Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции"
(подготовлен Минсельхозом России 23.10.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции" (далее - законопроект) разработан в связи с необходимостью повышения безопасности пищевой продукции.
В настоящее время участились случаи неисполнения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, предъявляемых к продуктам питания, что вызвало снижение безопасности соответствующей продукции.
Статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривается ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.
Вместе с тем законопроектом предлагается установить ответственность за нарушение требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции, отдельной статьёй КоАП РФ, а также предусмотреть увеличение санкций за совершение соответствующего административного правонарушения, в том числе установление конфискации предметов административного правонарушения, а также административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Законопроект также предусматривает требование об уничтожении изъятой пищевой продукции.
Представляется, что данная мера позволит существенно сократить случаи нарушения изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, предъявляемых к пищевой продукции.
По данным статистики представленной Россельхознадзором за 2012-2015 гг. по привлечению к административной ответственности за правонарушения предусмотренные статьей 14.43 КоАП РФ в рамках государственного ветеринарного надзора было проведено 2065 проверок, из них в 2012 г. - 30, 2013 г. - 189, 2014 г. - 602, 2015 г. - 1244, количество составленных протоколов - 1981, из них в 2012 г. - 30, в 2013 г. - 198, 2014 г. - 1137, количество рассмотренных дел - 1777, из них в 2012 г. - 24, 2013 г. - 119, 2014 г. - 411, 2015 г. - 1224, количество дел переданных на рассмотрение в суд - 750, из них в 2012 г. - 24, 2013 г. - 190, 2014 г. - 464, 2015 г. - 74, сумма наложенных административных штрафов - 32 683,6 тыс. руб., из них в 2012 г. - 586 тыс. руб., 2013 г. - 2889 тыс. руб., в 2014 г. - 8 002,6 тыс. руб., 2015 г. - 21 206 тыс. руб., сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов - 18 810,9 тыс. руб., из них в 2012 г. - 445 тыс. руб., 2013 г. - 1996 тыс. руб., в 2014 г. - 3744,9 тыс. руб., 2015 г. - 12625 тыс. руб., количество решений о применении административного штрафа с конфискацией предметов административных правонарушений за 2015 г. - 368; надзора за оборотом лекарственных средств для ветеринарного применения было проведено 2671 проверка, из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, 2014 г. - 1799, 2015 г. - 872, количество составленных протоколов - 57, из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, 2014 г. - 40, 2015 г. - 17, количество рассмотренных дел - 40, из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, 2014 г. - 31, 2015 г. - 9, количество дел переданных на рассмотрение в суд - 40, из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, 2014 г. - 30, 2015 г. - 10, рассмотренных судом - 26, из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, 2014 г. - 16, 2015 г. - 10, сумма наложенных административных штрафов - 736 тыс. руб., из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, в 2014 г. - 635 тыс. руб., 2015 г. - 101 тыс. руб., сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов - 506 тыс. руб., из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, в 2014 г. - 445 тыс. руб., 2015 г. - 61 тыс. руб.,; надзора за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна было проведено 19140 проверок, из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, 2014 г. - 11924, 2015 г. - 7216, количество составленных протоколов - 2893, из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, 2014 г. - 1401, 2015 г. - 1492, количество рассмотренных дел - 2016, из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, 2014 г. - 770, 2015 г. - 1246, количество дел переданных на рассмотрение в суд - 1640, из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, 2014 г. - 1232, 2015 г. - 408, сумма наложенных административных штрафов - 52 511,4 тыс. руб., из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, в 2014 г. - 22623,1 тыс. руб., 2015 г. - 29879,3 тыс. руб., сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов - 34 456,5, тыс. руб., из них в 2012 г. - 0, 2013 г. - 0, в 2014 г. - 18858,6 тыс. руб., 2015 г. - 15597,9 тыс. руб.
По данным статистики представленной Росалкогольрегулированием за 2012 - первое полугодие 2015 гг. по привлечению к административной ответственности за правонарушения предусмотренные статьей 14.43 КоАП РФ было составлено 302 протокола, из них в 2012 г. - 38, в 2013 г. - 67, 2014 г. - 54, за первое полугодие 2015 г. - 143, количество рассмотренных дел - за первое полугодие 2015 г. - 82, количество дел переданных на рассмотрение в суд - 750, из них в 2012 г. - 38, в 2013 г. - 66, 2014 г. - 48, за первое полугодие 2015 г. - 45, количество дел рассмотренных судом - 192, из них в 2012 г. - 38, в 2013 г. - 66, 2014 г. - 48, за первое полугодие 2015 г. - 40, количество наложенных административных штрафов - 170, из них в 2012 г. - 16, в 2013 г. - 22, 2014 г. - 24, за первое полугодие 2015 г. - 108, сумма наложенных административных штрафов - 4 150,0 тыс. руб., из них в 2012 г. - 1 100,0 тыс. руб., 2013 г. - 790,0 тыс. руб., в 2014 г. - 850,0 тыс. руб., за первое полугодие 2015 г. - 1 410,0 тыс. руб., сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов - 3 391,5 тыс. руб., из них в 2012 г. - 901,5 тыс. руб., 2013 г. - 790,0 тыс. руб., в 2014 г. - 700,0 тыс. руб., за первое полугодие 2015 г. - 1 000,0 тыс. руб.
Таким образом, наблюдается тенденция учащения совершения соответствующих административных правонарушений, что требует принятия государством мер, направленных на снижение указанной активности.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.