Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" в части регулирования спорта высших достижений и профессионального спорта"
(подготовлен Минспортом России 02.09.2015 г.)
Законопроект, разработанный во исполнение Перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 июня 2015 г. N Пр-1261 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта, состоявшегося 2 июня 2015 г., предусматривает установление особенностей регулирования общественных отношений возникающих в процессе деятельности по организации и проведению профессиональных спортивных соревнований, а также участию в них профессиональных спортивных клубов и профессиональных спортсменов.
В целях законодательного закрепления фактически сложившихся в данной сфере терминов и определений в проекте федерального закона дано определение понятия профессиональный спорт, профессиональная спортивная лига, профессиональные спортивные соревнования, профессиональный спортивный клуб, профессиональный спортсмен, спортивный агент. Также законопроектом предлагается определить базовые положения о видах спортивных санкций, порядке их наложения и применения,
В соответствии с законопроектом к субъектам профессионального спорта отнесены профессиональные спортсмены, профессиональные спортивные клубы, профессиональные спортивные лиги, общероссийские спортивные федерации по командным игровым видам спорта, спортивные судьи, тренеры, зрители, спортивные агенты, профессиональные союзы, объединяющие профессиональных спортсменов, а также иные субъекты физической культуры и спорта, осуществляющие свою деятельность в профессиональном спорте.
Законопроектом предусматривается, что деятельность субъектов профессионального спорта будет направлена на его развитие как зрелищной и экономически самоокупаемой части спорта при обеспечении содействия субъектам спорта высших достижений, в том числе спортивным сборным командам Российской Федерации.
В соответствии с предлагаемыми нормами профессиональные спортивные клубы имеют право участвовать в профессиональных спортивных соревнованиях на условиях, установленных организаторами таких соревнований, объединяться между собой, вступать в качестве членов в общероссийские спортивные федерации.
Профессиональным спортивным клубам и лигам вправе оказывать содействие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, при этом орган, принимающий такое решение обязан определить условия и параметры расходования предоставляемых средств. В случае получения профессиональным спортивным клубам средств от контролируемых государством юридических лиц, законопроектом регламентирован особый порядок их расходования, исключающий их направление на оплату услуг спортивных агентов, на выплату различных компенсаций профессиональными спортсменами и тренерами, их заработную плату, а также на какие-либо выплаты, связанные с переходами профессиональных спортсменов в профессиональные спортивные клубы.
Организации спортивной подготовки наделяются законопроектом возможностью по решению своего учредителя и на определенных организаторами профессиональных спортивных соревнований условиях быть участниками профессиональных спортивных соревнований, а также входить в состав соответствующей профессиональной спортивной лиги.
Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 329-ФЗ) дополняется новой статьёй 19.2. "Профессиональные спортивные лиги", которая детально прописывает особенности их создания, осуществления деятельности, их права и обязанности.
Так, создание профессиональной спортивной лиги допускается только с согласия общероссийской спортивной федерации и в соответствии с нормами международных спортивных федераций. Данная норма направлена на упорядочение ситуации с взаимоотношениями общероссийских спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг в сфере развития культивируемого вида спорта и организации соревновательной деятельности.
Профессиональная спортивная лига может объединять как российские профессиональные спортивные клубы, так и иностранные профессиональные спортивные клубы. Среди учредителей или в составе органов управления такой профессиональной спортивной лиги должна быть соответствующая общероссийская спортивная федерация, а также федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта (их представители). Наличие данной нормы позволит обеспечить соблюдение интересов общероссийской спортивной федерации при принятии профессиональной спортивной лигой решений влияющих на развитие вида спорта и подготовку спортивной сборной команды Российской Федерации по данному виду спорта.
Законопроект наделяет профессиональную спортивную лигу правом осуществлять проведение чемпионатов, первенств России, в случае делегирования ей прав на проведение таких спортивных соревнований общероссийской спортивной федерацией.
Особый порядок создания и деятельности предусмотрен для профессиональной спортивной лиги, объединяющей как российские, так и иностранные профессиональные спортивные клубы. В случае получения ею согласия соответствующей международной спортивной федерации, членом которой является соответствующая общероссийская спортивная федерация, она вправе быть организатором международных профессиональных спортивных соревнований. При этом участие в таких соревнованиях российских спортивных профессиональных клубов признается участием в соответствующих чемпионатах, первенствах России. Данная норма фактически вводит уже существующую ситуацию в Континентальной хоккейной лиге в правовое поле.
Профессиональные спортивные лиги, в целях проведения международных профессиональных спортивных соревнований наделяются широким кругом прав: разрабатывать и утверждать положения (регламенты) о таких соревнованиях, определять порядок аттестации тренеров соответствующих профессиональных спортивных клубов, организации системы подготовки спортивных судей, обслуживающих соответствующие соревнования, их аттестации и контроля за их деятельностью, осуществлять подготовку контролеров-распорядителей, аккредитацию спортивных агентов, осуществляющих свою деятельность в соответствующем командном игровом виде спорта, вести системы учета данных о профессиональных спортсменах.
Помимо наделения профессиональных спортивных лиг правами, на них возложены и обязанности: участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте; принимать меры по предотвращению противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и борьбе с ним; осуществлять содействие общероссийской спортивной федерации в организации спортивных мероприятий спортивных сборных команд Российской Федерации по соответствующим видам спорта; согласовывать с соответствующей общероссийской спортивной федерацией календарный план (календарь) проведения соответствующего профессионального спортивного соревнования с учетом спортивных мероприятий спортивных сборных команд России. Таким образом, проектируемые изменения позволят обеспечить баланс интересов общероссийский спортивных федераций и профессиональных спортивных лиг в части развития спорта высших достижений.
В целях обеспечения финансировании профессиональной спортивной лигой отдельных направлений деятельности общероссийской спортивной федерации, на них возложена обязанность заключать с общероссийской спортивной федерацией соответствующие договоры. Размер финансирования по которому, порядок выплаты, а также порядок контроля за целевым использованием полученных средств, определяются сторонами такого договора.
Еще одна новелла данного законопроекта посвящена урегулированию деятельности спортивных агентов.
В целях защиты прав и интересов спортсменов и тренеров, предупреждения злоупотреблений и нарушений при их трудоустройстве в профессиональном спорте, а также в целях повышения качества услуг по трудоустройству спортсменов, законопроектом помимо определения понятия "спортивный агент" предусмотрена норма об обязательной аккредитации агентов соответствующей общероссийской спортивной федерацией или профессиональной спортивной лигой. Законопроектом также устанавливается, что осуществлять содействие в трудоустройстве спортсмена, не достигшего 16 летнего возраста, спортивный агент вправе только на безвозмездной основе.
Также законопроектом предусматривается совершенствование нормативного правового регулирования деятельности общероссийских, региональных и местных спортивных федераций, в части уточнения процедуры избрания руководителя постоянно действующего коллегиального руководящего органа (коллегиального исполнительного органа), контрольно-ревизионного органа. Внесение таких изменений обусловлено тем, что членство в спортивных федерациях лиц, представляющих, по существу все субъекты Российской Федерации, не позволяет в случае необходимости оперативно избирать руководителей органов соответствующих спортивных федераций.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность разрешения споров как в спорте в целом, так и в профессиональном спорте и спорте высших достижений в досудебном порядке, в том числе с использование институтов арбитража (третейского разбирательства) и медиации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и направлен на реализацию пункта 9 основного мероприятия 2.2 "Проведение спортивных мероприятий, обеспечение подготовки спортсменов высокого класса, материально-техническое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации" государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 302.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.