услуги в целях оказания поддержки МСП с учетом общих требований к предоставлению государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом N 210-ФЗ общими требованиями к предоставлению государственных и муниципальных услуг.
Следует также отметить, что показатели деятельности отдельных предприятий в сфере обрабатывающей промышленности (в первую очередь легкой и текстильной) превышают предельные значения по средней численности работников за предшествующий календарный год и иные значения, используемые для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП, что не позволяет таким предприятиям обращаться за оказанием поддержки, предусмотренной Федеральным законом N 209-ФЗ.
Учитывая значимость оказания гарантийной поддержки предприятиям обрабатывающей промышленности для привлечения финансирования, с целью расширения круга получателей гарантийной поддержки акционерного общества "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (АО "Корпорация МСП") законопроектом предлагается наделить АО "Корпорация "МСП" полномочием по оказанию поддержки иным хозяйствующим субъектам, не соответствующим критериям отнесения к категории субъектов МСП, на основе решений Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.