Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским операторам услуг на возмещение части затрат, связанных с поддержкой патентования российских разработок за рубежом в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
(подготовлен Минпромторгом России 21.09.2015 г.)
Правительство Российской Федерации постановляет:
утвердить прилагаемые Правила предоставления из федерального бюджета субсидий российским операторам услуг на возмещение части затрат, связанных с оплатой патентных пошлин российских пользователей для поддержки патентования российских разработок за рубежом в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".
Председатель Правительства Российской Федерации |
Д.Медведев |
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ________ N ________
ПРАВИЛА
предоставления из федерального бюджета субсидий российским операторам услуг на возмещение части затрат, связанных с оплатой патентных пошлин российских заявителей для поддержки патентования российских разработок за рубежом в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
1. Настоящие Правила устанавливают порядок, цель и условия предоставления из федерального бюджета субсидий российским операторам услуг на возмещение части затрат, связанных с оплатой патентных пошлин российских пользователей при патентовании российских разработок за рубежом в рамках подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - субсидия).
Субсидия предоставляется оператору в целях возмещения затрат для оплаты за пользователей патентных пошлин при патентовании российских разработок за рубежом. Размер патентных пошлин рассчитывается как сумма размеров официально утвержденных международных пошлин и (или) национальных пошлин, а также пошлин за поддержание патента в силе, подлежащих оплате пользователями.
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
"патент" - документ, удостоверяющий авторство и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец.
"оператор" - российское юридическое лицо, оказывающее услуги по патентованию российских разработок за рубежом и соответствующее следующим критериям:
а) отсутствие задолженности у оператора по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
б) дата создания оператора, как российского юридического лица, не позднее трех лет с даты принятия решения о проведении отбора;
в) срок непрерывного оказания услуг пользователям по подготовке и подаче заявок на выдачу патентов в России и за рубежом продолжительностью не менее трех лет до даты принятия решения о проведении отбора;
г) наличие в штате не менее пяти сотрудников (без совместительства), являющихся зарегистрированными российскими патентными поверенными по направлению изобретения и полезные модели, с непрерывным стажем работы у оператора по трудовому договору не менее шести месяцев;
д) подача оператором в патентное ведомство для пользователей не менее 150 международных патентных заявок РСТ за последние три календарных года;
е) подготовка и подача оператором в патентное ведомство для пользователей не менее 150 российских заявок на выдачу патента на изобретение или полезную модель за последний календарный год;
ж) организация оператором обучающих мероприятий по патентованию в России и за рубежом для не менее чем 500 зарегистрировавшихся слушателей за последний календарный год;
з) страхование профессиональной ответственности сотрудников оператора при оказании услуг по патентованию, на сумму не менее 50 000 000 рублей;
и) наличие статуса аккредитованного Центра поддержки технологий и инноваций Всемирной организации интеллектуальной собственности, продолжительностью не менее двух лет до даты принятия решения об отборе;
"пользователи" - российские предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели или физические лица, заключившие с оператором договор об оказании услуг по патентованию российских разработок за рубежом;
"поисковый орган", "получающее ведомство" - Федеральная служба по интеллектуальной собственности;
"патентуемое техническое решение" - указанное в патентной заявке изобретение или полезная модель, которое является результатом исследовательской деятельности по одному из направлений реализации Государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328;
"патентная заявка" - международная заявка или национальная заявка;
"международная заявка" - патентная заявка, подготовленная оператором для пользователя согласно Договору о патентной кооперации (РСТ) от 19 июня 1970 г. (далее - Договор);
"международная заявка с испрашиванием приоритета" - патентная заявка, подаваемая согласно Договору с испрашиванием приоритета по ранее поданной пользователем без участия оператора заявки на выдачу патента;
"национальная заявка" - патентная заявка на национальной фазе согласно Договору;
"международный поиск" - выявление поисковым органом соответствующего уровня техники патентуемого технического решения согласно Договору;
"отрицательный отчет о международном поиске" - отчет о проведенном поиске международного типа, содержащий заключение поискового органа о непатентоспособности технического решения (цитированные документы имеют категории "Х", "Y" или их комбинацию);
"положительный отчет о международном поиске" - отчет о проведенном международном поиске, содержащий заключение поискового органа о патентоспособности технического решения (цитированные документы имеют категорию "А");
"патентные пошлины" - международные пошлины и (или) национальные пошлины, в том числе пошлины за поддержание патента в силе;
"международные пошлины" - пошлины, подлежащие оплате пользователем согласно Договору (международная пошлина, пошлина за поиск, пошлина за пересылку, пошлина за изготовление приоритетного документа (если применимо));
"национальные пошлины" - пошлины, подлежащие оплате пользователем национальному патентному ведомству или иному органу, уполномоченному принимать заявки и выдавать патенты, согласно законодательству страны, в которой была подана национальная заявка;
"пошлины за поддержание патента в силе" - пошлины за поддержание выданного патента в силе, подлежащие оплате пользователем национальному патентному ведомству или иному органу, уполномоченному принимать заявки и выдавать патенты согласно законодательству страны, в которой был получен патент.
3. Условием оплаты оператором за пользователя патентных пошлин является оплата пользователем услуг оператора по договору оказания услуг по патентованию его разработок, при этом пользователь не оплачивает патентные пошлины.
Количество патентных заявок или патентов пользователя, для оплаты пошлин по которым оператору предоставляются субсидии, не ограничивается.
Условием оплаты оператором за пользователя пошлины за поддержание патента в силе является получение патента по патентной заявке, оплата пошлин по которой осуществлялась оператором из средств субсидий.
4. К расходам оператора на оплату патентных пошлин, на которые предоставляются субсидии, в частности, относятся следующие виды затрат:
а) оплата за пользователей международных пошлин за подачу международной заявки, а именно: международной пошлины за подачу заявки, пошлины за регистрацию международной заявки и пересылку регистрационного экземпляра заявки в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), пошлины за проведение международного поиска, пошлины за изготовление, заверение и пересылку копии приоритетного документа, пошлины за просрочку срока оплаты предписанных пошлин, дополнительной пошлины за поиск (при отсутствии единства изобретения), пошлины за возражение (при несогласии с доводами о нарушении единства изобретения), пошлины за позднее представление перечня последовательностей (продление срока представления перечня нуклеотидных/аминокислотных последовательностей в электронной форме), пошлины за позднее предоставление перевода (продление срока представления перевода международной заявки для целей международного поиска), пошлины за проведение международной предварительной экспертизы, пошлины за проведение международной предварительной экспертизы при нарушении единства изобретения за каждую часть международной заявки, которая не относится к изобретению, упомянутому первым в формуле изобретения, пошлины за обработку требования о проведении международной предварительной экспертизы, пошлины за дополнительный поиск, пошлины за обработку дополнительного поиска, пошлины за восстановление права конвенционного приоритета в отношении международной заявки, пошлины за восстановление права заявителя в отношении международной заявки по его ходатайству, а также иные пошлины на международной фазе, предусмотренные Договором о патентной кооперации и инструкцией к нему;
б) оплата за пользователей национальных пошлин за подачу национальной заявки, а именно: пошлины за подачу национальной заявки, дополнительной пошлины за подачу заявки (в случаях если объем материалов заявки или количество пунктов формулы изобретения превышают лимит установленный национальным патентным ведомством), пошлины за испрашивание конвенционного приоритета, пошлины за восстановление пропущенного заявителем срока перехода на национальную фазу, пошлины за проведение национальным ведомством по заявке патентного поиска, пошлины за проведение национальным ведомством по заявке экспертизы по существу, пошлины за указание государств, в том числе за расширение указания государств, пошлины за продление срока предоставления ходатайства о проведении экспертизы по существу, пошлины за более позднее представление перевода материалов заявки на рабочий язык национального патентного ведомства, пошлины за внесение изменений в материалы заявки, пошлины за преобразование заявки на изобретение в заявку на полезную модель, пошлины за продление срока ответа на запрос экспертизы, пошлины за пропуск предусмотренных национальным патентным ведомством процедурных сроков, пошлины за досрочное начало рассмотрения заявки на национальной фазе, пошлины за досрочную публикацию сведений о заявке, пошлины за восстановление заявки, пошлины за запрос о продолжении экспертизы, пошлины за изготовление, заверение и выдачу копий материалов из дела заявки, пошлины за регистрацию, выдачу и/или публикацию патента, пошлины за поддержание патента в силе на срок, указанный в подпункте "в" настоящего пункта, а также иные пошлины, предусмотренные национальным законодательством в рамках рассмотрения заявки на выдачу патента на национальной фазе;
в) оплата за пользователей пошлин за поддержание патента в силе, но не более чем за пять первых лет срока действия патента.
5. Субсидии предоставляются операторам, прошедшим отбор на право получения субсидии (далее - отбор). Отбор проводится не менее одного раза в год Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).
6. В целях проведения отбора Министерство принимает решение о проведении отбора и в срок, не превышающий 20 календарных дней до дня начала его проведения, размещает на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) извещение о проведении отбора с указанием следующей информации:
а) порядок, место, дата начала и дата окончания подачи заявок на участие в отборе с прилагаемыми к ним документами;
б) дата начала и дата окончания проведения отбора;
в) дата размещения на официальном сайте информации об операторах, прошедших отбор;
7. Для участия в отборе оператор представляет в Министерство заявку, составленную в произвольной форме и подписанную руководителем оператора, с приложением следующих документов;
а) копия учредительных документов оператора со всеми приложениями и внесенными в них изменениями;
б) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (в случае непредставления оператором такого документа Министерство запрашивает его самостоятельно);
в) справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у оператора неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) копии документов, подтверждающих соответствие оператора требованиям, указанным в абзаце 3 пункта 2 настоящих Правил.
8. Министерство регистрирует в порядке поступления в Министерство заявки на участие в отборе с прилагаемыми к ним документами в специальном журнале, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью Министерства.
Заявки на участие в отборе с прилагаемыми к ним документами рассматриваются в порядке поступления.
9. Министерство проверяет полноту и достоверность сведений, содержащихся в представленных оператором заявках на участие в отборе с прилагаемыми к ним документами, их соответствие пункту 1 и абзацу 3 пункта 2 настоящих Правил, принимает решение об определении одного или нескольких операторов, прошедших отбор, и размещает его в течение 5 рабочих дней со дня принятия на официальном сайте.
Операторам, прошедшим отбор, Министерство устанавливает ориентировочный размер субсидии на текущий финансовый год исходя из планируемого количества патентных заявок.
Министерство в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет об этом в письменной форме оператора.
10. Эффективность осуществления затрат оператора по оплате патентных пошлин, источником финансового обеспечения которого являются субсидии, оценивается ежегодно Министерством исходя из степени достижения следующих показателей результативности предоставления субсидий:
а) количество международных заявок и международных заявок с испрашиванием приоритета за отчетный период;
б) доля международных заявок с положительным отчетом о поиске международного типа не должна быть менее 90% от их количества (указанный показатель проверяется с учетом сроков подготовки поисковым органом отчетов о международном поиске по международным заявкам, поданным в отчетном периоде);
в) количество национальных заявок пользователей за отчетный период.
11. Оператор признается не прошедшим отбор в следующих случаях:
а) представленные оператором заявки на участие в отборе с прилагаемыми к ним документами содержат неполные и (или) недостоверные сведения;
б) представленные оператором заявки на участие в отборе с прилагаемыми к ним документами не соответствуют требованиям абзаца 3 пункта 2 настоящих Правил.
12. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня принятия соответствующего решения уведомляет об этом в письменной форме оператора, представившего заявку (с указанием конкретных причин отказа в случае признания оператора не прошедшим отбор).
13. С операторами, прошедшими отбор, Министерство заключает договоры о предоставлении субсидии (далее - договоры), в которых предусматриваются:
а) цели, условия и порядок предоставления субсидии;
б) сроки перечисления субсидии;
в) ведение операторами раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по осуществляемым видам деятельности;
г) обязанность Министерства и органов государственного финансового контроля по проведению проверок соблюдения оператором условий, целей и порядка предоставления субсидии и согласие оператора на проведение таких проверок;
д) порядок, формы и сроки представления отчета о выполнении условий предоставления субсидии;
е) порядок возврата сумм, использованных оператором, в случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством и органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей и условий предоставления субсидии;
ж) порядок возврата в текущем финансовом году оператором остатка субсидии, не использованного в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных договором;
з) качественная и (или) количественная характеристика достижения целевых показателей подпрограммы "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологичной продукции в гражданских отраслях промышленности" Государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", получаемая в рамках оценки показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а также ожидаемые результаты предоставления субсидий;
и) ответственность оператора за недостижение показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, с указанием штрафных санкций;
к) возможность (невозможность) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года;
л) перечень затрат, на финансовое обеспечение которых предоставляются субсидии;
м) перечень документов, предоставляемых получателем для получения субсидии.
14. Предоставление субсидий осуществляется ежегодно единовременно в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
15. Для получения субсидии оператор, с которым заключен договор, не позднее 1-го числа последнего месяца отчетного финансового года представляет в Министерство заявление о предоставлении субсидии (далее - заявление), составленное в произвольной форме и подписанное руководителем оператора, с приложением следующих документов:
а) расчет размера субсидии на следующий финансовый год исходя из планируемого количества международных заявок и поданных на их основе национальных заявок и размеров официально утвержденных патентных пошлин;
б) отчет о выполнении условий предоставления субсидии за отчетный финансовый год;
в) документы, подтверждающие соответствие оператора требованиям, указанным в абзаце 3 пункта 2 настоящих Правил;
г) справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у оператора неисполненных обязанностей по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, заверенная в установленном порядке;
д) справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером оператора, скрепленная печатью оператора, с указанием банковских реквизитов расчетных счетов оператора;
е) справка, подписанная руководителем оператора и скрепленная печатью оператора, подтверждающая соответствие оператора требованиям, указанным в пункте 2 настоящих Правил.
16. Министерство проверяет полноту и достоверность сведений, содержащихся в представленных оператором документах, их соответствие пункту 15 настоящих Правил, а также условиям договора и до 20-го числа последнего месяца отчетного квартала принимает решение о предоставлении субсидии либо мотивированное решение об отказе в предоставлении субсидии.
17. Решение об отказе в предоставлении субсидии принимается при наличии следующих оснований:
а) документы представлены с нарушением положений пункта 15 настоящих Правил, а также условий договора;
б) наличие в документах недостоверных сведений;
в) несоблюдение оператором условий договора;
г) недостаток лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Министерству на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
18. Министерство в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения уведомляет в письменной форме о принятом решении оператора, подавшего заявление.
19. В случае принятия решения о предоставлении субсидии Министерство предоставляет субсидию оператору (в размере, рассчитанном исходя из планируемого количества международных заявок и поданных на их основе национальных заявок и размеров официально утвержденных патентных пошлин) путем безналичного перевода соответствующей суммы денежных средств на банковский счет оператора. Информация о размерах и сроках перечисления субсидий учитывается Министерством при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
20. Оператор не позднее 1-го числа последнего месяца отчетного финансового года представляет в Министерство отчет о выполнении условий предоставления субсидии за отчетный финансовый год с приложением перечня поданных за год международных и национальных заявок с уникальными номерами, присвоенными соответствующими патентными ведомствами, а также копии платежных поручений с отметкой банка об исполнении, подтверждающих перевод денежных средств субсидий в счет оплаты патентных пошлин.
21. В случае установления фактов нарушения условий предоставления субсидии соответствующие денежные средства подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
22. Порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидии остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
23. В случае если доля международных заявок, которые не получили положительного отчета о поиске международного типа, составит более 10% от количества международных заявок, поданных в отчетном периоде равному одному году, оператор обеспечит возврат в федеральный бюджет ранее предоставленных средств субсидий в размере фактически осуществленных оператором расходов по оплате патентных пошлин по международным заявкам, которые превысили 10% от их количества.
24. Министерство и Федеральная служба финансово-бюджетного надзора обязаны не реже одного раза в год осуществлять контроль за соблюдением оператором порядка, целей и условий предоставления субсидий. В рамках проводимых проверок соблюдения оператором условий, целей и порядка предоставления субсидий оператор обязан представлять Министерству и органам государственного финансового контроля по их требованию необходимые документы, относящиеся к предмету настоящих Правил.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.