Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования порядка реализации имущества должников"
(подготовлен Минюстом России 25.08.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка реализации имущества должников" (далее - законопроект) разработан в целях модернизации существующей системы реализации имущества должников.
Законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" на ФССП России возложена организация принудительной реализации арестованного и изъятого имущества.
В то же время согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" единственной организацией, наделенной полномочиями по реализации арестованного имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Роль судебного пристава-исполнителя в действующем механизме реализации арестованного имущества ограничивается передачей имущества должника Росимуществу (статья 87 Закона об исполнительном производстве).
В этой связи в целях повышения эффективности механизма реализации законопроектом предлагается сосредоточить в рамках деятельности одного органа государственной власти - ФССП России все полномочия, связанные с организацией и осуществлением реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которому предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Это позволит исключить размывание ответственности за неэффективную организацию принудительной реализации имущества, арестованного в рамках исполнительного производства, и не противоречит задачам, возложенным на ФССП России.
Реализация имущества должника является составляющей процедуры принудительного исполнения юридисдикционных актов (статья 69 Закона об исполнительном производстве), которую осуществляет Федеральная служба судебных приставов (статья 5 Закона об исполнительном производстве).
При этом законопроектом предусматривается, что принудительная реализация имущества должника будет осуществляться путем его продажи специализированными организациями.
Такая практика уже используется органами принудительного исполнения зарубежных государств.
Согласно законодательству Республики Казахстан реализация арестованного имущества производится судебным исполнителем через торговые организации на комиссионных началах, а также на торгах в форме аукциона. Торги в форме аукциона проводятся частным судебным исполнителем самостоятельно, а государственным судебным исполнителем - через специализированную торговую организацию.
Аналогичный подход к реализации арестованного имущества используется в Финляндской Республике, в Республике Армения.
Действующий порядок принудительной реализации имущества должников в рамках исполнительного производства предусматривает продажу арестованного имущества путем проведения открытых торгов в форме аукциона либо на комиссионных началах. Как показывает практика, данные способы реализации не являются прозрачными, не позволяют привлечь внимание большого круга потенциальных покупателей, в том числе в силу отсутствия возможности у специализированной организации экспозиции товара или затрудненного доступа потенциального покупателя к осмотру продаваемого имущества должника, когда он проживает вне субъекта местонахождения арестованного имущества.
Кроме того, сами по себе процедуры комиссионной продажи, продажи путем проведения торгов требуют значительных затрат федерального бюджета, в том числе на вознаграждение специализированных организаций (поверенных) Росимущества, которые непосредственно осуществляют продажу арестованного имущества.
В связи с этим для обеспечения прозрачности процедуры реализации имущества, арестованного в рамках исполнительного производства, законопроектом предлагается установить электронные торги в качестве основного способа продажи имущества должника в ходе исполнительного производства. Электронные торги будут проводиться на электронных площадках в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", к просмотру которых будет публичный доступ, а соответственно, будет дополнительный независимый контроль за соблюдением правил проведения.
Кроме того, электронные торги позволяют принимать участие в торгах лицам независимо от их местонахождения, в том числе тем, кто находится вне субъекта Российской Федерации местонахождения имущества, арестованного в рамках исполнительного производства, что способствует привлечению дополнительного количества потенциальных покупателей.
В качестве других способов реализации имущества, арестованного в рамках исполнительного производства, законопроектом предлагается предусмотреть: закрытые торги; организованные торги; предъявление требования о погашении паев паевых инвестиционных фондов.
Данные способы реализации согласно законопроекту будут применяться исключительно для конкретных, специальных видов имущества должника. А именно: закрытые торги - для имущества, ограниченного в обороте; организованные торги - для ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах; предъявление требований о погашении паев паевых инвестиционных фондов - для продажи инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов.
Поскольку законопроектом предлагается установить электронные торги в качестве основного способа продажи арестованного имущества должника, то в законопроекте вместе с этим предусматриваются общие положения о порядке проведения аукциона, четкие требования к организатору торгов, к оператору электронной площадки, а также определяются их права и обязанности, в том числе порядок взаимодействия между собой, а также порядок подачи заявок на участие в торгах, их рассмотрения, права и обязанности участников торгов.
В настоящее время законодательство Российской Федерации содержит лишь общие положения, касающиеся порядка проведения торгов, порядка подачи заявок для участия в торгах, прав и обязанностей организатора торгов, участника торгов. В связи с чем отсутствует единый подход к организации и проведению торгов по продаже имущества, арестованного в рамках исполнительного производства, и создаются предпосылки для необоснованно широкого круга усмотрений со стороны организатора торгов, а, соответственно, и для проявления коррупции.
В соответствии с действующим законодательством лица, желающие принять участие в публичных торгах, вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые должны быть указаны в извещении о публичных торгах. При этом размер задатка в отношении арестованного имущества (за исключением залога недвижимого имущества, который определен в размере не более 5%) ни Гражданским кодексом Российской Федерации, ни Законом об исполнительном производстве не определен. В связи с чем специализированные организации устанавливают размер задатка по своему усмотрению, как правило, более 50 %, что не способствует эффективной реализации имущества, поскольку такой подход потребует от потенциального покупателя отвлечения значительных денежных средств из оборота на продолжительное время.
При незначительном размере задатка не являются исключением случаи, когда на торгах по продаже имущества, арестованного в рамках исполнительного производства, участвуют аффилированные лица взыскателей, которые, выиграв торги, не оплачивают основную сумму по договору купли-продажи имущества. В связи с чем теряют наименьший задаток, но в итоге получают в счет погашения долга по исполнительному производству имущество стоимостью на 25% меньше, чем предлагалось в ходе торгов.
В целях исключения таких случаев и побуждения лиц, участвующих в торгах, к соблюдению правил проведения торгов по продаже арестованного имущества должников законопроектом предлагается установить, что размер и порядок внесения задатка для участия в торгах определяется Законом об исполнительном производстве.
В частности, законопроектом предусматривается, что если цена имущества должника, определенная в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, составляет менее чем пятьсот миллионов рублей, то размер задатка составляет пятнадцать процентов указанной цены, в остальных случаях - десять процентов указанной цены.
Задаток не будет подлежать возврату в случае, если победитель аукциона уклонился или отказался от заключения договора купли-продажи имущества или не оплатил стоимость имущества в полном объеме. В данном случае сумма задатка подлежит перечислению в федеральный бюджет.
Согласно статье 85 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.
Законопроектом предлагается предоставить судебному приставу-исполнителю право самостоятельно оценивать движимое имущество, стоимость которого по предварительной оценке не превышает сто тысяч рублей, что позволит сократить расходы федерального бюджета на проведение оценки имущества.
В соответствии со статьей 89 Закона об исполнительном производстве начальная цена имущества, выставляемого на торги, не может быть меньше стоимости, указанной в постановлении об оценке имущества. При этом оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам (статья 85 Закона об исполнительном производстве).
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение.
В ходе реализации имущества на торгах указанные условия не могут быть в полной мере соблюдены, поскольку имущество в рамках исполнительного производства подлежит реализации в принудительном порядке. При этом срок экспозиции ограничен.
На этом фоне потенциальный покупатель не заинтересован в участии в торгах по реализации имущества в рамках исполнительного производства, поскольку этот же товар по рыночной цене он может приобрести в условиях обычного гражданского оборота.
Установление законопроектом начальной продажной цены арестованного имущества в размере семидесяти процентов от рыночной стоимости позволит привлечь внимание большого круга потенциальных покупателей, в результате участия которых в торгах позволит сформировать в конечном итоге объективную стоимость имущества.
Такая практика уже используется органами принудительного исполнения зарубежных государств.
Согласно законодательству Республики Молдова начальная цена имущества, выставленного на аукцион, на 20 процентов ниже цены, установленной при оценке имущества, указанной в протоколе об аресте имущества.
Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" был оптимизирован механизм реализации имущества, арестованного в рамках исполнительного производства. Должникам предоставлено право самостоятельной продажи принадлежащего им имущества, стоимость которого не превышает 30 тыс. рублей, если должник таким правом не воспользовался, то тогда взыскатель имеет право оставить такое имущество за собой в счет погашения долга до принудительной реализации.
Институт самостоятельной реализации арестованного имущества должниками за время своего существования показал себя достаточно эффективно.
За это время от должников поступило более 61 тысячи ходатайств о самостоятельной реализации арестованного имущества.
При этом самостоятельно реализовано имущество на сумму свыше 745 млн. руб., что составляет 83 % от объемов имущества, переданного на реализацию. К сравнению, специализированные организации в рамках принудительной реализации имущества должников продают только 35% имущества им переданного. То есть эффективность самостоятельной продажи более чем в два раза выше, чем принудительной.
В целях дальнейшего развития института самостоятельной реализации арестованного имущества должниками законопроектом предлагается предоставить им право (при отсутствии спора о стоимости имущества) самостоятельно реализовывать имущество, стоимость которого не превышает 100 000 руб.
Такой подход позволит обеспечить баланс прав и интересов, как должника, так и взыскателя в ходе исполнительного производства.
Такая практика широко используется в зарубежных странах. Так, согласно законодательству Республики Казахстан, должник после наложения судебным исполнителем ареста и проведения оценки имущества и до изъятия или реализации имущества с письменного согласия судебного исполнителя вправе реализовать имущество по цене не ниже оценочной. При этом нет ограничения по стоимости имущества. Аналогичная практика используется в Республике Молдова, Республике Беларусь.
В настоящее время законодательством Российской Федерации для организаторов торгов за нарушение правил проведения торгов предусмотрена только гражданская ответственность, которая может быть реализована только по инициативе заинтересованного лица в рамках гражданского иска. Отсутствие иных видов ответственности организаторов торгов создает предпосылки для пренебрежения организаторами торгов правилами проведения торгов, в том числе коррупционной направленности.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрев следующий состав административного правонарушения: "Нарушение установленных нормативными правовыми актами требований при реализации имущества должников на публичных торгах в электронной форме".
Предлагаемые изменения законодательства будут способствовать повышению эффективности реализации имущества должников, увеличению суммы вырученных от реализации денежных средств, снижению коррупционных факторов в процессе реализации имущества. Внедрение электронных торгов позволит расширить круг покупателей реализуемого имущества, упростить процесс участия в торгах для потенциальных участников, а также обеспечит прозрачность процедуры реализации арестованного имущества.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования порядка реализации имущества должников"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования порядка реализации имущества должников" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.