Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении классификации работ по содержанию и ремонту аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, нормативов финансовых затрат на их содержание и ремонт, а также правил расчета размера бюджетных ассигнований на указанные цели"
(подготовлен Минтрансом России 18.09.2015 г.)
1. Общие характеристики проекта акта
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении классификации работ (далее - классификация работ) по содержанию и ремонту аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, нормативов финансовых затрат на их содержание и ремонт, а также правил расчета размера бюджетных ассигнований на указанные цели" (далее - проект) вносится Минтрансом России.
Проект подготовлен в соответствии с абзацем 5 статьи 4 Федерального закона от 8 января 1998 года N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации" в целях корректировки отраслевой нормативно-технической и нормативно-финансовой документации в области ремонта и эксплуатации аэродромов, регулирующей вопросы классификации и финансирования работ по ремонту и содержанию гражданских аэродромов, находящихся в собственности Российской Федерации.
2. Описание проблем, на решение которых направлен проект постановления. Обоснование предлагаемых решений и ожидаемые результаты их реализации.
На сегодняшний день действующее законодательство Российской Федерации не в полной мере регулирует порядок разграничения обязанностей по эксплуатации имущественных комплексов гражданских аэродромов, находящихся в федеральной собственности. Основной причиной этому являются существенные пробелы в законодательстве РФ, регулирующем деятельность эксплуатантов и владельцев (балансодержателей) имущества аэродромов. В Российском законодательстве, в "Воздушном Кодексе Российской Федерации", в частности, отсутствуют:
- классификация работ по содержанию и ремонту гражданских аэродромов, имущество которых находится в собственности Российской Федерации;
- нормативы затрат на ремонт имущества аэродромов, находящегося в федеральной собственности, и правила расчёта бюджетных ассигнований на указанные цели.
В результате имеют место следующие проблемы: отсутствие четкого регулирования отношений между собственником (владельцем) имущества аэродрома, находящегося в федеральной собственности, балансодержателем и эксплуатантом аэродрома (главным оператором аэропорта) в части распределения ответственности за выполнение ремонта аэродромов. При этом большинство эксплуатантов аэродромов реально не располагают необходимыми для этого денежными ресурсами.
Недостаток средств и отсутствие отраслевых нормативов, правил, и других документов, регламентирующих порядок проведения необходимых видов работ и их финансирование для воспроизводства основных фондов, привели к тому, что планово-предупредительный ремонт элементов аэродромов во многих случаях сводился только к текущему содержанию, которое не могло заменить капитальный ремонт и предотвратить ускоренный некомпенсируемый износ имущества аэродромов, находящегося в федеральной собственности.
Актуальность разработки Классификации работ по содержанию и ремонту аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, заключается в том, что с развитием гражданской авиации и на фоне устаревшей нормативно-технической документации, в отраслевой нормативной базе назрела необходимость разработки документа, который разграничит (классифицирует) работы по содержанию и ремонту аэродромов и, соответственно, ляжет в основу документа, регулирующего порядок финансирования этих работ.
Принятая классификация разграничит работы по ремонту и содержанию аэродромов и, соответственно, на ее основе будут подготовлены документы, регламентирующие как осуществление, так и финансирование указанных работ.
Основная задача разработки нормативов финансовых затрат на ремонт аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, и правил расчета финансовых затрат на ремонт аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, при определении размера бюджетных ассигнований на указанные цели заключается в совершенствовании нормативной базы Российской Федерации в сфере финансирования содержания и ремонта аэродромов, находящихся в федеральной собственности.
Поскольку доходы от эксплуатации аэродромного комплекса ограничены регулируемыми государством сборами от обслуживания взлетно-посадочных операций ремонт имущественных комплексов большинства аэродромов РФ не может быть обеспечен за счет таких доходов и требует обоснованного бюджетного финансирования.
Таким образом, в отраслевой нормативно-методической базе необходимо разграничить ответственность за выполнение работ по содержанию и ремонту имущественных комплексов аэродромов, находящихся в федеральной государственной собственности, а также утвердить порядок их финансирования (в том числе за счет средств федерального бюджета).
Результаты работы будут использоваться при определении размера ассигнований из федерального бюджета на ремонт аэродромов, находящихся в федеральной собственности.
3. Оценка эффективности предлагаемых решений
В выполненном по заданию Минтранса России исследовании были проанкетированы аэропортовые предприятия - эксплуатанты аэродромов, находящиеся в федеральной собственности.
На основании полученных из указанных анкет данных о площадях цементо-бетонных и асфальтобетонных покрытий аэродромов произведен расчет потребностей в годовых бюджетных ассигнованиях на ремонт аэродромов, находящихся в федеральной собственности. Расчёт выполнен в соответствии с разработанными Правилами расчета финансовых затрат на ремонт аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, при определении размера бюджетных ассигнований на указанные цели.
В связи с тем, что основная (по потенциальной стоимости ремонта) группа принадлежащих Российской Федерации аэродромов относятся к классам А, Б, В, а остальные аэродромы (более низкого класса) потенциально (со временем, по мере роста возможностей региональных бюджетов) будут переходить в собственность субъектов Российской Федерации, расчеты проведены на информационной основе аэропортов с находящимися в федеральной собственности аэродромами классов А, Б, В.
Общая сумма необходимых на 2015 год бюджетных ассигнований (в расчете на текущий год и при исключении из финансирования капитального ремонта тех аэродромов, которые включены в финансирование реализуемых проектов реконструкции в рамках ФЦП на ближайшие четыре года - 2015-2019 гг.) составляет около 7 485,7 млн. рублей. При этом учтено отсутствие целесообразности выполнения ремонта на аэродромах, охватываемых в ближайшие годы мероприятиями по реконструкции в рамках действующей ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)", подпрограмма "Гражданская авиация", а также отсутствие целесообразности выполнения ремонта на аэродромах, которые на основании утвержденных в установленном порядке планов и программ развития должны быть реконструированы в ближайшие годы для приема новых более тяжелых типов самолетов.
4. Оценка влияния предлагаемых решений на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления (социальные, экономические, финансовые и бюджетные последствия реализации предлагаемого проекта постановления правительства)
Социальные последствия:
а) рост безопасности полетов и удобства перелетов для авиапассажиров за счет повышения качества и своевременности выполнения ремонтных работ, без неопределенности в определении источников финансирования;
б) предотвращение повышенных эксплуатационных расходов, а также повышенных затрат на реконструкцию аэродромов из-за ускоренного износа покрытий;
в) рост прозрачности и обоснованности при принятии решений о финансировании работ по поддержанию эксплуатационной годности аэродромов;
г) обеспечение соответствия аэропортовой сети современным требованиям;
д) повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы Российской Федерации, снижение рисков авиационных происшествий.
Экономические последствия:
а) четкое распределение обязанностей по содержанию и ремонту покрытий аэродромов между собственником аэродрома, балансодержателем и эксплуатантом будет способствовать экономии расходов главных операторов аэропортов;
б) установка четких требований к видам и объемам работ по содержанию и ремонту аэродромов и источникам их финансирования позволит эффективно поддерживать покрытия в состоянии эксплуатационной годности при меньших затратах;
в) своевременное проведение ремонтных работ позволит избежать накопления и увеличения темпов развития дефектов покрытия и удорожания эксплуатационных и ремонтных расходов;
г) увеличение сроков службы аэродромных покрытий;
д) повышение конкурентоспособности и экономической эффективности авиатранспортной системы Российской Федерации, эффективная реализация транзитного потенциала страны и снижение транспортных издержек в экономике.
Финансовые последствия:
а) снижение возможных коррупционных процессов при управлении финансированием содержания и ремонта объектов аэродромов за счет упорядочения и прозрачности реализуемых процедур;
б) обоснованное планирование финансовых затрат при различных вариантах выбранной стратегии по поддержанию покрытий аэродромов в нормативном состоянии.
Бюджетные последствия:
а) сокращение нецелевого и неэффективного расходования бюджетных средств;
б) снижение потребностей в финансировании проектов реконструкции и развития аэродромных комплексов за счет своевременности выполнения ремонтных работ;
в) эффективная реализация ФЦП и обоснованное расходование средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.