Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)"
(подготовлен Минтрудом России 05.10.2015 г.)
Раздел 1 Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Профессиональный стандарт "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, целостно описывающим вид профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения знаний и умений работника.
Профессиональный стандарт "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" разработан в целях реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
1.1 Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Проект профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" был составлен на основе результатов анализа состояния вида профессиональной деятельности, перспектив его развития с учетом отечественных и международных тенденций, а также нормативной, методической, учебной, технологической документации.
Мойка и чистка летательных аппаратов является частью их эксплуатационного обслуживания. От качества моечно-уборочных работ частично зависит срок эксплуатации лакокрасочных покрытий и средств комфорта. Согласно техническим и санитарным нормам, содержание летательного аппарата в чистоте является обязательным. Самолёты моют регулярно. Это связано, прежде всего, с тем, что грязь/ пыль/ копоть и т.д. на аэродинамических поверхностях и фюзеляже приводит к изменению аэродинамических свойств самолёта. Ко всему прочему, грязь имеет вес. Все эти факторы, в конечном итоге, влияют на расход топлива. Ещё один важный момент - это мытьё самолёта после осенне-зимней эксплуатации, когда на поверхности скапливаются остатки антиобледенительной жидкости, которые являются и сами дополнительным весом и фактором притягивания грязи.
Кроме того, внешний вид самолёта, а также чистота и убранство салона создаёт определённый имидж авиакомпании. Обычно мойку совмещают с техническим обслуживанием или стоянкой.
В будущем объём авиационных перевозок, и как следствие объём работ по эксплуатационному обслуживанию летательных аппаратов будет возрастать. Таким образом, профессия мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) является актуальной и востребованной в авиационной индустрии.
Основной целью вида профессиональной деятельности мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) является: создание условий эксплуатации летательных аппаратов, соответствующих санитарно-техническим нормам.
Перспектива развития профессиональной деятельности мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов), по мнению экспертов, является долгосрочной, а сама профессия относится к категории возрастающей востребованности. Этими обстоятельствами и обусловлена необходимость разработки настоящего профессионального стандарта.
Уровень квалификации мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) должен позволять ему свободно ориентироваться в вопросах моечно-уборочных процедур летательных аппаратов. При этом мойщик должен обладать необходимыми профессиональными умениями и знаниями в области эксплуатационного обслуживания летательных аппаратов.
В целях качественной подготовки мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) целесообразна разработка профессионального стандарта, в котором в полном объёме представлены единые требования к его профессиональной деятельности. Разработка профессионального стандарта мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.
В настоящее время нормативные правовые документы, регулирующие данный вид профессиональной деятельности, отсутствуют.
Разрабатываемый проект профессионального стандарта призван отобразить трудовые функции и действия мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов), охватить всю широту знаний и умений, необходимых для эффективного выполнения им своих обязанностей.
Профессиональный стандарт "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" является нормативным и методическим документом, определяющим требования к профессиональным качествам, практическому опыту и профессиональному образованию, необходимыми для исполнения мойщиком (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) своих обязанностей.
Профессиональный стандарт "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" может быть использован работодателем для:
- выбора квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задаче;
- определения критериев оценки при выборе персонала;
- обеспечения качества труда персонала и соответствия выполняемых персоналом трудовых функций, установленным требованиям;
- обеспечения профессионального роста персонала;
- поддержания и улучшения стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма работников;
- повышения мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышения эффективности, обеспечения стабильности и качества труда.
Анализ потребностей предприятий авиационной сферы сделан на основе информации разработчиков данного стандарта о ситуации с работниками данного профиля в крупных российских аэропортах. На основании проведенного анализа можно утверждать, что большинство отечественных предприятий авиационной сферы имеют потребность в мойщиках (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов).
Профессия мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) предполагает широкую область ответственности и целый ряд функций, предполагающих наличие у работника необходимого уровня технических знаний, умений и навыков. В свете комплексности функций мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) и, соответственно, комплексности определения необходимых знаний и навыков, разработка профессионального стандарта для данной профессии необходима для установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, квалификационных требований к работникам.
При разработке профессионального стандарта учитывался практический опыт экспертов и руководителей предприятий авиационной сферы, что позволило составить профессиональный стандарт в соответствии с реальными потребностями.
1.2 Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
Методологической основой разработки проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" является метод функционального анализа, предполагающий описание трудовой деятельности через трудовые функции и результаты деятельности.
В связи с тем, что одной из целей разработки профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" является определение направлений профессионального развития работника в рамках описываемого вида профессиональной деятельности, по результатам обсуждения проекта стандарта экспертами-разработчиками было принято решение о дифференциации обобщенных трудовых функций в зависимости от сложности и объема выполняемых работ.
Обобщенные трудовые функции выделяются как фактически различающиеся квалификационные уровни на основании экспертного определения состава выполняемых трудовых функций и трудовых действий, требований к умениям и знаниям работника.
В процессе разработки проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" на основе анализа и обобщения мнений экспертов, работников различных организаций авиационной сферы, а также анализа нормативно-технической, методической и технологической (эксплуатационной) документации в области эксплуатационного обслуживания летательных аппаратов были сформированы следующие обобщенные трудовые функции:
А. Мойка и очистка наружной поверхности летательного аппарата;
В. Внутренняя уборка летательного аппарата.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и отнесение их к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Описание обобщенных трудовых функций мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)
N п/п |
Наименование ОТФ |
Уровень квалификации |
1 |
Мойка и чистка наружной поверхности летательного аппарата |
2 |
2 |
Внутренняя уборка летательного аппарата |
2 |
Обобщенные трудовые функции "Мойка и очистка наружной поверхности летательного аппарата" и "Внутренняя уборка летательного аппарата" отнесены ко 2-му уровню квалификации, поскольку подразумевают соответствующий уровень полномочий и ответственности (компетенции): деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий; индивидуальную ответственность.
Для получения необходимой квалификации мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) в рамках обобщенных трудовых функций "Мойка и очистка наружной поверхности летательного аппарата" и "Внутренняя уборка летательного аппарата" необходимо краткосрочное обучение или инструктаж.
Содержание трудовых действий, умений, знаний, требований к образованию и опыту работы мойщиков (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов), выполняющих конкретные обобщенные трудовые функции соотнесены с "Уровнями квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н (Таблица 1.2).
Таблица 1.2 - Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов
Уровень |
Показатели уровней квалификации |
Основные пути |
||
Полномочия |
Характер умений |
Характер |
||
2 уровень |
Деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий Индивидуальная ответственность |
Выполнение стандартных заданий Выбор способа действия по инструкции Корректировка действий с учетом условий их выполнения |
Применение специальных знаний |
Основные программы профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих (как правило, не менее 2 месяцев) Практический опыт |
Описание установленного уровня квалификаций соответствует специфике полномочий, ответственности, характеру умений и знаний мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов).
1.3 Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Каждая обобщенная трудовая функция мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) включает перечень трудовых функций и действий, характеризующих трудовые функции. Выполнение трудовых функций обеспечивается наличием описываемых в проекте профессионального стандарта знаний и навыков, необходимых для их выполнения, а также требованиями к образованию, обучению и опыту практической деятельности в соответствии с уровнем квалификации.
В рамках каждой обобщенной трудовой функции в результате ее обсуждения в профессиональном сообществе разработки проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" с учетом деятельности реально работающих мойщиков (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) были выявлены следующие трудовые функции и определены уровни квалификации по ним (Таблица 1.3):
Таблица 1.3 - Описание состава трудовых функций мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) и их отнесение к конкретным уровням квалификации
Наименование обобщенной трудовой функции |
Наименование трудовой функции |
Уровень квалификации |
Мойка и очистка наружной поверхности летательного аппарата |
Подготовка к работе инвентаря, оборудования и рабочих растворов для чистки и мойки наружной поверхности летательных аппаратов |
2 |
Мойка и очистка наружной поверхности летательного аппарата с применением агрегатов и оборудования |
2 |
|
Внутренняя уборка летательного аппарата |
Уборка пассажирских салонов летательного аппарата |
2 |
Уборка туалетов летательного аппарата |
2 |
|
Уборка гардеробов, бытовых отсеков и входных вестибюлей летательного аппарата |
2 |
|
Уборка багажных отсеков летательного аппарата |
2 |
|
Уборка кабины экипажа летательного аппарата |
2 |
|
Уборка буфетных стоек |
2 |
Описание трудовых функций мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) соответствует специфике полномочий, ответственности, характеру умений и знаний 2-го уровня квалификации в соответствии с "Уровнями квалификаций в целях разработки проектов профессиональных стандартов" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н) (Таблица 1.2). Этим и обосновано отнесение их к данному уровню.
Раздел 2 Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
Этапы разработки проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" соответствуют требованиям Методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта (утверждены приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от " 29" апреля 2013 г. N 170н).
На начальном этапе разработки проекта профессионального стандарта были осуществлены следующие мероприятия:
- Формирование рабочей группы и согласование плана-графика ее деятельности;
- Направление в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уведомления о разработке проекта профессионального стандарта;
- Анализ российских и международных профессиональных стандартов по родственным видам профессиональной деятельности;
- Оценка состояния и перспектив развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относится данный проект профессионального стандарта;
- Анализ тарифно-квалификационных характеристик, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих;
- Анализ нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности;
- Разработка проекта Функциональной карты вида профессиональной деятельности (черновой вариант);
- Подготовка программы разработки проекта профессионального стандарта (выбор методов, расчет выборки и т.д.);
- Проведение структурно-функционального анализа вида профессиональной деятельности и предварительное отнесение трудовых функций к уровням квалификации;
- Сбор информации о квалификационных требованиях к мойщику (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) из дополнительных источников.
Далее было организовано проведение фокус-групп с экспертами; индивидуальные устные интервью с работниками данной профессии, индивидуальные опросы экспертов по анкетам, составленным на основе чернового варианта Функциональной карты и доработан проект Функциональной карты вида профессиональной деятельности.
Следующий этап был посвящен непосредственно подготовке проекта профессионального стандарта. В рамках данного этапа были осуществлены такие мероприятия, как:
- Разработка и согласование проекта профессионального стандарта;
- Представление информации о ходе разработки проекта профессионального стандарта в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации;
- Информирование представителей заинтересованных организаций о состоянии разработки и согласования проекта профессионального стандарта с обязательной публикацией хода работ в сети Интернет и на сайте разработчика;
- Мониторинг технологий и содержания профессиональной деятельности в целях внесения изменений в профессиональный стандарт.
На заключительном этапе разработки проекта профессионального стандарта было проведено его профессионально-общественное обсуждение (круглые столы, семинары, конференции и т.п.) и осуществлена его доработка по результатам обсуждения с учетом поступивших замечаний и предложений. Подготовленный проект профессионального стандарта, а также комплект сопроводительных документов представлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
2.1 Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта
Ответственной организацией-разработчиком профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" является ООО Фирма "Илига". Общество с ограниченной ответственностью Фирма "Илига" было образовано и зарегистрировано Постановлением главы Администрации Октябрьского округа г. Иркутска N 50 от 28 февраля 1992 года. Деятельность Фирмы имеет на сегодняшний день научно-исследовательскую направленность. Вместе с научными исследованиями ООО Фирма "Илига" активно занимается оказанием консультационных услуг субъектам малого и среднего бизнеса, составлением бизнес-планов крупных проектов, а также аудиторской и оценочной деятельностью.
На начальном этапе разработки проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" был определен базовый состав организаций, удовлетворяющий условиям разработки проекта и способный осуществить его разработку, а в дальнейшем и экспертизу. В него вошли следующие организации:
- АО "Международный аэропорт "Пермь", город Пермь;
- Иркутский авиационный завод (ИАЗ) - филиал ОАО "Корпорация "Иркут", город Москва;
- ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", город Улан-Удэ, Республика Бурятия;
- ОАО "Аэропорт Сургут", город Сургут, Тюменская область;
- ОАО "Международный Аэропорт Иркутск", город Иркутск;
- ОАО "Саратовские авиалинии", город Саратов;
- Саха (Якутское) межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, город Якутск, Республика Саха /Якутия.
Состав организаций был определен вследствие наличия большого опыта проведения совместных научно-исследовательских работ (в том числе по созданию ряда должностных инструкций, инструкций и правил по охране труда и т.п.), а также исходя из непосредственной принадлежности к исследуемому виду профессиональной деятельности и наличия большого опыта в данной сфере.
В процессе разработки проекта профессионального стандарта количество привлечённых организаций и экспертов было расширено в целях более детальной проработки трудовых функций, связанных с данной профессиональной деятельностью и проведения экспертизы профессионального стандарта.
Перечень организаций, сведения об уполномоченных ими лицах, участвовавших в разработке и согласовании проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1 к пояснительной записке.
В качестве организаций, на базе которых проводились исследования, разработчиками были выбраны крупные предприятия, имеющие непосредственное профессиональное отношение к эксплуатации и техническому обслуживанию летательных аппаратов, научно-исследовательские учреждения, занимающиеся изучением и решением проблем в данной области, профессиональные сообщества, образовательные учреждения.
В разработке и оценке содержания данного профессионального стандарта приняли участие также представители федеральных органов государственной власти, центров повышения квалификации, общественных организаций.
2.2 Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
Рабочая группа по разработке проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" формировалась из числа специалистов, обладающих знанием специфики исследуемого вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Это эксперты двух категорий:
1. Специалисты производственно-технологического блока: высококвалифицированные специалисты, руководители. Требования к компетенциям данных специалистов включают в себя знания:
- содержание исследуемого вида трудовой деятельности;
- трудовых функций работника;
- положений действующих отраслевых регламентов, нормативных документов, определяющих требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности, критерии отраслевой системы квалификаций, наименования существующих должностей;
- требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и умениям работников.
2. Специалисты в области управления персоналом. Они должны знать:
- требования, предъявляемые к работникам данного вида трудовой деятельности по состоянию здоровья, опыту работы, уровню образования, наличию специальных сертификатов;
- необходимые компетенции для выполнения работниками своих трудовых функций, включая дескрипторы компетенций, представленные по каждому квалификационному уровню в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации.
Кроме того, в состав рабочей группы были включены специалисты по методологии и методике формирования профессиональных стандартов, проведения фокус-групп, организации экспертных опросов. В их компетенции входило владение концепцией и технологией разработки профессиональных стандартов, социологическими методами исследований, знание понятийно-терминологического аппарата, дескрипторов и принципов организации Национальной рамки квалификаций РФ, нормативной документации Министерства труда и социальной защиты РФ в сфере профессиональных стандартов.
При выборе экспертов особое внимание было обращено на необходимость знаний в области эксплуатационного обслуживания летательных аппаратов, охраны труда, производственной санитарии и экологической безопасности. При этом специалист-эксперт должен знать:
- законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие данный вид профессиональной деятельности;
- Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н;
- Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- Содержание профессиональной деятельности, трудовые функции и действия, необходимые знания и умения при работе мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов).
Кроме того специалист-эксперт должен уметь:
- выполнять анализ профессиональной деятельности мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов);
- устанавливать обобщенные трудовые функции и входящие в них трудовые функции;
- определять перечень трудовых действий, необходимых умений и знаний;
- выявлять уровень квалификации, необходимый для выполнения трудовой функции мойщика (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов);
- координировать процесс взаимодействия с другими экспертами при разработке стандарта.
При выборе экспертов так же было принято во внимание их территориальное представительство с тем, чтобы круг экспертов включал в себя максимально возможный перечень территорий по широте обхвата России.
Все эксперты, которые были привлечены к разработке проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)", отвечают всем перечисленным выше требованиям и имеют достаточную квалификацию для проведения экспертиз.
С учетом изложенного выше, в состав экспертной группы вошло 19 человек. Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке и согласовании проекта профессионального стандарта, указаны в Приложении N 1 к пояснительной записке.
В процессе разработки проекта профессионального стандарта в первую очередь использовались следующие группы методов:
1. Аналитические методы исследования:
- Анализ общероссийских классификаторов социально-экономической информации и квалификационных справочников (ОКПДТР, ЕТКС, ОКЗ, ОКВЭД), профессиональных стандартов (в том числе корпоративных), квалификационных характеристик по виду профессиональной деятельности;
- Анализ отраслевых, ведомственных и корпоративных инструкций, квалификационные характеристики, описания рабочих мест;
- Анализ отраслевых, ведомственных и корпоративных нормативных актов (приказы, постановления, распоряжения), содержащих сведения о характеристиках вида профессиональной деятельности, об определении уровня квалификации при присвоении квалификационных категорий и т.п.;
- Анализ документации предприятий (должностных инструкций и др.);
- Моделирование профессиональной деятельности (метод структурно-функционального анализа деятельности).
2. Методы экспертных опросов: анкетирование; интервьюирование; метод фокус-групп (групповые экспертные оценки).
Также в процессе разработки проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" были использованы теоретико-эмпирические методы, социологические методы, методы системного, системно-комплексного, сравнительного анализа и другие методы, сущность которых состоит в следующем:
- теоретико-эмпирические методы использовались для изучения научно-теоретических и методических основ процесса разработки профессиональных стандартов в нашей стране, имеющийся опыт разработки профессиональных стандартов в авиационной сфере;
- социологические методы использовались в процессе проведения социологических исследований мнения профессионального сообщества о содержании проекта данного профессионального стандарта;
- методы системного и системно-комплексного анализа использовались в процессе проведения исследований мнения профессионального сообщества о содержании проекта данного профессионального стандарта, их обработки, систематизации и обобщения;
- методы сравнительного анализа использовались в процессе проведения исследований мнения профессионального сообщества о содержании проекта данного профессионального стандарта, когда проводилось сравнение предложений профессионального сообщества с требованиями нормативно-правовой базы в области профессиональных стандартов.
2.3 Общие сведения о нормативных правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Проект профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" разработан в соответствии с Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (в ред. от 28 июня 2014 г.), Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 г. N 170н.
При разработке проекта профессионального стандарта также использовались такие нормативные правовые документы, регулирующие профессиональную деятельность, как:
- Воздушный кодекс Российской Федерации редакция, действующая с 21 июля 2014 года;
- ГОСТ 22639-2013 Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов. Термины и определения;
- ГОСТ 31812-2012 Средства наземного обслуживания самолетов и вертолетов гражданского назначения. Общие технические требования;
- Гражданский кодекс Российской Федерации от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.07.2013);
- Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 53 Раздел "Эксплуатация и летные испытания летательных аппаратов (воздушных судов)".
- Конституция РФ;
- ТИ РО-54-009-01 Типовая инструкция по охране труда для мойщика летательных аппаратов (воздушных судов) В действие с 01.11.2001 г.
Раздел 3 Обсуждение проекта профессионального стандарта
3.1 Общая информация о порядке обсуждения
Разработка проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" была начата в августе 2014 года. Разработчиком профессионального стандарта выступила ООО Фирма "Илига". Министерством труда и социального развития Российской Федерации она была зарегистрирована в качестве ответственной организации-разработчика.
В августе 2014 года ответственная организация - разработчик проекта профессионального стандарта приступила к процедуре его разработки и обсуждения.
На данном этапе Рабочей группой ответственной организации-разработчика ООО Фирма "Илига" была осуществлена подготовка к созданию профессионального стандарта "Мойщик летательных аппаратов". Были проведены следующие мероприятия:
- Предварительное совещание по вопросу инициирования разработки проекта профессионального стандарта;
- Определение организаций-разработчиков (соисполнителей);
- Анализ состояния и перспектив развития исследуемого вида профессиональной деятельности;
- Анализ нормативной базы и иных организационно-распорядительных документов в части требований к профессии;
- Формирование репрезентативной выборки организаций, получение от них согласия на совместную работу над проектом профессионального стандарта;
- Участие в семинаре "Разработка профессионального стандарта" в формате вебинара, проводимого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (14 августа 2014 года);
- Формирование группы экспертов, привлекаемых к разработке профессионального стандарта;
- Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности;
- Анализ квалификационных характеристик в действующих классификаторах;
- Формирование общего подхода к подготовке проекта профессионального стандарта. Подготовка программы разработки проекта профессионального стандарта;
- Разработка проекта функциональной карты и анкеты с первичным перечнем знаний, умений и трудовых навыков для последующего исследования.
Экспертной группой был утвержден план ее работы, одобрены основные принципы разработки профессионального стандарта мойщика летательных аппаратов. Было проведено обсуждение функциональной карты и основных трудовых функций.
К сентябрю 2014 г. был подготовлен проект профессионального стандарта с подробным описанием обобщенных трудовых функций и трудовых функций, вошедших в функциональную карту.
С целью обсуждения проекта профессионального стандарта была проведена подготовительная работа по созданию площадок для проведения экспертных интервью, рабочих групп, круглых столов, семинаров, фокус - групп в различных регионах страны.
Само профессионально-общественное обсуждение проекта профессионального стандарта проводилось путем:
1. Размещения проекта профессионального стандарта на сайте организации-разработчика http://илига.рф/ru/razrabotka-ps, сайте Агентства стратегических инициатив http://www.asi.ru/https://sup.asi.ru/;
2. Организации специальных форумов в сети Интернет - сайт Агентства стратегических инициатив http://www.asi.ru/https://sup.asi.ru/;
3. Размещения информации о ходе разработки профессионального стандарта в сети Интернет - сайт Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета http://www.istu.edu/;
4. Проведения конференций, круглых столов, семинаров, рабочих групп и других публичных мероприятий, в число которых вошли такие мероприятия, как: Круглый стол по обсуждению проекта профессионального стандарта при ООО Фирма "Илига" (г. Иркутск, ул. Советская, д. 85, 09.09.14 г.); Совещание по методологии разработки профессиональных стандартов при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (г. Москва, ул. Ильинка, д.21, 11.09.14 г.); Рабочая группа по обсуждению проекта профессионального стандарта при Министерстве промышленной политики Иркутской области (г. Иркутск, ул. Ленина, 1 "А", 16.09.14 г.); Всероссийская научно - практическая конференция "Обсуждение проектов профессиональных стандартов и их влияние на развитие профессионального образования и экономики России" (г. Иркутск, ФГБОУ ВПО НИ ИРГТУ, 17-19.09.14 г.); Межрегиональная конференция "Обсуждение проектов профессиональных стандартов и их влияние на повышение эффективности наёмного труда в экономике" Общественной организации предпринимателей Иркутской области (г. Иркутск, ул. Баумана, 52, 22-24.09.14 г.); Рабочее совещание с разработчиками проекта профессионального стандарта по промежуточному обсуждению итогов работы по проекту профессионального стандарта (г. Иркутск, ул. Советская, д. 85, 26.09.14 г.); Заседание президиума Санкт-Петербургского регионального отделения общероссийской общественной организации предпринимателей "ОПОРА РОССИИ" (г.Санкт-Петербург, Парнас, 1-й Верхний пер., д.2, 29.09.14 г.); Совещание экспертов по обсуждению проекта профессионального стандарта при Научно-исследовательском Иркутском государственном техническом университете (г. Иркутск, ул. Лермонтова, д. 83, 30.09.14 г.).
В октябре 2014 года проект профессионального стандарта был размещен на официальном сайте Министерства труда и социального развития РФ http://profstandart.rosmintrud.ru, для расширения возможности общественного обсуждения как материалов по проекту, так и самого проекта профессионального стандарта со специалистами.
Параллельно была проведена рассылка писем ряду организаций, связанных по роду своей деятельности с данной профессией, с просьбой принять участие в обсуждении и выдать свои заключения по проекту профессионального стандарта (в Международную ассоциацию руководителей авиапредприятий, Российскую ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта, Ассоциацию гражданской авиации "Аэропорт", Российскую академию транспорта и др).
В ноябре 2014 года были организованы телефонные интервью с некоторыми экспертами, выдавшими ранее свои замечания на конференции, на круглых столах, с уточнением их позиций после принятия или аргументированного отклонения их замечаний и доработка проекта профессионального стандарта с учётом этих интервью, замечаний, имевшихся в отзывах и недостатков, выявленных в результате рецензирования и обсуждения.
9 декабря 2014 года в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось заседание Рабочей группы по рассмотрению проектов профессиональных стандартов в сфере транспорта. В рамках данного мероприятия был обсужден проект профессионального стандарта "Мойщик летательных аппаратов".
Рабочая группа отметила, что данный проект выполнен в соответствии с Макетом профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147 и рекомендовала его к направлению Минтрудом России в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям для проведения экспертизы с учетом доработки по замечаниям и предложениям, высказанным на заседании рабочей группы.
С апреля по август 2015 года велась активная деятельность по доработке проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" в рамках его профессионально-общественного обсуждения. Ответственной организацией-разработчиком был организован ряд промежуточных семинаров, круглых столов, конференций.
Письма с прилагаемым проектом профессионального стандарта и ссылкой на сайты его размещения были направлены руководителям и специалистам заинтересованных организаций, представителям общественных объединений, профессиональных сообществ, в том числе образовательным и научно-исследовательским учреждениям.
Ввиду своего непосредственного отношения к деятельности мойщиков (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов) к обсуждению были привлечены аэропорты практически всех регионов России.
В процессе всей работы над разработкой проекта профессионального стандарта велось его активное обсуждение со всеми соисполнителями этой работы путем общения по видеоконференцсвязи, электронной почте.
По итогам обсуждения были получены официальные письменные отзывы, с указанием замечаний и предложений, комментарии в рабочем порядке, а также отдельные письменные и устные предложения по проекту профессионального стандарта, поступивших в частном порядке. Информация о полученных отзывах и рекомендациях приведена в приложении N 4 к пояснительной записке.
По полученным предложениям и замечаниям была проведена доработка документа. Скорректированный проект профессионального стандарта был одобрен на итоговом совещании экспертов по обсуждению проекта профессионального стандарта (17 августа 2015 года) и представлен на рассмотрение в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении N 2 к пояснительной записке.
3.2. Общая информация об организациях и экспертах, участвовавших в обсуждении проекта профессионального стандарта
В обсуждении проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" приняли участие руководители и специалисты организаций авиационной сферы, имеющие непосредственное отношение к деятельности мойщиков (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов), представители государственных органов власти, общественных объединений, профессиональных сообществ, научно-образовательных учреждений. Среди них:
Специализированные образовательные организации: Учебно-методическое управление ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", город Санкт-Петербург; Институт авиа-машиностроения и транспорта ИРНИТУ, город Иркутск
Научно-исследовательские организации: ФГБОУ ВО ИРНИТУ "Иркутский национальный исследовательский технический университет", город Иркутск
Общественные организации: Общественная организация предпринимателей Иркутской области, город Иркутск
Авиационные предприятия: Саха (Якутское) межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, город Якутск, Республика Саха /Якутия; Иркутский авиационный завод (ИАЗ) - филиал ОАО "Корпорация "Иркут", город Москва
Государственные органы власти: Министерство транспорта Российской Федерации, город Москва
Профсоюзы: Профсоюз работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России, город Москва
Всего в обсуждении проекта профессионального стандарта приняли участие более 100 экспертов из 45 организаций.
Все эксперты, участвовавшие в обсуждении проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)", обладают достаточным знанием специфики исследуемого вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, имеют достаточную квалификацию для проведения экспертиз и владеют концепцией и технологией разработки профессиональных стандартов.
Круг экспертов включал в себя максимально возможный перечень территорий по широте обхвата России.
Сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в приложении N 2 к пояснительной записке.
3.3 Обобщенные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
В процессе разработки проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" были получены некоторые замечания и предложения. По мере их поступления проводились обсуждения с экспертами, готовились аргументированные ответы.
Все полученные в процессе профессионально-общественного обсуждения замечания и рекомендации были тщательно проанализированы. По некоторым из них было проведено очное обсуждение. В результате проделанной работы был подготовлен уточненный вариант проекта профессионального стандарта, который прошел ряд повторных обсуждений проекта и его согласование с организациями-разработчиками предложенных корректировок.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" представлены в Приложении N 2 к пояснительной записке.
В целом по заключениям экспертов проект профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" считается достаточным, заслуживает одобрения и рекомендуется к утверждению.
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
Трудовые функции, особо регулируемые законодательством, в проекте профессионального стандарта отсутствуют.
Согласование проекта профессионального стандарта проводилось в рамках общественного обсуждения и апробации (см. Приложение 1, 2).
Проект профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Его использование позволит осуществить оптимизацию структуры кадрового потенциала в организациях и решать следующие задачи: определять потребности в трудовых ресурсах, формировать структуры подразделений организации, организовывать обучение и аттестацию работников, разрабатывать должностные инструкции, формировать требования для найма рабочей силы, перераспределять трудовые ресурсы внутри организации, формировать и совершенствовать систему мотивации персонала.
Президент
ООО Фирма "Илига", И.И. Галяутдинов
" 21 " ___августа___ 2015 г.
"Приложение N 1
к пояснительной записке"
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и
согласованию проекта профессионального стандарта
"Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)"
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
Подпись уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта |
|
|||
1. |
ООО Фирма "Илига", 664009, Россия, г. Иркутск, ул. Советская, 85, тел. 8 (3952) 27-10-42, 8-914-955-22-97, e/mail: ooiliga@irk.ru |
Президент
фирмы |
Галяутдинов Ильдус Ильясович |
|
2. |
АО "Международный аэропорт "Пермь", 614515, Россия, Пермский край, Пермский муниципальный район, п. Сокол, аэропорт Большое Савино, корпус 12, тел. 8 (342) 294-98-25, 294-97-55, e-mail: gen-dir@savino.perm.ru |
Генеральный директор |
Кошенсков Эдуард Анатольевич |
|
3. |
Иркутский авиационный завод (ИАЗ) - филиал ОАО "Корпорация "Иркут", Россия, 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, 68, тел. 8-902-560-07-55 |
Директор по производству |
Яманов Сергей Михайлович |
|
4. |
ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", 620025, Россия, Филиал в г.Улан-Удэ, Республика Бурятия, тел. 8-924-457-52-44 |
Директор |
Самохвалов Владимир Александрович |
|
5. |
ОАО "Аэропорт Сургут", 628422, Россия, Тюменская область, ХМАО-Югра, г. Сургут, ул. Аэрофлотская, 49/1, тел.: 8 (3462) 28-00-74, факс: 28-00-79, e-mail: office@airsurgut.ru" |
Исполняющий обязанности генерального директора |
Прийма Сергей Викторович |
|
6. |
ОАО "Международный Аэропорт Иркутск", 664009, Россия, г. Иркутск, ул. Ширямова, 13, тел. 8 (3952) 26-68-75 |
Директор по развитию кейтеринга - начальник службы авиационного сервиса |
Припузов Анатолий Егорович |
|
7. |
ОАО "Саратовские авиалинии", 410010, г. Саратов, ул. Жуковского, 25, тел. 8 (8452) 69-63-10 (приемная), 69-63-02, факс: 8 (8452) 69-62-71, e-mail: office@saratovairlines.ru" |
Технический директор - Начальник АТБ |
Пригородов Сергей Иванович |
|
8 |
Саха (Якутское) межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, 677000, Россия, Республика Саха /Якутия/, г. Якутск, ул. Орджоникидзе, 10, оф. 202, тел. (8-4112) 34-35-34 |
Заместитель руководителя |
Ищенко Игорь Михайлович |
|
Согласование проекта профессионального стандарта |
|
|||
9. |
Профсоюз работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России, 125993, ФАВТ Минтранса России, г. Москва, Ленинградский проспект, 37, кор.1, офис 502, тел. 8 (499) 231-62-13 |
Председатель |
Курочкин Владимир Дмитриевич |
|
10. |
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", 196210, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Пилотов, 38, тел. 8 (812) 704-18-18 |
Начальник учебно-методического управления |
Богданов Владимир Григорьевич |
|
11. |
ФГБОУ ВО ИРНИТУ Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83, оф., тел. 8 (3952) 40-54-05 |
Первый Проректор, д.т.н. |
Коновалов Николай Петрович |
|
12. |
НП "Аэродром Фролово ДОСААФ России" Некоммерческое партнерство "Аэродром Фролово ДОСААФ России", 614530, Россия, Пермский край, Пермский район, д.Нестюково, тел. 8-902-802-07-91 |
Директор компании |
Сазонов Дмитрий Валерьевич |
|
13. |
Аэропорт Нерюнгри Чульман 678980, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Нерюнгри, п.Чульман-2, тел. 8-914-242-55-47 |
Инженер - авиадиспетчер |
Демьяненко Александр Витальевич |
|
14. |
ООО "Иркутская лаборатория досудебной экспертизы - ИЛДЭ", 664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Советская, 85,оф.7 |
Директор |
Кокоуров Алексей Михайлович |
|
15. |
ООО "Элит", 665458, Россия, Иркутская область, г. Усолье Сибирское, ул. Московская, 24 "А" |
Генеральный директор |
Кисёлев Юрий Вячеславович |
|
16. |
ООО Компания "Новое время", 664007, Россия, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 4 |
Директор |
Титов Михаил Витальевич |
|
17. |
ООО Фирма "Исследования, разработки и внедрение инновационных технологий - ИРВИТ", 664009, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Аларская, 25 |
Директор |
Ченских Алексей Прокопьевич |
|
18. |
ООО Фирма "Тахион", 664032, Иркутская область, г. Иркутск, м/н Первомайский, 26 |
Директор |
Владимиров Андрей Анатольевич |
|
19. |
ОАО "Международный Аэропорт Иркутск", 664009, Россия, г. Иркутск, ул. Ширямова, 13, тел. 8 (3952) 26-68-75 |
Руководитель управления делами администрации |
Федячкин Владимир Кузьмич |
|
"Приложение N 2
к пояснительной записке"
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта
профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)"
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации |
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Общественное обсуждение проекта профессионального стандарта в сети Интернет | ||||
Обсуждение проекта профессионального стандарта на сайте разработчика илига.рф/ru/razrabotka-ps |
с мая 2015 |
Пользователи сети Интернет |
Пользователи сети Интернет |
Пользователи сети Интернет |
Обсуждение проекта профессионального стандарта на сайте Иркутского национального исследовательского технического университета http://www.istu.edu/ |
Май 2015 - август 2015 |
Пользователи сети Интернет |
Пользователи сети Интернет |
Пользователи сети Интернет |
Обсуждение проекта профессионального стандарта на сайте Агентства стратегических инициатив http://www.asi.ru/https://sup.asi.ru/ |
11.05.2015 - сентябрь 2015 |
Пользователи сети Интернет |
Пользователи сети Интернет |
Пользователи сети Интернет |
Обсуждение проекта профессионального стандарта на сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Официальная страница проекта на сайте Минтруда России: http://profstandart.rosmintrud.ru/web/ps1439103) |
с 14.05. 2015 |
Пользователи сети Интернет |
Пользователи сети Интернет |
Пользователи сети Интернет |
Обсуждение проекта профессионального стандарта на сайте regulation.gov.ru |
сентябрь 2015 - октябрь 2015 |
Пользователи сети Интернет |
Пользователи сети Интернет |
Пользователи сети Интернет |
Общественное обсуждение проекта профессионального стандарта на заседаниях рабочих и экспертных групп | ||||
Заседание Рабочей группы по рассмотрению проектов профессиональных стандартов в сфере транспорта при Министерстве транспорта Российской Федерации (г. Москва) |
09.12.2014 |
Министерство транспорта Российской Федерации, Административный департамент Минфина России, Департамент государственной политики в области гражданской авиации, ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации", ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет гражданской авиации", Федеральный профсоюз авиационных диспетчеров России, Профсоюз работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России, Департамент пассажирских перевозок ООО "УК "АВТОЛАЙН-ТРАНСЛАЙТ", Московский транспортный союз, Ассоциация партнеров авиационного сообщества "Авиационный персонал", Департамент государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта, Ассоциация международных автомобильных перевозок, Российский автотранспортный союз, ООО Фирма "Илига", ООО Фирма "АМИК" |
Председатель рабочей группы: статс-секретарь - заместитель Министра транспорта РФ |
Аристов Сергей Алексеевич |
Члены рабочей группы: |
О.В. Щегловская В.С. Цыпленкова А.В. Михайлов С.В. Панфёров А.В. Назаров Ю.В. Анастасин В.И. Алексеев Н.Я. Бамбаева В.Г. Богданов А.С. Борзова В.Н. Волченков В.В. Воробьев И.А. Епишкин С.А. Ионов Е.А. Лаврентьева А.В. карабанов Д.А. Карлов С.А. Ковалев И.В. Ковальчук А.Г. Кузнецов В.Д. Курочкин С.В. Москвичёв О.Н. Покусаев Т.Г. Семерова Ю.Ю. Свешников А.М. Фарберов Т.М. Хохлова |
|||
Приглашенные лица: |
В.Н. Буробин Н.Г. Виблый И.И. Галяутдинов Н.Н. Жукова С.М. Зайцев В.А. Ильдяков О.С. Карникова А.С. Ламаев С.К. Нечаев О.К. Ополонская Г.Л. Цеханский-Сергеев |
|||
Заседание рабочей группы по промежуточному обсуждению итогов работы по проекту профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" при ООО Фирма "Илига" (г. Иркутск) |
29.05.2015 |
ООО Фирма "Илига", г. Иркутск |
Президент |
И.И. Галяутдинов |
Специалист по развитию бизнеса |
С.А. Накорякова |
|||
Научный сотрудник |
О.Л. Томшин |
|||
Иркутский авиационный завод (ИАЗ) - филиал ОАО "Корпорация "Иркут", г. Москва |
Директор по производству |
С.М. Яманов |
||
ОАО "Международный Аэропорт Иркутск", г. Иркутск |
Директор по развитию кейтеринга - начальник службы авиационного сервиса |
А.Е. Припузов |
||
ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия |
Директор |
В.А. Самохвалов |
||
Саха (Якутское) межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, г. Якутск, Республика Саха /Якутия |
Заместитель руководителя |
И.М. Ищенко |
||
ООО Фирма "Исследования, разработки и внедрение инновационных технологий - ИРВИТ", г. Иркутск |
Директор |
А.П. Ченских |
||
ООО Фирма "Тахион", 664032, Иркутская область, г. Иркутск, м/н Первомайский, 26 |
Директор |
А.А. Владимиров |
||
Заседание экспертной группы по обсуждению проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов" при Министерстве промышленной политики Иркутской области (г. Иркутск) |
15.06.2015 |
ОАО "Международный Аэропорт Иркутск", г. Иркутск |
Руководитель управления делами администрации аэропорта |
В.К. Федячкин |
ООО Фирма "Илига", г. Иркутск |
Президент |
И.И. Галяутдинов |
||
Научный сотрудник |
О.Л. Томшин |
|||
Институт авиа-машиностроения и транспорта ИРНИТУ (Иркутский национальный исследовательский технический университет), г. Иркутск |
Директор института, к.т.н. |
Р.Х. Ахатов |
||
ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия |
Директор |
В.А. Самохвалов |
||
ООО Фирма "Исследования, разработки и внедрение инновационных технологий - ИРВИТ", г. Иркутск |
Директор |
А.П. Ченских |
||
Научно-практические конференции в рамках обсуждения и разработки проекта профессионального стандарта
"Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" | ||||
Всероссийская научно-практическая конференция "Обсуждение проектов профессиональных стандартов и их влияние на развитие профессионального образования и экономики России" на базе ФГБОУ ВО ИРНИТУ |
17-19 июня 2015 |
Институт авиа-машиностроения и транспорта ИРНИТУ, г. Иркутск, |
Директор института, к.т.н. |
Р.Х. Ахатов |
ОАО "Международный Аэропорт Иркутск", г. Иркутск |
Руководитель управления делами администрации аэропорта |
В.К. Федячкин |
||
Директор по развитию кейтеринга - начальник службы авиационного сервиса |
А.Е. Припузов |
|||
Центр профориентации Иркутской области, г. Иркутск |
Директор |
О.В. Яценко |
||
ФГБОУ ВПО ИРГУПС ("Иркутский государственный университет путей сообщения"), г. Иркутск |
Ректор |
А.П. Хоменко |
||
ФГБОУ ВПО ИРНИТУ Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск |
Первый проректор, д.т.н. |
Н.П. Коновалов |
||
Межотраслевой региональный учебный центр ОАО АНХК, г. Ангарск, Иркутская область |
Директор |
Л.Г. Михайлов |
||
НП "Аэродром Фролово ДОСААФ России", д. Нестюково, Пермский край |
Директор компании |
Д.В. Сазонов |
||
Кафедра "Управление промышленными предприятиями" ИРНИТУ, г. Иркутск |
Зав. кафедрой, д.т.н. |
И.М. Щадов |
||
Аэропорт Нерюнгри Чульман, г.Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) |
Инженер - авиадиспетчер |
А.В. Демьяненко |
||
Круглые столы, совещания в рамках обсуждения и разработки проекта профессионального стандарта
"Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" | ||||
Круглый стол по обсуждению проекта профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)" |
27.04.2015, 10.06.2015, 16.07.2015 |
Саха (Якутское) межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, г. Якутск, Республика Саха /Якутия |
Заместитель руководителя |
И.М. Ищенко |
ООО Фирма "Илига", г. Иркутск |
Президент |
И.И. Галяутдинов |
||
Специалист по развитию бизнеса |
С.А. Накорякова |
|||
Иркутский авиационный завод (ИАЗ) - филиал ОАО "Корпорация "Иркут", г. Москва |
Директор по производству |
С.М. Яманов |
||
ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия |
Директор |
В.А. Самохвалов |
||
ОАО "Международный Аэропорт Иркутск", г. Иркутск |
Руководитель управления делами администрации аэропорта |
В.К. Федячкин |
||
ООО Фирма "Исследования, разработки и внедрение инновационных технологий - ИРВИТ", г. Иркутск |
Директор |
А.П. Ченских |
||
Институт авиа-машиностроения и транспорта ИРНИТУ (Иркутский национальный исследовательский технический университет), г. Иркутск |
Директор института, к.т.н. |
Р.Х. Ахатов |
||
Итоговое совещание экспертов по обсуждению проекта профессионального стандарта |
17 августа 2015 |
Институт авиа-машиностроения и транспорта ИРНИТУ (Иркутский национальный исследовательский технический университет), г. Иркутск |
Директор института, к.т.н. |
Р.Х. Ахатов |
ООО Фирма "Илига", г. Иркутск |
Президент |
И.И. Галяутдинов |
||
Научный сотрудник |
О.Л. Томшин |
|||
ОАО "Международный Аэропорт Иркутск", г. Иркутск |
Руководитель управления делами администрации аэропорта |
В.К. Федячкин |
||
Директор по развитию кейтеринга - начальник службы авиационного сервиса |
А.Е. Припузов |
|||
Саха (Якутское) межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта,
г. Якутск, Республика Саха /Якутия |
Заместитель руководителя |
И.М. Ищенко |
||
ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии", г. Улан-Удэ, Республика Бурятия |
Директор |
В.А. Самохвалов |
"Приложение N 3
к пояснительной записке"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях
к проекту профессионального стандарта "Мойщик (летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)"
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1 |
Пригородов Сергей Иванович |
ОАО "Саратовские авиалинии", Технический директор - Начальник АТБ |
Считаю необходимым обратить внимание и учесть, что в эксплуатации имели место случаи неудаления скотча с отверстий приемников статического давления после мойки фюзеляжа ВС, что приводило к инцидентам. По этой причине предлагаю дополнить раздел 3.1.2 в части "Трудовых действий" и "Необходимых знаний", дополнив раздел необходимой информацией или требованиями об особенностях технологии наружной мойки летательных аппаратов в зонах приёмников полного и статического давления |
Предложение принято как обоснованное. В трудовую функцию А/02.2 - "Мойка и очистка наружной поверхности летательного аппарата с применением агрегатов и оборудования" добавлено трудовое действие "Удаление временных защитных материалов, используемых в зонах приемников полного и статического давления" и требование к необходимым знаниям "Особенности технологии наружной мойки летательного аппарата (воздушного судна) в зонах приемников полного и статического давления" |
2 |
Кошенсков Эдуард Анатольевич |
АО "Международный аэропорт "Пермь", Генеральный директор |
В блоке 3.2. п.п. 3.2.1 и 3.2.5 присутствует описание трудовых действий, которые, во-первых, не регламентированы Приказом Минтранса РФ от 17 июля 2012 г. N 241 (ред. От 22.07.2013) "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифов на обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации", а во-вторых, их технически не могут осуществлять мойщики в силу отсутствия специального образования |
Замечание принято как обоснованное. Из трудовой функции В/01.2 - "Уборка пассажирских салонов летательного аппарата" удалены трудовые действия "Дефектация испорченных элементов кресел, пола, багажных полок (для этого необходимо владеть требованиями к техническому состоянию и пригодности при заполнении дефектной ведомости) и "Замена средств комфорта (штор, ковров, чехлов) (эти элементы обладают специальными креплениями); В трудовой функции В/05.2 - "Уборка кабины экипажа летательного аппарата" удалено трудовое действие "Дефектация предметов отделки интерьера (для этого необходимо владеть требованиями к техническому состоянию и пригодности при заполнении дефектной ведомости) |
3 |
Прийма Сергей Викторович |
ОАО "Аэропорт Сургут", Исполняющий обязанности генерального директора |
Функциональные обязанности по направлению экипировки выполняют агенты сервисного обеспечения, а не мойщики летательных аппаратов |
Замечание принято. Из трудовой функции В/01.2 - "Уборка пассажирских салонов летательного аппарата" удалены трудовые действия по направлению экипировки "Экипировка карманов пассажирских кресел (вкладка инструкций по безопасности, гигиенических пакетов, бортовых журналов, каталогов)" и "Экипировка пассажирских салонов пледами и подушками (в зависимости от протяженности рейса и времени полета)" |
4 |
Кошенсков Эдуард Анатольевич |
АО "Международный аэропорт "Пермь", Генеральный директор |
В трудовой функции В/02.2 - "Уборка туалетов летательного аппарата" присутствуют трудовые действия, которые выполняются техническими специалистами (в АО "МАП" это специалисты по наземному обслуживанию воздушных судов) |
Замечание принято как обоснованное. Из трудовой функции В/02.2 - "Уборка туалетов летательного аппарата" удалены трудовые действия "Снятие приемников баков туалетных комнат на воздушных судах, не оборудованных централизованной системой слива и промывки баков. Очистка их содержимого" и "Подсоединение и отсоединение приемных раздаточных рукавов системы слива и промывки канализационных баков, закрытие сливных люков приемных баков туалетных комнат воздушного судна" |
5 |
Припузов Анатолий Егорович |
ОАО "Международный Аэропорт Иркутск", Директор по развитию кейтеринга - начальник службы авиационного сервиса |
Выполнение трудовой функции A/02.2 - "Мойка и очистка поверхности летательного аппарата с применением агрегатов и оборудования" требует знания правил обращения с лакокрасочными покрытиями и внутренней отделкой летательного аппарата |
Замечание принято как обоснованное. В трудовую функцию А/02.2 - "Мойка и очистка поверхности летательного аппарата с применением агрегатов и оборудования" добавлено требование к знаниям "Правила обращения с лакокрасочными покрытиями и внутренней отделкой летательного аппарата" |
6 |
Сазонов Дмитрий Валерьевич |
НП "Аэродром Фролово ДОСААФ России" Некоммерческое партнерство "Аэродром Фролово ДОСААФ России", Директор компании |
Трудовое действие "Проверка перечня инвентаря, оборудования и химикатов" трудовой функции A/01.2 - "Подготовка к работе инвентаря, оборудования и рабочих растворов для чистки и мойки наружной поверхности летательных аппаратов", требует уточнения - для чего? Либо другой формулировки данной трудовой функции. Так как перечень не проверяется, проверяется наличие |
Предложение принято как обоснованное. Трудовое действие переформулировано и звучит как - "Проверка наличия инвентаря, оборудования и химикатов для мойки летательных аппаратов" |
7 |
Демьяненко Александр Витальевич |
Аэропорт Нерюнгри Чульман, Инженер - авиадиспетчер |
В трудовой функции В/01.2 - "Уборка салонов летательного аппарата" необходимо учесть тот факт, что перед началом уборки необходимо проверить целостность и работоспособность используемого в процессе уборки оборудования |
Замечание принято как обоснованное. В трудовую функцию В/01.2 - "Уборка салонов летательного аппарата" добавлено трудовое действие - "Проверка исправности специальной машины для комплексной мойки и уборки", а также добавлено необходимое требование к знаниям для выполнения данного трудового действия - "Устройство и правила эксплуатации аппарата для комплексной мойки и уборки" |
8 |
Ищенко Игорь Михайлович |
Саха (Якутское) межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, Заместитель руководителя |
В обязанности мойщика летательных аппаратов входит комплектование туалетных комнат средствами гигиены, данный факт не отражён в трудовых функциях мойщика летательных аппаратов |
Замечание принято как обоснованное. В трудовую функцию В/02.2 - "Уборка туалетов летательного аппарата" добавлено трудовое действие - "Проверка и доукомплектование туалетной комнаты средствами гигиены (мыло, бумажные полотенца, туалетная бумага)" |
9 |
Яценко Олег Валерьевич |
Центр профориентации Иркутской области, Директор |
В трудовой функции - A/01.2 - "Подготовка к работе инвентаря, оборудования и рабочих растворов для чистки и мойки наружной поверхности летательных аппаратов" не рассматривается вопрос по определению рабочего давления моечной установки |
Предложение принято как обоснованное. Добавлено трудовое действие - "Регулировка давления и температуры подаваемой струи моечной машины" |
10 |
Хоменко Андрей Павлович |
ФГБОУ ВПО ИРГУПС ("Иркутский государственный университет путей сообщения") Ректор |
Основную цель вида профессиональной деятельности мойщика летательных аппаратов целесообразно сформулировать иначе, так как - "Соблюдение требований чистоты летательных аппаратов" не отражает сущности вида профессиональной деятельности мойщика |
Предложение принято как обоснованное. Основная цель вида профессиональной деятельности мойщика летательных аппаратов сформулирована как - "Создание условий эксплуатации летательных аппаратов, соответствующих санитарно-техническим нормам" |
11 |
Ковригин Валерий Евгеньевич |
ООО "Кемберлит", 665730, Россия, Иркутская область, г. Братск, ул. Юбилейная, 12, тел. +7-914-008-44-24, Генеральный директор |
В трудовой функции A/01.2- "Подготовка к работе инвентаря, оборудования и рабочих растворов для чистки и мойки наружной поверхности летательных аппаратов", - присутствует требование необходимых знаний для выполнения этой трудовой функции - "Основы технологии производства моющих средств". В данном случае для выполнения конкретно этой трудовой функции указанных знаний не требуется. Этот специалист не является технологом по производству моюще-чистящих средств. Необходимо исключить таковое требование из проекта стандарта |
Предложение принято как обоснованное. Требование к знаниям "Основы технологии производства моющих средств" трудовой функции A/01.2- "Подготовка к работе инвентаря, оборудования и рабочих растворов для чистки и мойки наружной поверхности летательных аппаратов" удалено |
12 |
Ахатов Рашид Хадиатович |
Институт авиа-машиностроения и транспорта НИ ИРГТУ (Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет), Директор института, к.т.н. |
При мойке поверхности летательного аппарата в ряде случаев производится сушка воздухом. Необходимо добавить данное трудовое действие в трудовую функцию A/02.2 - "Мойка и очистка поверхности летательного аппарата с применением агрегатов и оборудования" |
Предложение принято как обоснованное. В трудовую функцию A/02.2 - "Мойка и очистка поверхности летательного аппарата с применением агрегатов и оборудования" добавлено трудовое действие "Сушка сжатым воздухом поверхности летательного аппарата" |
13 |
Михайлов Леонид Георгиевич |
Межотраслевой региональный учебный центр ОАО АНХК, 665835, Директор |
В трудовой функции A/02.2 - "Мойка и очистка поверхности летательного аппарата с применением агрегатов и оборудования" указано требование к знанию типов обслуживаемых воздушных судов. Представляется, что таковые требования к данному специалисту здесь избыточны. В этом нет необходимости. Предлагаю исключить указанное требование |
Предложение отклонено. Разработчики проекта стандарта считают, что таковые знания необходимы для специалиста, определяющего метод и порядок моечно-уборочных операций. Кроме того, при выполнении мойки летательных аппаратов обязательно учитывать конструктивные особенности различных типов воздушных судов |
14 |
Коновалов Николай Петрович |
ФГБОУ ВПО НИ ИРГТУ Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, Первый проректор, д.т.н. |
К выполнению работы по профессии мойщик летательных аппаратов согласно утвержденному перечню тяжелых работ с вредными или опасными условиями труда допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. В профессиональном стандарте "Мойщик летательных аппаратов" данных ссылок нет |
Замечание учтено. В профессиональный стандарт "Мойщик летательных аппаратов" в графе "Особые условия допуска к работе" добавлены такие требования, как: "Лица не моложе 18 лет", "Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в установленном законодательством Российской Федерации порядке", "Прохождение инструктажей и проверки знаний", "Прохождение стажировки и дублирования" и
"Получение допуска к самостоятельной работе" |
15 |
Мингазов Азат Шамилович |
ОАО "Чебоксарское производственное объединение им. В. И. Чапаева", 428006, Россия, Чувашская республика, г. Чебоксары, ул. Социалистическая, 1, тел.(8- 8432) 39-62-14, Технический директор, к.т.н. |
В трудовой функции - В/03.2 - "Уборка гардеробов, бытовых отсеков и входных вестибюлей летательного аппарата" указано такое знание, как "Общие сведения о компановке пассажирских салонов, кабин экипажа, бытовых отсеков, санузлов". Данное требование здесь лишнее. Необходимо исключить его из данной трудовой функции |
Предложение отклонено. При выполнении уборки бытовых отсеков, не знание комплектации и компановки повлечёт удаление элементов обязательных для эксплуатации летательных аппаратов. |
16 |
Самохвалов Владимир Александрович |
ОАО Авиакомпания "Уральские авиалинии" 620025, Россия, Филиал в г.Улан-Удэ ,Телефон 89244575244 Директор компании |
Наименование вида профессиональной деятельности - "Техническое обслуживание летательных аппаратов" не соответствует определению термина "Вид профессиональной деятельности" и, как следствие, не включает совокупность обобщённых трудовых функций. Целесообразно изменить наименование вида профессиональной деятельности |
Предложение принято как обоснованное. Наименование вида профессиональной деятельности изменено и звучит как "Внутренняя и наружная мойка и чистка летательных аппаратов" |
"Приложение N 4
к пояснительной записке"
Информация о полученных отзывах
к проекту профессионального стандарта "Мойщик
(летательных аппаратов, салонов летательных аппаратов)"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.