Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 22.01.02 Сталеплавильщик"
(подготовлен Минобрнауки России 12.10.2015 г.)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ
СТАЛЕПЛАВИЛЬЩИК (ПРОЕКТ)
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требова-ний к среднему профессиональному образованию по профессии "Сталеплавильщик" для профессиональных образовательных организаций, имеющих право на реализацию, про-шедших государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, на территории Российской Федерации (далее - образовательная организация).
1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих по профессии "Сталеплавильщик" имеет образовательная организация при наличии соответ-ствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированного рабочего сталеплавильного производства с использованием ресурсов нескольких обра-зовательных организаций.
2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования;
ПОО - профессиональная образовательная организация
ОППКР - образовательная программа подготовки квалифицированного рабочего;
ОК - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс.
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ
3.1. Нормативные сроки освоения ОППКР базового и повышенного уровней при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016 -94 |
Нормативный срок освоения ОППКР при очной форме получения образо-вания |
|||||
На базе основного общего образования |
Базовый уровень Подручный сталевара конвертера Подручный сталевара электропечи Подручный сталевара установки электрошлакового переплава Подручный сталевара установки внепечной обработки стали Подручный сталевара установки вакуумирования стали Разливщик стали Оператор машины непрерывного литья заготовок Машинист дистрибутора Машинист завалочной машины Ковшевой |
3 года |
|||||
На базе среднего общего образования |
1 год |
||||||
На основе ОППКР базового уровня |
Повышенный уровень Сталевар конвертера Сталевар электропечи Сталевар установки внепечной обработки стали Сталевар установки злектрошлако-вого переплава Сталевар установки вакуумирова-ния стали
|
7 мес. |
Квалификации выпускнику присваивается на основании результатов итоговой государственной аттестации. Уровень квалификации определяется в зависимости от технических характеристик сталеплавильных агрегатов и оборудования (объёма, производительности). В части требований к результатам освоения ОППКР базового уровня стандарт ориентирован на присвоение выпускнику уровня квалификации выше среднего для конкретной профессии. Квалификация присваивается по одной из основных технологических профессий, входящих в группу по результатам итоговой государ-ственной аттестации. В процессе освоения ОППКР по согласованию с работодателем, допускается присвоение квалификации по одной-двум совмещённым или сопутствующим профессиям по результатам промежуточной (по этапной) аттестации, например, по профессиям "слесарь-ремонтник", "стропальщик".
Срок освоения ОППКР базового уровня по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год.
Срок освоения ОППКР СПО повышенного уровня по очно - заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается:
на базе основного общего образования - не более чем на 1,5 года;
на базе среднего общего образования - не более чем на 1 год.
Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением студентами среднего общего образования в пределах соответствующей ОППКР СПО.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Базовый уровень
4.1.1. Эксплуатация и контроль работы сталеплавильных, сталеразливочных агрегатов и другого технологического оборудования для выплавки и разливки стали.
4.1.2. Объекты профессиональной деятельности:
- сталеплавильные и сталеразливочные агрегаты, машины и установки;
- внепечное оборудование и установки для улучшения стали;
- технологические процессы подготовки и производства и разливки стали;
- вспомогательное технологическое оборудование, машины, механизмы, инструмент;
- металлошихта, вспомогательные материалы, полуфабрикаты, готовая продукция;
- техническая, технологическая и нормативная документация.
4.1.3. Квалифицированный рабочий по профессии готовится к следующим видам деятельности:
- подготовка сталеплавильных агрегатов к выплавке стали;
- подготовка сталеразливочного оборудования к процессу разливки стали;
- ведение технологических процессов производства стали, разливки стали;
- эксплуатация, профилактическое обслуживание и участие в ремонте оборудования, машин и механизмов для производства и разливки стали.
4.2. Повышенный уровень
4.2.1. Области профессиональной деятельности:
- производство стали;
- улучшение стали;
- организация работы коллектива на производственном участке
4.2.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников дополнительно к пункту 4.1.2 являются:
- агрегаты, машины, оборудование и механизмы для улучшения стали;
- технологические процессы производства и разливки стали;
- трудовые коллективы производственных участков.
4.2.3. Сталевар готовится дополнительно к пункту 4.1.3. к следующим видам деятельности:
- организация и ведение технологического процесса производства и разливки стали;
- организация работы коллектива на производственном участке;
- участие в экспериментальных работах.
5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
5.1. Выпускник, освоивший ОППКП базового уровня должен обладать.
Общими компетенциями:
ОК 1. Понимать сущность и социально-экономическую значимость своей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную целесообразную деятельность исходя из решаемых профессиональных задач, выбирать типовые методы и способы их выполнения, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Эффективно работать в коллективе и команде, общаться с коллегами и руководством.
ОК 7. Сохранять трудоспособность в условиях высоких нервно-психических производственных нагрузок.
Профессиональными компетенциями:
5.1.1. Ведение технологического процесса выплавки и разливки стали
ПК 1. Осуществлять подготовку материалов и технологического инструмента для выплавки и разливки стали.
ПК 2. Выполнять технологические операции по ведению процессов выплавки и разливки стали.
ПК 3. Контролировать параметры технологического процесса производства стали и ферросплавов с помощью контрольно-измерительных приборов (КИП) и средств автоматики.
ПК 4. Применять техническую и технологическую документацию по производству стали.
ПК 5. Оформлять локальную нормативную документацию.
ПК 6. Принимать требуемые решения на основе показаний контролирующей аппаратуры.
ПК 7. Осуществлять контроль личного психофизиологического состояния в условиях динамичного трудового процесса.
ПК 8. Сохранять концентрацию внимания, зрительно-двигательную координацию, осторожность и постоянство при выполнении повторяющейся группы трудовых операций и функций.
5.1.2. Эксплуатация, обслуживание и ремонт машин и механизмов для производства и разливки стали.
ПК 9. Управлять технологическим оборудованием, машинами и механизмами агрегатов по выплавке и разливке стали.
ПК 10. Выполнять текущее профилактическое обслуживание и осмотры механизмов сталеплавильных и сталеразливочных агрегатов.
ПК 11. Участвовать в выполнении регламентных ремонтов технологического оборудования и механизмов по производству стали.
ПК 12. Выполнять нормативные требования по охране труда, промышленной безопа-сности и защите окружающей среды.
5.2. Выпускник, освоивший ОППКР повышенного уровня должен дополнительно ( к п. 5.1) обладать.
Общими компетенциями:
ОК 8. Оценивать собственную деятельность, выбранные способы выполнения профес-сиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 9. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения производственных заданий.
ОК 10. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.
ОК 11. Ориентироваться в технологических и организационных изменениях в сталепла-вильном производстве.
Профессиональными компетенциями:
5.2.1. Ведение технологического процесса производства стали, ферросплавов и прямого восстановления железа.
ПК 13. Организовывать выполнение технологических процессов по производству стали, ферросплавов и прямого восстановления железа.
ПК 14. Использовать системы автоматического управления технологическим процессом.
ПК 15. Эксплуатировать технологическое и подъемно-транспортное оборудование, обеспечивающее процесс производства черных металлов.
ПК 16. Оценивать качество сырья и готовой продукции.
ПК 17. Анализировать причины брака выпускаемой продукции и разрабатывать меропри-ятия по его предупреждению.
ПК 18. Анализировать и оценивать состояние техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты на производственном участке.
5.2.2. Организация работы коллектива на производственном участке.
ПК 19. Планировать и организовывать собственную деятельность и работу участка, бригады, коллектива исполнителей.
ПК 20. Принимать решения в нестандартных производственных ситуациях
ПК 21. Формулировать и отдавать однозначно понимаемые команды, ставить произво-дственные задачи, разъяснять их.
5.2.3. Участие в экспериментальных и исследовательских работах.
ПК 22. Принимать участие в модернизации технологических процессов выплавки и разливки стали
ПК 23. Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности технологи-ческих процессов производства стали.
6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
6.1. Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, представленный в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, модулей, иных компонентов, оценочных и методических материалов. ОППКР по профессии "Сталеплавильщик" состоит из обязательной (инвариантной) и вариативной частей, предусматривающих изучение следующих учебных предметных циклов, профессиональных блоков и модулей.
Обязательная (инвариантная) часть содержит циклы:
- общий гуманитарный (базовый уровень);
- общий гуманитарный и социально-экономический (углублённый уровень);
- математический и естественнонаучный;
- общеотраслевой.
Вариативная часть содержит блоки:
- общепроизводственный;
- общепрофессиональный;
- профессиональный.
Аттестационная часть содержит разделы:
- консультации ( групповые и индивидуальные);
- производственная практика (квалификационная);
- промежуточная аттестация;
- государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной квалифи-кационной работы).
6.2. Обязательная (инвариантная) часть ОППКР по учебным циклам должна состав-лять около 60 процентов от общего объема учебного времени, отведенного на их осво-ение. Вариативная часть (около 40 процентов) дает возможность дифференциации профессиональной подготовки, её расширения и (или) углубления, определяемой содер-жанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Предметы, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общий гуманитарный, математический и естественнонаучный, отраслевой учебные циклы состоят из предметов. Производственный, общепрофессиональный и профессиональный учебный циклы состоят из профессиональных модулей в соответствии с профессиональной дифференциацией. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов, производственное обучение и (или) практика.
6.3. Обязательная часть ОППКР базового уровня содержит общеобразовательные предметы среднего общего образования, которые могут изучаться в течение всего периода обучения. Кроме того, она должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в объёме не менее 100 часов, из которых 48 часов отводится на освоение основ военной службы.
Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического учебного цикла ОППКР повышенного уровня должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Русский язык и культура речи", "Основы психология общения", "Основы менеджмента" "Физическая культура".
6.4 Образовательной организацией при определении структуры ОППКР и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
Таблица 2
Структура образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих
Базовый уровень.
Ин-декс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максималь-ной учебной нагрузки обучаю щегося (час/нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование предметов, профессиональных модулей, меджисциплина-рных курсов (МДК) |
Коды форми-руемых компе-тенций |
|
Обязательная часть уче-бных циклов. В резуль-тате изучения обязатель-ной части учебного цикла обучающийся должен: |
|
|
|
|
ООТ. 00 |
Отраслевой цикл. |
|
|
|
|
Знать: - законы, методы и приемы проекционного черчения; - правила выполнения и чтения конструкторской и технологической документации; - правила оформления чертежей, геометрические построения и вычерчивания технических деталей; - способы графического представления технологического оборудования и выполнения технологических схем; - требования стандартов Единой системы конструкторской документации (далее - ЕСКД) и Единой системы технической документации (далее - ЕСТД) к оформлению и составлению чертежей и схем. Уметь: - выполнять графические изображения технологического оборудо-вания и технологических схем в ручной и машинной графике; - выполнять комплексные чертежи геометрических тел и проекции точек, лежащих на их поверхности, в ручной и машинной графике; - выполнять чертежи технических деталей в ручной и машинной графике; - читать чертежи и схемы; - оформлять технологическую и конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативно-технической документацией |
|
|
ООТ. 01 Инженерная графика |
ОК 1. ПК 4,5, 11 |
|
Знать: - закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки; - способы защиты металлов от коррозии; - классификацию и способы получения композиционных материалов; - принципы выбора конструкционных материалов для применения в производстве; - строение и свойства металлов, методы их исследования; - классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения Уметь: - распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; - определять виды конструкционных материалов; - выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; - проводить исследования и испытания материалов. |
|
|
ООТ.02 Материало-ведение |
ОК 1 - 6; ПК 1,2, 10 |
|
|
Знать: - элементы и параметры электрической и магни-ных цепей, методы их расчета и измерения; - основные законы элек-тротехники; - основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин; - устройство, принцип действия и характеристики электротехничес-ких приборов; - основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; - параметры электрических схем и единицы их измерения; - принцип выбора электрических и электронных приборов; - классификацию электтронных приборов, их устройство и область применения; - принципы составления простых электрических и электронных цепей; |
|
|
ООТ.03 Электротех-ника и электроника |
ОК 1 - 6, 8 ПК 3, 9,10 |
|
- способы получения, передачи и использова-ния электрической энегии; Уметь: - выбирать электри-ческие, электронные приборы и электрообо-рудование; - правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов; - производить расчеты простых электрических цепей; - рассчитывать пара-метры электрических цепей и схем; - снимать показания и пользоваться электроизмерительными прибора-ми и приспособлениями |
|
|
|
|
|
Знать: - основные положения теплотехники и тепло-энергетики; - назначение и свойства огнеупорных материа-лов; - устройства и принципы действия металлургических печей; - топливо металлургических печей и методику расчетов горения; - закономерности про-цессов тепломассообме-на в металлургических печах Уметь: - производить расчеты процессов горения и теплообмена в металлургических печах, (наг-ревательных и плави-льных); |
|
|
ООТ.04 Основы теплотехники |
ОК 1 - 6, ПК 2, 9, 10 |
|
Знать: - теоретические основы химических и физико-химических процессов, лежащие в основе металлургических процессов; - теплотехнические основы металлургических процессов. Уметь: - производить расчеты основных параметров металлургического производства. |
|
|
ООТ.05 Основы металлургического производства |
ОК 1 - 6; ПК 1, 9 |
Знать: - основы технической механики; - виды механизмов, их кинематические и дина-мические характерис-тики; - методику расчета эле-ментов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при раз-личных видах деформа-ции; - основы расчетов меха- нических передач и простейших сборочных единиц общего назна-чения. Уметь: - производить расчеты механических передач и простейших сборочных единиц; - читать кинематичес-кие схемы; - определять напряже-ния в конструкционных элементах. |
|
|
ООТ.06 Техническая механика |
ОК 1 - 6; ПК 10 |
|
| |||||
Знать: - сущность механизации и автоматизации произ-водства; - цели и задачи автома-тизации производствен-ных процессов. |
|
|
ООТ.07 Автоматизация производства |
ОК 1-6; ПК 3,4 |
|
|
- основные параметры технологических процес-сов, измерительных пре-образователей и цепей измерения; - виды цепей управле-ния и их элементный состав; - классификацию объек-тов управления. - номенклатуру и общие принципы устройства промышленных средств автоматизации; - виды сигналов связи в измерительных цепях; - виды схем регулиро-вания технологических параметров; - функции автоматического регулятора в цепи и АСР; - виды регуляторов, общие принципы их работы и устройства, область применения; - понятие о функциональных схемах автоматизации производственного |
|
|
|
|
Знать: - системы допусков и посадок, точность обра-ботки, квалитеты, клас-сы точности. Уметь: - подбирать средства измерений для проверки стабильности техноло-гических процессов, контроля и испытаний продукции |
|
|
ООТ.08 Основы метрологии |
ОК 1 - 6; ПК 3 |
|
Знать: - структуру экономики отрасли; - общие принципы орга-низации производственного процесса; - механизмы ценообра- |
|
|
ООТ.09 Экономика отрасли и предприятия |
ОК1-6; ПК 1, 10, 11 |
|
|
зования на продукцию; - системы и формы оплаты труда; - структуру организа-ции, цели и задачи под-разделения. Уметь: - находить и использовать экономическую информацию для обес-печения конкурентоспособности на рынке труда. |
|
|
|
|
Знать: - особенности обеспе-чения безопасных условий труда в сфере про-фессиональной деятельности; - систему мер по безо-пасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воз-действия на окружаю-щую среду, экологическую политику развития производства; - особенности обеспе-чения безопасных усло-вий труда в сфере профессиональной деятельности; - систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, снижению вредного воздействия на окружающую среду, экологическую полити-ку развития производства Уметь: - проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; - соблюдать требования |
|
|
ООТ.10 Охрана труда и промыш-ленная безопасность |
ОК 1-3; ПК 12 |
|
|
по безопасному ведению технологического процесса; - проводить мониторинг объектов производства и окружающей среды. |
|
|
|
|
Знать: - общие слесарные опе-рации, применяемый инструмент и приспосо-бления; - электромонтажные ра-боты и пускорегулирующую аппаратуру; - средства контроля и автоматики; - структуру металлургического производства, основные цеха, их назначение. Уметь: - выполнять слесарную обработку деталей по11 - 12 квалитетам, разбор- ку, ремонт и сборку уз- лов и механизмов сред-ней сложности; - выполнять разделку, сращивание, изоляцию и пайку проводов нап-ряжением до 1000 В, зарядку и установку несложной осветитель- ной аппаратуры, выключателей, штепсе-льных розеток, стенных патронов; - определять причины неисправности и устра-нять простые поврежде-ния в осветительной сети на рабочем месте |
|
|
ООТ.11 Производственное обучение в учебных мастерских |
ОК 1-7; ПК 1,2, 6,7,8,12 |
|
| |||||
ОП.00
|
Общепроизводственный блок (варианты) В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен. |
|
|
ОП.01 Сталеплави-льщик конвертерно-го производства ОП.02 Электроста-леплавильщик |
|
|
Иметь практический опыт: - осуществления технологических операций по производству стали; - использования систем автоматического управ-ления технологическим процессом; - эксплуатации техно-логического и подъёмно-транспортного оборудования, обеспечивающего процесс производства стали; - анализа качества сырья и готовой продукции; - анализа причин брака выпускаемой продукции и разработки мероприятий по его предупреждению; - анализа и оценки состояния техники безопаности, промышленной санитарии и противопожарной защиты на производственном участке. Уметь: - подбирать и рассчитывать состав шихтовых материалов; - осуществлять опера-ции по подготовке шихтовых материалов к плавке; - выполнять операции по загрузке плавильных агрегатов и выпуску продуктов плавки; - использовать прог-раммное обеспечение в управлении технологическим процессом; - эксплуатировать технологическое и подъемно-транспортное оборудование; - анализировать качество сырья и готовой продукции; |
|
|
МДК.01 Технология и оборудование сталеплавильного производства |
ОК 1. ПК 1-10 |
|
- анализировать причины брака выпускаемой продукции и разрабатывать мероприятия по его предупреждению; - находить причины нарушений технологии и пути их устранения; - рассчитывать тепловой и материальный баланс выплавки стали; - отбирать пробы на анализ; - выполнять производственные и технологические расчеты; - оценивать качество сырья, полупродуктов и готового продукта по результатам лабораторных анализов; - работать с технологической, конструкторской, документацией, справочниками и другими информационными источниками; - осуществлять мелкий ремонт оборудования; анализировать и оценивать состояние техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты на производственном участке; - выбирать методы и мероприятия по защите от негативных факторов производства. Знать: - физико-химические свойства шихтовых материалов и топлива, поступающих в сталеплавильные агрегаты; - физико-химические процессы, лежащие в основе процесса выпла-вки стали; |
|
|
|
|
| |||||
|
- устройство сталеплавильных и сталеразливочных агрегатов, их технические характеристики; - состав и свойства заправочных материалов; - основные технико-экономические показатели (ТЭП) производства чугуна, стали и ферросплавов; - организацию технического контроля в сталеплавильном производстве; - общие принципы работы автоматизированной системы управления технологическим про-цессом (АСУТП); - устройство и принцип работы обслуживаемого оборудования, схемы водо-, паро-, воздухо- и газопроводов; - основные характеристики электрооборудования, - причины основных неполадок в работе технологического оборудования, меры их предупреждения и устранения; - причины возможных аварий, планы их ликви-дации; - операции по поддержанию заданного температурного и гидравлического режима работы оборудования; - требования стандартов и технических условий, порядок отбора проб в соответствии с техноло-гическим процессом; - взаимосвязь режима технологических процессов и качества продуктов плавки; - опасные и вредные факторы, воздействующие на рабо- тающих в сталеплавильного производства; - виды инструктажей по безопасности труда и противопожарным мероприятиям; - безопасные приемы при выполнении проиизвод-ственных работ; - бирочную систему; - методы и средства обеспечения безопасно-сти производства. |
|
|
|
|
ОПМ. 00 |
Общепрофессиональный блок (варианты). Содержание модулей об-разовательная организация определяет самостоятельно на основе потребностей работодателя и профессиональных стандартов. |
|
|
ОПМ.01 Подручный сталевара широкого профиля ОПМ.02 Разливка стали. |
ОК 1. ПК1-10 |
ПМ. 00
|
Профессиональный блок (варианты) Содержание модулей образовательная организация определяет самостоятельно на основе потребностей работодателя и профессиональных стандартов. |
|
|
ПМ.01 Подручный сталевара конвертера. ПМ.02 Подручный сталевара электропечи. ПМ.03 Подручный сталевара устано-вки ВОС. ПМ.04 Подручный сталевара устано-вки ВС. ПМ. 05 Разливщик стали (цех) ПМ.06 Оператор машины непреры-вного литья заготовок (МНЛЗ). |
|
Итого часов на освоение ОППКР базового уровня |
4580 |
|
|
|
Повышенный уровень
Ин-декс |
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час/нед.) |
В том числе часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование предметов, профессиональных модулей |
Коды форми-руемых компе-тенций |
|
Обязательная часть учебных циклов. В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся должен: |
|
|
|
|
ОГСЭ. 00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
|
|
|
|
|
Знать: - различия между языком и речью; - функции языка как средства формирования и трансляции мысли; - нормы русского литературного языка; - специфику устной и письменной речи; - правила продуциро-вания текстов разных деловых жанров; |
|
|
ОГСЭ.01. Русский язык и культура речи |
OK 1,2,4 ПК 4 |
Знать: - взаимосвязь общения и деятельности; - виды и уровни об-щения; роли и ролевые ожидания в общении; - приемы общения, правила слушания, ве-дения беседы, убеж-дения; - этические принципы общения; - причины, виды и спо-собы разрешения кон-фликтов. Уметь: |
|
|
ОГСЭ..02. Основы психологии общения |
ОК 1,6.7; ПК 7,8 |
|
|
- применять приемы эффективного обще-ния профессиональной деятельности, саморе-гуляции поведения в процессе межличност-ного общения; |
|
|
|
|
Знать: - функции и виды и менеджмента; - методы управления; основы организации работы трудового кол-лектива;; Уметь: - реализовывать функции менеджмента в профессиональной деятельности; - принимать управленческие решения; - управлять динамикой конфликта; - применять методы управления. |
|
|
ОГСЭ. 03. Основы менеджмента |
ОК 2 - 6, 8, 9; ПК 19, 20 |
|
Знать: - роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; - основы здорового образа жизни. Уметь: - использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
|
|
ОГСЭ.04. Физиче-ская культура |
ОК 6,7 |
|
| |||||
EH.00
|
Математический и естественнонаучный учебный цикл |
|
|
|
|
Знать: - основные математические методы решения прикладных задач; |
|
|
ЕН.05. Математика и информатика |
ОК 2,4,5; ПК 3,6,19 |
|
|
- основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры и комплексных чисел. Уметь: - выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; - использовать сеть Интернет и ее возмо-жности для организации оперативного обмена информацией; - использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразованя и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; - обрабатывать и анализировать инфор-мацию с применением программных средств и вычислительной тех-ники; - получать информацию в локальных и глобальных компьтерных сетях; - применять графические редакторы для создания и редактирования изображений |
|
|
|
|
Знать: - правовые вопросы экологической безопасности; - об экологических принципах рационального природопользования; - задачи и цели природоохранных органов управления и надзора. Уметь: - осознавать взаимо-связь организмов и среды обитания; |
|
|
ЕН. 06 Экологичес-кие основы приро-допользования |
ОК 1,10,11; ПК 1, 12, 16,18 |
|
|
- определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения эколо-гического кризиса. |
|
|
|
|
ООТ. 00 |
Общеотраслевой цикл |
|
|
|
|
|
Знать: - основные положения Конституции РФ; - права и свободы человека и гражданина; - понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; - законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; - организационно-правовые формы юриди-ческих лиц; - права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности; - понятие дисциплина-рной и материальной ответственности; - виды административ-ных правонарушений и административной ответственности; Уметь: - использовать необхо-димые нормативно-пра-вовые документы; - анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) справовой точки зрения |
|
|
ООТ.12 Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
ОК 2,3, 5, 8, 9; ПК 4, 12, 19-21. |
Знать: - состав, технико-технологические характеристики, устройство основных агрегатов, |
|
|
ООТ.13 Оборудование сталеплавиль-ных цехов |
ОК 1; ПК 2,3, 9-11. |
|
|
машин, установок и оборудования сталеплавильных цехов; - состав, назначение и устройство вспомогательного оборудования и машин сталеплавильных цехов; - основы организации обслуживания и ремонта технологического оборудования сталеплавильных цехов. Уметь: - оценивать рабочее состояние механизмов и оборудования сталеплавильных агрегатов и другого технологического оборудования. |
|
|
|
|
|
Знать: - теоретические основы химических и физико-химических процессов, лежащих в основе металлургического производства. Уметь: - использовать методы оценки свойств металлов и сплавов |
|
|
ООТ.14 Основы физической химии |
ОК 1, 10, 11; ПК 13,16. |
ПМ. 00 |
Профессиональные модули (варианты) |
|
|
|
|
|
Содержание модулей образовательная организация определяет самостоятельно на основе потребностей работодателя и профессиональных стандартов. |
|
|
ПМ.08 Производственное обучение (специализация) ПМ.09 Призводственная практика (квалификационная) |
ОК 1, 8-11 ПК 13-23 |
|
Всего часов обучения по ОППКР повышенного уровня |
980 |
|
|
|
7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ОППКР в соответствии с настоящим ФГОС СПО. Перед разработкой ОППКР образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлет-ворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучаю-щийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ОППКР образовательная организация в праве самостоятельно использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов, увеличивая при этом объем времени, отведенный на предметы обязательной части, на практики, либо вводя новые предметы и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образова-тельной организации.
Образовательная организация обязана:
- обновлять ОППКР с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
- в рабочих учебных программах всех предметов и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения (компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям);
- обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
- обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
- создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компо-нента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающи-
хся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
- предусматривать для реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
7.3. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.5. Общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять 8-11 недель, в том числе не менее 2-ух недель в зимний период.
7.6. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной работы (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.7. Практика является обязательным разделом ППССЗ. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практи-ческих навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ОППКР предусматриваются следующие виды практик: производственное обучение в учебных мастерских, на производстве, и предвыпускная производственная (квалификационная).
Производственное обучение в учебных мастерских и на производстве проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концент-рированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики. Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответ-ствующих организаций.
7.8. Реализация ОППКР должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемого предмета (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла.
Проведение занятий производственного обучения в мастерских могут осуществлять мастера производственного обучения, имеющие среднее профессиональное образование по направлению "Профессиональное обучение" или "Технологическое образование" и квалификацию по соответствующей профессии.
Педагоги профессионального обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.9. ОППКР должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем предметам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация ППССЗ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню предметов (модулей) ОППКР.
Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждому предмету профессионального учебного цикла. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданной за последние 5 лет. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с российскими образовательными организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.10. Прием на обучение по ОППКР за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, если иное не предусмотрено частью 4 статьи 68 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Финансирование реализации ОППКР должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.
7.11. Образовательная организация, реализующая ОППКР, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических и лабораторных занятий по предметам, производственного обучения в учебных мастерских, практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации.
Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарно-гигиеническим нормам и правилам, противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты: - гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
- математики; информатики и информационных технологий в профессиональной деятельности;
- инженерной графики;
экономики организации, менеджмента, правового обеспечения профессиональной деятельности; - теплотехники; основ металлургического производства;
- метрологии;
- безопасности жизнедеятельности и охраны труда;
- методический.
Лаборатории: - электротехники и электроники;
- физической химии;
- технической механики;
- материаловедения;
Мастерские:
- слесарно-механическая;
- электромонтажная; электрооборудования и пускорегулирующей аппаратуры;
контрольно-измерительных приборов и автоматизации технологических процессов;
Спортивный комплекс:
- спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы: - библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; актовый зал.
Реализация ОППКР должна обеспечивать:
- выполнение обучающимися лабораторных и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
- освоение обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответству-
ющей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида деятельности. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
7.12. Реализация ОППКР осуществляется образовательной организацией на государ-ственном языке Российской Федерации. Реализация ОППКР образовательной органи-зацией, расположенной на территории республики Российской Федерации, может осуществляться на государственном языке республики Российской Федерации в соответ-ствии с законодательством республик Российской Федерации, но не в ущерб государ-ственному языку Российской Федерации.
8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
8.1 Оценка качества освоения ОППКР должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждому предмету и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОППКР (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по предметам разрабатываются и утверждаются образо-вательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профес-сиональным модулям и для государственной итоговой аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей. Для промежуточной аттестации обучающихся по предмету (междисциплинарному курсу) кроме ведущего преподавателя в качестве внешних экспер-тов должны привлекаться преподаватели смежных предметов (курсов). Для макси-мального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профес-сиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образова-тельной организацией в качестве внештатных экспертов должны привлекаться представители работодателей.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения предмета;
оценка компетенций обучающихся.
Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 8.5. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответ-ствующим образовательным программам
8.6. Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.
А.А. Листвин, к.п.н., доцент кафедры профессионального и технологического
образования ФГБОУ ВПО "Череповецкий
государственный университет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.