Проект Федерального закона "О предоставлении убежища на территории Российской Федерации"
(подготовлен ФМС России 18.08.2015 г.)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
"О предоставлении убежища на территории Российской Федерации"
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства убежища на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежище либо получивших убежище на территории Российской Федерации.
2. Настоящий Федеральный закон основывается на Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права.
3. Законодательство Российской Федерации о предоставлении убежища на территории Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
4. Нормы настоящего Федерального закона применяются к иностранным гражданам и лицам без гражданства независимо от пола, расы, национальности, языка, гражданской принадлежности, социального происхождения, имущественного положения, вероисповедания, политических убеждений, а также других обстоятельств.
Статья 2. Основные понятия
1. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
убежище - защита, предоставляемая Российской Федерацией в соответствии с настоящим Федеральным законом иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые находятся на территории Российской Федерации;
лицо, ищущее убежище, - иностранный гражданин или лицо без гражданства, прибывшее на территорию Российской Федерации и подавшее в соответствии с настоящим Федеральным законом заявление о предоставлении убежища на территории Российской Федерации;
статус беженца - совокупность прав и обязанностей иностранного гражданина или лица без гражданства, который в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений;
лицо, признанное беженцем на территории Российской Федерации, - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которому на территории Российской Федерации предоставлен статус беженца в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - беженец);
временное убежище - форма защиты, дающая право временно проживать на территории Российской Федерации, предоставленная лицу, ищущему убежище, в связи с наличием серьезных оснований полагать, что в отношении данного лица существует реальная угроза в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности (прежнего обычного местожительства) стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (в том числе внесудебного лишения жизни или свободы);
лицо, получившее временное убежище, - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которому предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
политическое убежище - исключительная форма защиты, предоставляемая Президентом Российской Федерации иностранному гражданину или лицу без гражданства, ищущему защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права;
лицо, получившее политическое убежище, - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которому предоставлено политическое убежище на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
временная защита - право временно пребывать на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывшего на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке в составе группы лиц вследствие вооруженного внутреннего или международного конфликта, массового нарушения прав человека, угрозы насилия или иных событий, серьезно нарушающих общественный порядок в государстве его гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства;
лицо, получившее временную защиту, - иностранный гражданин или лицо без гражданства, которому предоставлена временная защита на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
третья безопасная страна - государство, соблюдающее международные стандарты в области защиты прав человека в соответствии с международными правовыми актами универсального и регионального характера, включая нормы о запрещении пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, международные принципы о защите беженцев, в том числе предусмотренные Конвенцией о статусе беженцев от 28 июля 1951 года и Протоколом, касающимся статуса беженцев, от 31 января 1967 года, имеющее национальное законодательство о беженцах и соответствующие органы власти, гарантирующее принятие данного лица на свою территорию для рассмотрения его заявления о предоставлении убежища;
центр временного размещения - учреждение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), предназначенное для временного размещения лиц, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, и прибывших с ними членов их семей;
члены семьи лица, ищущего убежище, беженца или лица, получившего временное убежище, - супруг (супруга), в браке с которым (которой), состояли до прибытия на территорию Российской Федерации и состоят на момент подачи заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации, несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные, удочеренные), совершеннолетние нетрудоспособные дети, не состоящие в браке и находящиеся на иждивении лица, ищущего убежище, беженца или лица, получившего временное убежище, а также их нетрудоспособные родители и лица, в отношении которых они осуществляют опеку или попечительство;
несопровождаемый несовершеннолетний - иностранный гражданин или лицо без гражданства, не достигший восемнадцати лет, который прибыл на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, до момента передачи его под опеку или попечительство, либо, оставленный без сопровождения после въезда на территорию Российской Федерации;
свидетельство о регистрации заявления о предоставлении убежища - документ, выдаваемый лицу, ищущему убежище, в подтверждение регистрации заявления о предоставлении убежища и права на временное пребывание лица, ищущего убежище, в Российской Федерации, а также удостоверяющий его личность на территории Российской Федерации;
удостоверение беженца - документ, выдаваемый лицу, признанному беженцем на территории Российской Федерации, подтверждающий право этого лица на законное нахождение на территории Российской Федерации и удостоверяющий его личность на территории Российской Федерации;
проездной документ - документ, удостоверяющий личность беженца, а также прибывших с ним членов его семьи, за пределами территории Российской Федерации, по которому беженец, а также прибывшие с ним члены его семьи осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию;
свидетельство о предоставлении временного убежища - документ, выдаваемый лицу, которому предоставлено временное убежище, подтверждающий право этого лица на законное нахождение на территории Российской Федерации и удостоверяющий его личность на территории Российской Федерации.
2. В целях настоящего Федерального закона понятие "иностранный гражданин" включает в себя понятие "лицо без гражданства", за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.
Статья 3. Виды убежища, предоставляемые Российской Федерацией
В Российской Федерации предоставляются следующие виды убежища:
1. Статус беженца.
2. Временное убежище.
Статус беженца и временное убежище предоставляются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
3. Политическое убежище.
Принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища.
Полномочным органом, ведающим вопросами предоставления Российской Федерацией политического убежища, является Президент Российской Федерации.
Положение о порядке рассмотрения ходатайств о предоставлении Российской Федерацией политического убежища утверждает Президент Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции исполняет принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам предоставления Российской Федерацией политического убежища.
Формы ходатайства и свидетельства о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Статья 4. Временная защита
Временная защита предоставляется иностранному гражданину при условии, что индивидуальное рассмотрение заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации невозможно по причине экстренного массового прибытия иностранных граждан на территорию Российской Федерации.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют информирование об экстренном массовом прибытии иностранных граждан на их территорию.
Порядок предоставления и прекращения Российской Федерацией временной защиты определяется Правительством Российской Федерации.
Размер распределения для каждого субъекта Российской Федерации лиц, получивших временную защиту, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Лицо, получившее временную защиту, имеет право на получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Места пребывания лиц, получивших временную защиту, и условия их содержания, включая мероприятия по временному социально-бытовому обустройству, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки лиц, получивших временную защиту, законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим абзацем, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Лица, получившие временную защиту, имеют право на предоставление Российской Федерацией иного вида убежища в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Если после истечения срока предоставления временной защиты лица, получившие временную защиту, не возвратились в государства их гражданской принадлежности либо прежнего обычного местожительства или не приняты третьей безопасной страной, в отношении данных иностранных граждан обратившихся с заявлением о предоставлении убежища проводится индивидуальное рассмотрение заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации.
Статья 5. Права лица, ищущего убежище, и прибывших с ним членов семьи
1. Лицо, ищущее убежище, и прибывшие с ним члены семьи имеют право на:
1) получение информации о своих правах и обязанностях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) защиту прав и законных интересов;
3) обращение к законным представителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) получение квалифицированной юридической помощи;
5) получение бесплатных услуг переводчика в период рассмотрения заявления о предоставлении убежища и проведения индивидуального собеседования;
6) предоставление объяснений и любых доказательств в обоснование своего заявления о предоставлении убежища;
7) медицинскую помощь в соответствии законодательством Российской Федерации;
8) подачу заявления о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища;
9) добровольный выезд с территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Лицо, не имеющее законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, и обратившееся за убежищем, в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также члены его семьи, имеет право на проживание, получение питания, предметов первой необходимости и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до принятия решения по заявлению о предоставлении убежища в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 6. Обязанности лица, ищущего убежище, и прибывших
с ним членов семьи
Лицо, ищущее убежище, и прибывшие с ним члены семьи обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
2) обосновать свое заявление о предоставлении убежища, предоставить имеющиеся в их распоряжении документы, удостоверяющие личность, документы, материалы и достоверные сведения, имеющие значение для рассмотрения заявления, оказывать содействие территориальному органу федерального органа исполнительной власти в сфере миграции для полного установления всех обстоятельств по своему заявлению;
3) пройти процедуру установления личности по месту подачи заявления о предоставлении убежища, в случае отсутствия действительного документа, удостоверяющего личность;
4) в случае временного размещения в специальном учреждении федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - специальное учреждение) соблюдать порядок содержания в таких учреждениях;
5) пройти обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и обязательное медицинское освидетельствование в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке;
6) при наличии законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации находится в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого рассматривается заявление о предоставлении убежища, в период рассмотрения заявления и обжалования принятого по заявлению решения (в случае использования права на обжалование), а также в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом для выезда из Российской Федерации;
7) незамедлительно информировать территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции об изменении места временного пребывания в пределах субъекта Российской Федерации.
Статья 7. Гарантии невысылки иностранных граждан
1. Лицо, ищущее убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства его гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства до принятия решения по результатам рассмотрения его заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации и обжалования принятого решения в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
2. Беженец не может быть возвращен против его воли на территорию государства его гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства до принятия решения об утрате или аннулировании статуса беженца и обжалования принятого решения в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
3. Лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства его гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства до принятия решения об утрате или аннулировании временного убежища либо об отказе в продлении срока предоставления временного убежища и обжалования принятого решения в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
4. Лицо, получившее политическое убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства его гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства до утраты лицом политического убежища или лишения лица политического убежища в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
5. Лицо, получившее временную защиту, не может быть возвращено против его воли на территорию государства его гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства до урегулирования ситуации в государстве гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства, послужившей основанием для предоставления ему временной защиты.
6. Положения, предусмотренные частями 1 - 4 настоящей статьи, распространяются на членов семьи лица, ищущего убежище, беженца, лица, получившего временное или политическое убежище.
7. Части 1 - 6 настоящей статьи не распространяются на иностранных граждан, пребывание которых на территории Российской Федерации угрожает национальной безопасности Российской Федерации, или осужденных вступившим в законную силу приговором суда за совершение на территории Российской Федерации тяжкого или особо тяжкого преступления и представляющих угрозу общественной безопасности.
8. В случае если высылка лиц, указанных в частях 1 - 6 настоящей статьи, на территорию государства их гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства невозможна в связи с наличием оснований полагать, что при возвращении они станут жертвами внесудебного лишения жизни, пыток либо столкнутся с реальной угрозой жизни вследствие массового нарушения прав человека, всеобщего насилия или иных событий, серьезно нарушающих общественный порядок в государстве их гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства, решается вопрос о въезде данных лиц на территорию третьей безопасной страны.
Высылка таких лиц с территории Российской Федерации производится только после получения данными лицами права на въезд в третью безопасную страну.
До выезда из Российской Федерации к таким лицам применяются меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Конфиденциальность информации
1. Информация о лицах, ищущих убежище, беженцах, или лицах, которым предоставлено временное убежище, получивших политическое убежище или получивших временную защиту на территории Российской Федерации, лицах, рассмотрение заявления о предоставлении убежища которых приостановлено либо прекращено, лицах, получивших отказ в предоставлении временного убежища или в продлении срока предоставления убежища, или утративших убежище, либо чей статус беженца или временного убежища был аннулирован, а также членах их семей является конфиденциальной и не может быть предоставлена без письменного согласия указанных лиц государственным органам государства их гражданской принадлежности либо прежнего обычного местожительства, а также организациям и гражданам, средствам массовой информации, за исключением органов государственной власти Российской Федерации, использование информации которыми необходимо для исполнения своих полномочий.
2. Обязанность по соблюдению конфиденциальности возлагается на все организации и должностные лица, которым в связи с их должностными обязанностями стала известна информация о лицах, указанных в части 1 настоящей статьи.
3. Российская Федерация в соответствии с международными договорами может передать третьему государству информацию о лицах, указанных в части 1 настоящей статьи, без их согласия, если указанные лица покинули территорию Российской Федерации и обратились за убежищем на территории указанного третьего государства.
Глава II. Порядок предоставления убежища
Статья 9. Основания признания беженцем и предоставления
временного убежища
1. В Российской Федерации беженцем признается иностранный гражданин, соответствующий следующим критериям:
а) находится на территории Российской Федерации;
б) отвечает критериям, содержащимся в определении понятия "статус беженца" статьи 2 настоящего Федерального закона.
2. В Российской Федерации временное убежище предоставляется иностранному гражданину, соответствующему следующим критериям:
а) находится на территории Российской Федерации;
б) отвечает критериям, содержащимся в определении понятия "временное убежище" статьи 2 настоящего Федерального закона.
Статья 10. Обращение о предоставлении убежища
1. При обращении о предоставлении убежища на территории Российской Федерации иностранным гражданином, прибывшими с ним членами семьи, достигшими возраста восемнадцати лет, желающими получить убежище на территории Российской Федерации, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту пребывания на территории Российской Федерации, подаются заявления за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи.
Форма заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Заявление о предоставлении убежища на территории Российской Федерации не может быть подано в форме электронного документа.
2. Сведения о прибывших вместе с иностранным гражданином, ищущим убежище, членах его семьи, не достигших возраста восемнадцати лет, заносятся в заявление о предоставлении убежища на территории Российской Федерации одного из родителей (усыновителей, опекунов или попечителей).
3. Сведения об иностранном гражданине и членах его семьи, задержанных пограничными органами за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации или территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за незаконное пребывание на территории Российской Федерации, заявивших письменно или устно о желании получить убежище на территории Российской Федерации, передаются в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
4. Иностранный гражданин и члены его семьи, вынужденные незаконно пересечь Государственную границу Российской Федерации в целях получения убежища на территории Российской Федерации и незамедлительно заявившие письменно или устно о своем намерении получить убежище на территории Российской Федерации в один из государственных органов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, освобождаются от ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации и незаконное пребывание на территории Российской Федерации, если в их действиях не содержится состава другого преступления.
Рассмотрение заявлений указанных лиц о предоставлении убежища осуществляется в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона.
5. При обращении несопровождаемого несовершеннолетнего иностранного гражданина о предоставлении убежища территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции незамедлительно информирует орган опеки и попечительства для представления его интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заявление о предоставлении убежища на территории Российской Федерации от имени несопровождаемого несовершеннолетнего иностранного гражданина подается органом опеки и попечительства, представляющим его интересы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Иностранному гражданину, ищущему убежище и законно находящемуся на территории Российской Федерации, выдается свидетельство о регистрации заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации.
Форма бланка свидетельства о регистрации заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации и порядок выдачи определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Свидетельство о регистрации заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации в форме электронного документа не выдается.
Лицо, находящееся на территории Российской Федерации, при получении свидетельства о регистрации заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации, передает свой национальный (гражданский) паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие его личность, на хранение в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, на период рассмотрения заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации.
7. Лицо, ищущее убежище, подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографированию, обязательному медицинскому освидетельствованию и учету в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Свидетельство о регистрации заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации иностранным гражданам, находящимся в специальном учреждении, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, не выдается.
9. Свидетельство о регистрации заявления о предоставлении убежища иностранным гражданам, находящимся в местах принудительного содержания, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдается в день освобождения из-под стражи или от дальнейшего отбывания наказания.
Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, при оформлении свидетельства о регистрации заявления о предоставлении убежища и его выдачи иностранному гражданину устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
Статья 11. Размещение лица, ищущего убежище, в специальном учреждении
1. Лицо, не имеющее законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, и обратившееся за убежищем, кроме иностранных граждан, указанных в части 4 статьи 10 настоящего Федерального закона, на период рассмотрения заявления о предоставлении убежища размещается в специальном учреждении, за исключением случаев если в действии (бездействии) указанного лица содержатся признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
2. Временное размещение лица, ищущего убежище, не имеющего законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, в специальном учреждении на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа или его заместителя.
3. Временное размещение лица, ищущего убежище, не имеющего законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, в специальном учреждении на срок более сорока восьми часов осуществляется на основании решения суда.
4. Временное размещение лица, ищущего убежище, не имеющего законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, в специальном учреждении осуществляется до принятия решения по его заявлению о предоставлении убежища, включая период обжалования принятого по заявлению решения, либо до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии данного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Доставку лица, обратившегося с заявлением о предоставлении убежища, не имеющего законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд или медицинскую организацию, осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
6. Иностранный гражданин, принятый Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющий законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации и обратившийся с заявлением о предоставлении убежища, направляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции для временного размещения в специальное учреждение на основании решения суда, если срок пребывания в специальном учреждении более сорока восьми часов, до принятия в установленном порядке решения по его заявлению о предоставлении убежища, включая период обжалования принятого по заявлению решения, либо до исполнения решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации, депортации, реадмиссии или добровольного выезда данного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Порядок содержания лица, ищущего убежище, указанного в части 1 настоящей статьи, в специальном учреждении регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статья 12. Установление личности лица, ищущего убежище
В отношении лица, ищущего убежище, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проводит процедуру установления личности в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Статья 13. Рассмотрение заявления о предоставлении убежища
1. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение трех рабочих дней, следующих за днем регистрации заявления о предоставлении убежища, проводит собеседование с лицом, ищущим убежище.
2. Если после проведения собеседования с лицом, ищущим убежище, установлено, что его заявление о предоставлении убежища является необоснованным либо носит характер злоупотребления, в соответствии с основаниями, предусмотренными частью 3 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение пятнадцати дней со дня регистрации такого заявления принимает решение об отказе в признании беженцем и в предоставлении временного убежища. При наступлении условий, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, срок рассмотрения заявления о предоставлении убежища увеличивается на пять дней.
3. Заявление о предоставлении убежища является необоснованным либо носит характер злоупотребления, если лицо, ищущее убежище:
1) указало в заявлении о предоставлении убежища основания иные, чем предусмотрены для признания беженцем или для предоставления временного убежища;
2) не привело никаких объяснений, материалов, документов, достоверных сведений, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных для признания беженцем или для предоставления временного убежища;
3) после получения отказа в признании беженцем и в предоставлении временного убежища обратилось с новым заявлением о предоставлении убежища, за исключением случаев возникновения обстоятельств, которые являются основанием для признания беженцем или предоставления временного убежища;
4) вводит в заблуждение относительно установления своей личности, страны гражданской принадлежности либо прежнего обычного местожительства, обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации и обстоятельств, послуживших основанием для выезда из страны гражданской принадлежности либо прежнего обычного местожительства, или не отвечает на вопросы либо уклоняется от собеседования;
5) сообщило заведомо ложные сведения о себе, предъявило поддельные или подложные документы, удостоверяющие личность, либо иные документы и материалы, имеющие значение для принятия решения по заявлению о предоставлении убежища, и не привело убедительных объяснений причин их использования.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в пределах своей компетенции информирует федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел о выявлении в ходе рассмотрения заявления о предоставлении убежища поддельных документов.
4. Если в процессе рассмотрения заявления стало известно об изменении социально-политической обстановки и ситуации с соблюдением прав человека в стране гражданской принадлежности или обычного местожительства лица, ищущего убежище, или лицом, ищущим убежище, предоставлены документы, подтверждающие обоснованность ранее высказанных опасений, в результате чего заявление более не может рассматриваться как необоснованное или носящее характер злоупотребления, то территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение пяти рабочих дней с момента получения таких данных принимает одно из решений, указанных в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона.
5. При необходимости с лицом, ищущим убежище, проводятся дополнительные собеседования с заполнением опросного листа.
6. Порядок рассмотрения заявления о предоставлении убежища территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, форма анкеты и форма опросного листа, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности.
7. Заявление о предоставлении убежища к рассмотрению не принимается, если не принято решение по заявлению о предоставлении убежища, ранее поданному лицом, ищущим убежище, либо по жалобе, поданной лицом, ищущим убежище, в соответствии с настоящим Федеральным законом.
8. Рассмотрение заявлений о предоставлении убежища и заявлений о продлении временного убежища лиц, являющихся членами одной семьи, осуществляется в отношении каждого совершеннолетнего члена семьи индивидуально.
9. Рассмотрение заявления о предоставлении убежища осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение трех месяцев с даты регистрации заявления о предоставлении убежища, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
10. При возникновении обстоятельств, препятствующих рассмотрению заявления в срок, установленный в части 9 настоящей статьи, срок рассмотрения заявления продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, но не более чем на три месяца.
При продлении срока рассмотрения заявления осуществляется продление срока действия свидетельства о регистрации заявления о предоставлении убежища. Срок действия свидетельства продлевается также на период обжалования решения об отказе в признании беженцем или в предоставлении временного убежища.
11. При рассмотрении заявления о предоставлении убежища осуществляется межведомственное информационное взаимодействие, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Статья 14. Решения, принимаемые в соответствии с настоящим
Федеральным законом
1. По заявлению о предоставлении убежища принимается одно из следующих решений:
1) о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища;
2) о признании беженцем;
3) о предоставлении временного убежища;
4) об отказе в признании беженцем и в предоставлении временного убежища.
2. По результатам перерегистрации беженцев принимаются решения:
1) об утрате статуса беженца;
2) об аннулировании статуса беженца.
3. По заявлению о продлении срока предоставления временного убежища принимается одно из следующих решений:
1) о продлении срока предоставления временного убежища;
2) о признании беженцем;
3) об отказе в продлении срока предоставления временного убежища.
4. Решения по заявлению о предоставлении убежища, по результатам перерегистрации беженцев либо по заявлению о продлении срока предоставления временного убежища, принимаются территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции с учетом предоставленной информации территориального органа Федеральной службы безопасности, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной власти о социально-политической обстановке и ситуации с соблюдением прав человека в государстве гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства лица, ищущего убежище.
5. Лицу, в отношении которого принято одно из решений, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение трех рабочих дней со дня принятия решения вручается уведомление о принятом решении, а в случае невозможности вручения уведомление направляется в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением.
6. Лицо, в отношении которого принято одно из решений, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, считается ознакомленным с принятым решением с момента получения уведомления о принятом решении лично, а в случае направления такого уведомления посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением - с момента поступления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции почтового уведомления о вручении уведомления или с отметкой организации почтовой связи об истечении срока хранения либо о выбытии адресата, направленного посредством почтовой связи.
7. Временное убежище предоставляется иностранному гражданину на один год.
8. Беженцу территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции выдается удостоверение беженца, а лицу, получившему временное убежище, выдается свидетельство о предоставлении временного убежища.
Удостоверение беженца и свидетельство о предоставлении временного убежища выдается также каждому достигшему возраста четырнадцати лет несовершеннолетнему члену семьи беженца или лица, получившего временное убежище, прибывшему совместно с ним.
Оформленное иностранному гражданину, не достигшему возраста четырнадцати лет, прибывшему в Российскую Федерацию без сопровождения законных представителей, удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища выдается законному представителю такого лица, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Форма бланка удостоверения беженца, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются Правительством Российской Федерации.
Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища, порядок его оформления, выдачи и обмена определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
9. Удостоверение беженца и свидетельство о предоставлении временного убежища в форме электронного документа не выдаются.
10. Сведения о членах семьи, не достигших возраста четырнадцати лет, прибывших вместе с беженцем или лицом, получившим временное убежище, заносятся соответственно в удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища обоих родителей, а при отсутствии родителей - в удостоверение беженца или свидетельство о предоставлении временного убежища его законных представителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. При выдаче беженцу удостоверения беженца свидетельство о регистрации заявления о предоставлении убежища изымается. Документы, удостоверяющие личность, переданные на хранение при выдаче свидетельства о регистрации заявления о предоставлении убежища, остаются на хранении в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
12. При выдаче лицу, получившему временное убежище, свидетельства о предоставлении временного убежища свидетельство о регистрации заявления о предоставлении убежища изымается. Документы, удостоверяющие личность, переданные на хранение при выдаче свидетельства о регистрации заявления о предоставлении убежища, остаются на хранении в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
13. Порядок передачи на хранение и срок хранения в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина, обратившегося с заявлением о предоставлении убежища, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Статья 15. Прекращение рассмотрения заявления о предоставлении убежища
1. Решение о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в случае:
1) подачи лицом, ищущим убежище, заявления о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища.
Заявление о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища не может быть подано в форме электронного документа;
2) если лицо, ищущее убежище, отказывается от прохождения процедуры установления личности или сообщать сведения, необходимые для установления его личности;
3) если лицо, ищущее убежище, отказывается от прохождения обязательной государственной дактилоскопической регистрации, фотографирования или обязательного медицинского освидетельствования;
4) смерти лица, ищущего убежище.
2. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции отменяет принятое им решение о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища, в случае если лицо, ищущее убежище, предоставит доказательства наличия уважительных причин, которые препятствовали прохождению обязательной государственной дактилоскопической регистрации и (или) обязательному медицинскому освидетельствованию в течение срока, установленного в решении о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища.
3. При отмене решения о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища его рассмотрение возобновляется. В этом случае срок рассмотрения заявления о предоставлении убежища на территории Российской Федерации исчисляется с даты регистрации указанного заявления до даты возобновления его рассмотрения, без учета времени приостановления, но не более одного месяца.
Статья 16. Основания отказа в признании беженцем и предоставлении
временного убежища
1. Лицу, ищущему убежище, отказывается в признании беженцем при:
1) отсутствии оснований для признания беженцем, указанных в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона;
2) наличии у него гражданства третьего государства, защитой которого он может воспользоваться;
3) наличии информации о том, что в настоящее время указанное лицо пользуется защитой или помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев;
4) наличии серьезных оснований предполагать, что указанное лицо:
a) совершило преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений;
б) совершило тяжкое преступление неполитического характера вне Российской Федерации и до того, как оно прибыло на территорию Российской Федерации;
в) виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
г) находясь на территории Российской Федерации угрожает национальной безопасности Российской Федерации, или осуждено вступившим в законную силу приговором суда за совершение на территории Российской Федерации тяжкого и особо тяжкого преступления и представляет угрозу общественной безопасности.
2. Лицу, ищущему убежище, отказывается в предоставлении временного убежища при отсутствии оснований для предоставления временного убежища, указанных в части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо если лицо прибыло в Российскую Федерацию с территории третьей безопасной страны при наличии гарантий возвращения лица на территорию этой страны с целью рассмотрения его заявления о предоставлении убежища.
3. В случае отсутствия оснований для признания беженцем или предоставления временного убежища лица, ищущего убежище, не достигшего возраста восемнадцати лет, прибывшего на территорию Российской Федерации без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей, правовое положение данного лица определяется с учетом его интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава III. Статус беженца и временное убежище
Статья 17. Права беженца или лица, получившего временное убежище, и прибывших с ними членов их семей
Беженец или лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ними члены их семей имеют право на:
1) получение информации о своих правах и обязанностях на языке, навыками которого владеют;
2) получение бесплатных услуг переводчика при рассмотрении вопроса об утрате и аннулировании статуса беженца или временного убежища.
Порядок предоставления услуг переводчика определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции;
3) представление своих интересов в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции через представителя, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) проживание, получение питания, предметов первой необходимости и пользование коммунальными услугами в центре временного размещения до убытия к новому месту пребывания (жительства), но не более двух лет с даты размещения.
Порядок и условия проживания беженцев или лиц, получивших временное убежище, и прибывших с ними членов их семей в центре временного размещения определяются Правительством Российской Федерации;
5) получение содействия в обеспечении проезда в центр временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
6) медицинскую помощь в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) получение содействия в поиске работы или в направлении на профессиональное обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
8) работу по найму, предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
9) социальную защиту, в том числе социальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
10) участие в интеграционных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
11) получение дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, профессионального обучения, среднего профессионального образования, высшего образования, дополнительного профессионального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации;
12) участие в общественной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства;
14) выезд на постоянное место жительства в иностранное государство;
15) пользование иными правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Статья 18. Обязанности беженца или лица, получившего временное убежище, и прибывших с ними членов их семей
1. Беженец или лицо, получившее временное убежище, и прибывшие с ними члены их семей обязаны:
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;
2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения;
3) сообщить лично в течение семи рабочих дней в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту постановки на учет сведения об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), состава семьи, семейного положения, места пребывания (жительства) на территории Российской Федерации, о приобретении гражданства другого государства;
4) при убытии к новому месту пребывания (жительства) уведомить лично территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о снятии с учета по предыдущему месту пребывания (жительства);
5) уведомить лично территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение трех рабочих дней со дня прибытия к новому месту пребывания (жительства) для постановки на учет по месту пребывания (жительства).
2. Беженец обязан проходить перерегистрацию в сроки, установленные территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, не реже одного раза в восемнадцать месяцев по месту постановки на учет, в целях установления наличия оснований для утраты или аннулирования статуса беженца. Порядок постановки на учет и перерегистрации беженцев определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
3. Лицо, получившее временное убежище, обязано явиться лично по приглашению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, по месту учета в целях установления наличия оснований для утраты, аннулирования или продления срока предоставления временного убежища.
Статья 19. Заявление о продлении срока предоставления временного убежища
1. Заявление о продлении срока предоставления временного убежища подается лицом, получившим временное убежище, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту учета не позднее чем за два месяца до истечения срока предоставления временного убежища.
Форма и порядок подачи заявления о продлении срока предоставления временного убежища устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Заявление о продлении срока предоставления временного убежища не может быть подано в форме электронного документа.
2. Рассмотрение заявления о продлении срока предоставления временного убежища осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в течение одного месяца со дня регистрации заявления о продлении срока предоставления временного убежища в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет соответствие заявления о продлении срока предоставления временного убежища и оснований для предоставления временного убежища, указанных в части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и принимает одно из решений, предусмотренных частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Статья 20. Проездной документ
1. Беженцу, а также прибывшим с ним членам его семьи и лицам, в отношении которых беженец осуществляет опеку или попечительство, для выезда за пределы территории Российской Федерации и въезда на территорию Российской Федерации территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции выдается проездной документ, содержащий электронный носитель информации.
Проездной документ оформляется в виде документа на бумажном носителе, содержит электронный носитель информации для хранения персональных данных владельца (фамилии, имени (имен), отчества (при наличии), даты и места рождения, пола, гражданства, даты выдачи и даты окончания срока действия проездного документа, наименования органа, выдавшего проездной документ, написанных буквами русского и латинского алфавитов), а также для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека).
Проездной документ выдается сроком на пять лет.
Форма бланка проездного документа, порядок его оформления и выдачи определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
2. Для получения биометрических персональных данных, записываемых на электронный носитель информации, содержащийся в проездном документе, беженец или лицо, в отношении которого такое заявление подано, подлежит цифровому фотографированию, а иностранный гражданин, достигший возраста двенадцати лет, также сканированию папиллярных узоров указательных пальцев его рук, осуществляемым территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Беженец и члены его семьи, при оформлении проездного документа, проходят цифровое фотографирование в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Требования к электронному изображению лица человека и электронному изображению папиллярных узоров пальцев рук устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, и с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляют обработку персональных данных беженцев или лиц, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи проездного документа, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Срок оформления проездного документа не должен превышать три месяца со дня подачи заявления о выдаче проездного документа.
4. Проездной документ не оформляется при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, ограничивающих выезд за пределы территории Российской Федерации беженца, который подал заявление о выдаче проездного документа, или лица, в отношении которого такое заявление подано, либо в случае несогласия одного из родителей на выезд за пределы территории Российской Федерации не достигшего возраста восемнадцати лет члена семьи беженца. Беженцу, подавшему заявление о выдаче проездного документа, или лицу, в отношении которого такое заявление подано законным представителем такого лица, которому это право предоставлено законодательством Российской Федерации, направляется уведомление с указанием причин отказа в оформлении проездного документа.
После устранения причин, повлекших отказ в оформлении проездного документа, подается новое заявление о выдаче проездного документа.
5. Выезд за пределы территории Российской Федерации беженца и (или) прибывших с ним членов его семьи временно ограничивается в случае, если они:
1) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации являются подозреваемыми либо привлечены в качестве обвиняемых - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;
2) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств или достижения согласия сторонами;
3) сообщили о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда за пределы территории Российской Федерации - до решения данного вопроса в срок не более одного месяца органом, оформившим такие документы.
6. В случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд за пределы территории Российской Федерации не достигшего возраста восемнадцати лет члена семьи беженца, вопрос о возможности выезда за пределы территории Российской Федерации указанного члена семьи разрешается в судебном порядке.
Порядок подачи заявления о несогласии на выезд за пределы территории Российской Федерации не достигшего возраста восемнадцати лет члена семьи беженца устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
7. Не допускается:
1) оформление нового проездного документа без признания ранее выданного проездного документа недействительным в случае, если он утрачен владельцем;
2) выдача нового проездного документа без изъятия ранее выданного проездного документа в случае, если срок его действия не истек.
8. В случае если выезд за пределы территории Российской Федерации беженца ограничен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, его проездной документ подлежит изъятию органами, указанными в части 9 настоящей статьи, и направлению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, выдавший данный проездной документ.
Проездной документ также подлежит изъятию в случае утраты или аннулирования статуса беженца, порчи данного проездного документа или выдачи данного проездного документа в нарушение установленного порядка оформления и выдачи проездных документов.
9. Изъятие проездного документа по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, осуществляется судом, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, органами внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции и его территориальными органами и органами пограничного контроля.
Статья 21. Воссоединение семьи
1. Члены семьи беженца или лица, получившего временное убежище, прибывшие на территорию Российской Федерации совместно с указанными лицами и не достигшие возраста восемнадцати лет, также признаются беженцами или им предоставляется временное убежище либо продлевается срок предоставления временного убежища.
2. Членам семьи беженца или лица, получившего временное убежище, прибывшим на территорию Российской Федерации с целью воссоединения семьи, при отсутствии оснований для признания их беженцами или предоставления временного убежища, а также детям, рожденным в Российской Федерации в семьях беженцев или лиц, получивших временное убежище, в целях обеспечения единства семьи также предоставляются статус беженца или временное убежище, за исключением случаев, если установлены обстоятельства, указанные в статьях 22 и 23 настоящего Федерального закона.
3. Беженец или лицо, получившее временное убежище, для получения содействия во въезде на территорию Российскую Федерацию членов его семьи обязано предоставить документы, подтверждающие родственные связи.
Статья 22. Утрата статуса беженца или временного убежища,
отказ в продлении временного убежища
1. Иностранный гражданин утрачивает статус беженца или временное убежище, если он:
1) приобрел гражданство Российской Федерации;
2) добровольно выехал в государство гражданской принадлежности;3) лишившись прежнего гражданства, снова добровольно его приобрел;
4) приобрел гражданство другого государства и пользуется защитой государства новой гражданской принадлежности;
5) добровольно вновь обосновался в государстве, которое ранее покинул или вне пределов которого пребывал по основаниям, предусмотренным для предоставления статуса беженца или временного убежища;
6) не может отказываться от пользования защитой государства гражданской принадлежности, так как оснований, по которым ему был предоставлен статус беженца или временное убежище, более не существует;
7) является лицом без гражданства и может вернуться в государство прежнего обычного местожительства, так как оснований, по которым ему был предоставлен статус беженца или временное убежище, более не существует.
8) воспользовался правами, предусмотренными пунктами 13 и 14 статьи 17 настоящего Федерального закона.
2. Перерегистрация беженцев, при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не производится.
3. Иностранному гражданину, обратившемуся с заявлением о продлении срока предоставления временного убежища, отказывается в продлении срока предоставления временного убежища при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
4. Иностранный гражданин, кроме случаев, перечисленных в части 1 настоящей статьи, также утрачивает временное убежище, если ему предоставлен статус беженца или если данный иностранный гражданин добровольно отказался от временного убежища.
Статья 23. Аннулирование статуса беженца или временного убежища
Статус беженца или временное убежище аннулируются, если:
1) иностранный гражданин сообщил заведомо ложные сведения, предъявил поддельные или подложные документы и материалы, послужившие основанием для предоставления ему статуса беженца или временного убежища, при отсутствии других оснований для предоставления лицу статуса беженца или временного убежища;
2) беженец не явился на перерегистрацию в сроки, установленные настоящим Федеральным законом, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, по месту постановки на учет, в целях установления наличия оснований для утраты или аннулирования статуса беженца.
Статья 24. Обжалование решений, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, связанных с исполнением настоящего Федерального закона
1. Лица при реализации своих прав и исполнении обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом, лично либо через законного или уполномоченного представителя имеют право на обжалование решений, принимаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в суде.
2. Действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в федеральном органе исполнительной власти в сфере миграции, либо в суде.
3. Заявление на решение о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, решение об отказе в признании беженцем и (или) в предоставлении временного убежища, об отказе в продлении срока предоставления временного убежища, утрате, аннулировании статуса беженца или временного убежища подается иностранным гражданином в суд по месту нахождения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявшего обжалуемое решение, в течение десяти дней со дня получения указанным иностранным гражданином уведомления о принятом решении.
4. До вступления в силу решения суда по заявлению на решение о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища, об отказе в признании беженцем и (или) в предоставлении временного убежища лицо, подавшее жалобу, не утрачивает право на временное пребывание в Российской Федерации, пользуется правами и исполняет обязанности, в соответствии со статьями 5 и 6 настоящего Федерального закона.
5. До вступления в силу решения суда по заявлению на решение об утрате, аннулировании статуса беженца или временного убежища лицо, подавшее жалобу, не утрачивает право на пребывание в Российской Федерации, пользуется правами и исполняет обязанности, в соответствии со статьями 17 и 18 настоящего Федерального закона.
6. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 25. Обязанность иностранного гражданина покинуть территорию Российской Федерации, связанная с утратой права на убежище в Российской Федерации
1. Лицо, получившее уведомление о принятом решении о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища, об отказе в признании беженцем и (или) в предоставлении временного убежища, отказе в продлении срока предоставления временного убежища, утрате, аннулировании статуса беженца или временного убежища, использовавшее право на обжалование данного решения в соответствии с настоящим Федеральным законом и не имеющее иных законных оснований для пребывания в Российской Федерации, обязано покинуть территорию Российской Федерации в течение пяти дней с даты вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении жалобы.
2. Лицо, получившее уведомление о принятом решении о прекращении рассмотрения заявления о предоставлении убежища, об отказе в признании беженцем и (или) в предоставлении временного убежища, отказе в продлении срока предоставления временного убежища, утрате, аннулировании статуса беженца или временного убежища, не использовавшее право на обжалование решения в суде, а также лицо, срок предоставления временного убежища которому истек, не имеющее иных законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации, обязано покинуть территорию Российской Федерации в течение пяти дней с даты получения указанного уведомления либо со дня истечения срока предоставления временного убежища.
3. Положения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, распространяются на членов семьи лица, ищущего убежище, беженца или лица, получившего временное убежище.
4. Сроки, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, могут быть продлены в случае невозможности добровольного возвращения, административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии лица в государство гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства либо в другое государство, в связи с отсутствием действительных документов, предусмотренных другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации.
5. Лицо, не покинувшее территорию Российской Федерации в срок, определенный частями 1 и 2 настоящей статьи, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. До истечения срока, определенного частями 1 и 2 настоящей статьи, лицо пользуется правами и исполняет обязанности, предусмотренные статьями 5, 6, 17 и 18 настоящего Федерального закона.
7. Контроль за пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан, указанных в частях 1, 2 и 3 настоящей статьи, и не подлежащих временному размещению в специальных учреждениях, осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.
Глава IV. Заключительные положения
Статья 26. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Федерального закона, государственная пошлина, взимаемая за действия, совершаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом
1. Мероприятия, предусмотренные частями 2, 4, 5, 7 статьи 5, частями 3, 5 статьи 6, частями 1 статьи 11 и частями 2, 4, 5, 10, 12 статьи 17 настоящего Федерального закона, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Расходные обязательства по мероприятиям, предусмотренным частями 6, 7, 9 и 11 статьи 17 настоящего Федерального закона, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Источники и порядок финансирования расходов, связанных с реализацией статьи 4 настоящего Федерального закона определяет Правительство Российской Федерации.
Предоставление бюджетных ассигнований на реализацию статьи 4 настоящего Федерального закона осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные расходные обязательства для осуществления мероприятий, связанных с реализацией статьи 4 настоящего Федерального закона.
3. Обеспечение социальных прав и гарантий беженцев, в части, в которой на них распространяются права и гарантии граждан Российской Федерации, является расходным обязательством Российской Федерации.
4. Государственная пошлина взимается за выдачу беженцу, проездного документа беженца.
Размер государственной пошлины в соответствии с настоящей частью и порядок ее уплаты устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 27. Международное сотрудничество по вопросам убежища
Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами, Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев, иными международными организациями в целях разрешения проблем лиц, ищущих убежище, а также получивших статус беженца или временное убежище.
Российская Федерация строит отношения с иностранными государствами на основе международных договоров Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Статья 28. Действительность документов, выданных в соответствии с ранее действовавшим законодательством о беженцах
Документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о беженцах, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными до окончания срока их действия.
Статья 29. Порядок рассмотрения заявлений лиц ищущих убежище, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона
Рассмотрение ходатайств о признании беженцем или заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, принятых к рассмотрению до вступления в силу настоящего Федерального закона, и принятие решений по указанным обращениям осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статья 31. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
Поручить Правительству Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу через шесть месяцев со дня его официального опубликования.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.