Проект Федерального закона "Об оказании государственных (муниципальных) услуг и выполнении работ от имени публично-правового образования физическим и юридическим лицам на конкурентной основе"
(подготовлен Минфином России 29.10.2015 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об оказании государственных (муниципальных) услуг физическим лицам на конкурентной основе
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует основы организации оказания государственных (муниципальных) услуг от имени публично-правового образования физическим лицам, в том числе формы оказания государственных (муниципальных) услуг, способы отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг и требования к ним, порядок осуществления контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об оказании государственных (муниципальных) услуг и ответственность за его нарушение.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Статья 2. Законодательство об оказании государственных и муниципальных услуг
Законодательство об оказании государственных и муниципальных услуг основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов местной администрации муниципального образования, регулирующих отношения, связанные с оказанием государственных и муниципальных услуг.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) уполномоченный орган - орган государственной власти (в том числе государственный орган), орган местного самоуправления, уполномоченный принимать бюджетные обязательства, связанные с оказанием государственных (муниципальных) услуг, соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
2) исполнитель государственной (муниципальной) услуги - юридические лица, индивидуальные предприниматели, а также физические лица - производители товаров, работ, услуг, оказывающие государственные (муниципальные) услуги, с которыми уполномоченным органом в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен договор (соглашение);
3) отбор исполнителей государственной (муниципальной) услуги - совокупность действий, которые осуществляются уполномоченным органом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях заключения договоров (соглашений);
4) потребитель государственной (муниципальной) услуги - физическое лицо, имеющее в соответствии с законодательством об оказании государственных и муниципальных услуг право на получение государственной (муниципальной) услуги на безвозмездной основе, а в случаях, установленных федеральным законом, за плату (частичную за плату) (далее - потребитель услуги);
5) сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги (сертификат) - документ, дающий право потребителю услуги в случаях, установленных законодательством об оказании государственных и муниципальных услуг, получить от выбранного им исполнителя государственную (муниципальную) услугу в определенном объеме и на определенных условиях, а исполнителю - право получить оплату стоимости услуги в определенном объеме и на определенных условиях (далее - сертификат).
Статья 4. Принципы оказания (выполнения) государственных (муниципальных) услуг на конкурентной основе
1. Оказание государственных (муниципальных) услуг основывается на принципах открытости и прозрачности, обеспечения конкуренции, экономической и социальной целесообразности.
2. Принцип открытости и прозрачности означает, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о проведении отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг. Открытость и прозрачность информации обеспечиваются путем ее размещения на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
3. Принцип обеспечения конкуренции означает, что создаются равные условия для конкуренции между участниками отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг, а в случае если указанные участники являются юридическими лицами, вне зависимости от их организационно-правовых форм.
Обеспечение конкуренции при оказании государственных (муниципальных) услуг направлено на повышение доступности и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение экономической эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Участие в отборе исполнителей государственных (муниципальных) услуг может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
4. Принцип экономической и социальной целесообразности означает, что оказание государственных (муниципальных) услуг направлено на повышение доступности и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также на повышение экономической эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг.
Статья 5. Формы оказания государственных (муниципальных) услуг
1. Оказание государственных (муниципальных) услуг осуществляется в следующих формах:
а) формирование государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг;
б) размещение государственного (муниципального) заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг;
в) предоставление сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги;
г) заключение соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве).
2. Формы, указанные в части первой настоящей статьи, применяются в отношении государственных (муниципальных) услуг, включенных в ведомственные перечни государственных и муниципальных услуг и работ, сформированные на основании базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
3. Объем финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги определяется с учетом определенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Статья 6. Выбор формы оказания государственных (муниципальных) услуг
1. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, определяют форму оказания государственных (муниципальных) услуг в соответствующей сфере (далее - отрасль), а также изменение такой формы, исходя из следующих критериев:
а) наличие экономической заинтересованности негосударственных организаций отрасли в оказании государственных (муниципальных) услуг;
б) наличие конкуренции между негосударственными организациями отрасли, к которой относится оказание государственной (муниципальной) услуги.
Наличие экономической заинтересованности негосударственных организаций отрасли в оказании государственных (муниципальных) услуг, относимых к данной отрасли, определяется исходя из отношения объема продаж в отрасли к осуществленным инвестициям в отрасль.
Наличие конкуренции между негосударственными организациями отрасли, к которой относится оказание государственной (муниципальной) услуги, определяется исходя из доли продаж каждой негосударственной организации, оказывающей соответствующие услуги, в общем объеме продаж данных услуг в отрасли.
2. Правительство Российской Федерации устанавливает правила определения указанных в части 1 настоящей статьи критериев, в том числе нормированное значение по каждому из критериев:
при достижении которого оказание государственной (муниципальной) услуги осуществляется в формах, указанных в подпунктах "б" - "г" пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона;
при не достижении которого оказание государственных (муниципальных) услуг осуществляется путем формирования государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (далее - государственное задание).
3. Организация оказания государственных (муниципальных) услуг, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в формах, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
4. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень государственных (муниципальных) услуг, в отношении которых применяется только определенная форма оказания государственных (муниципальных) услуг.
Статья 7. Организация оказания государственных (муниципальных) услуг путем формирования государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг
1. При формировании государственного (муниципального) задания исполнитель государственной (муниципальной) услуги отбирается из государственных (муниципальных) учреждений, в отношении которых уполномоченный орган осуществляет функции и полномочия учредителя учреждения.
2. Формирование государственного задания может осуществляться в объеме, определенном по результатам конкурса, в случаях и порядке, установленных федеральным законом.
3. Формирование и финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
Статья 8. Организация оказания государственных (муниципальных) услуг путем размещения государственного (муниципального) заказа
1. Организация оказания государственных (муниципальных) услуг путем размещения государственного (муниципального) заказа осуществляется в случае, если оказание государственной (муниципальной) услуги не предусмотрено проектом государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, определена категория потребителей услуг и выполняются одно или несколько из следующих условий:
объем оказываемой государственной (муниципальной) услуги может быть увеличен по итогам проведенного отбора исполнителей государственной (муниципальной) услуги без увеличения начального (максимального) размера оплаты по договору (соглашению);
размер оплаты по договору (соглашению) может быть снижен по итогам проведенного отбора исполнителя государственной (муниципальной) услуги без изменения объема оказываемой государственной (муниципальной) услуги.
2. При размещении государственного заказа от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отбор исполнителей государственных (муниципальных) услуг проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
3. Уполномоченный орган заключает с исполнителями государственной (муниципальной) услуги, определенными по результатам размещения государственного (муниципального) заказа, договор в пользу потребителя (потребителей) государственной (муниципальной) услуги, соответствующий требованиям, определенным статьей 21 настоящего Федерального закона.
4. Оплата договора, указанного в части 3 настоящей статьи, осуществляется путем предоставления субсидии исполнителю государственной (муниципальной) услуги.
5. Предоставление субсидии осуществляется в размере, соответствующем предложению победителя отбора исполнителя государственной (муниципальной) услуги, но не более начального (максимального) размера, определенного уполномоченным органом в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
6. Порядок предоставления субсидии из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Статья 9. Организация оказания государственных (муниципальных) услуг путем предоставления сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги
Организация оказания государственных (муниципальных) услуг путем предоставления сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги осуществляется в случае, если оказание услуги не предусмотрено проектом государственно-частного (муниципально-частного) партнерства, определен перечень потребителей услуг и выполняются одно или несколько из следующих условий:установлена периодичность оказания государственной (муниципальной) услуги;
объем оказания государственной (муниципальной) услуги и объем финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги, включенные в сертификат на получение государственной (муниципальной) услуги, изменению не подлежат;
объем оказания государственной (муниципальной) услуги не определен.
2. При оказании государственных (муниципальных) услуг путем предоставления сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги отбор исполнителей государственной (муниципальной) услуги проводится:
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, в случае если сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги устанавливается объем оказываемой услуги и объем финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги;
непосредственно получателем сертификата самостоятельно, в случае если сертификатом определен объем финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги без указания объема ее предоставления.
3. Уполномоченный орган заключает с исполнителем государственной (муниципальной) услуги договор (соглашение) в целях оказания государственной (муниципальной) услуги, соответствующий требованиям, определенным статьей 21 настоящего Федерального закона. В случае выбора исполнителя государственной (муниципальной) услуги непосредственно потребителем такой услуги договор (соглашение) может быть заключен в отношении нескольких потребителей.
4. Оплата договора (соглашения) на оказание государственной (муниципальной) услуги осуществляется путем предоставления субсидии исполнителю государственной (муниципальной) услуги, предъявившему сертификат.
5. Если сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги устанавливается объем оказываемой услуги и объем финансового обеспечения оказания государственной (муниципальной) услуги, получатель сертификата выбирает исполнителя государственной (муниципальной) услуги из отобранных в соответствии с абзацем вторым части 2 настоящей статьи исполнителей, информация о договорах (соглашениях) с которыми включена в реестр договоров (соглашений), предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона.
Статья 10. Организация оказания государственных (муниципальных) услуг путем заключения соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве
1. Организация оказания государственных (муниципальных) услуг путем заключения соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) осуществляется в случае реализации проекта государственно-частного партнерства (проекта муниципально-частного партнерства), предусматривающего условия оказания государственных (муниципальных) услуг потребителям государственных (муниципальных) услуг.
2. Соглашение о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) заключается в порядке, установленном Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3. Указанные в настоящей статье соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) включают условия, установленные статьей 21 настоящего Федерального закона.
Глава 2. Заключение и исполнение договора (соглашения) , заключенного в целях оказания государственных (муниципальных) услуг
Статья 11. Договор (соглашение), заключаемый в целях оказания государственных (муниципальных) услуг
1. Договор (соглашение), заключаемый в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, включает следующие условия:
наименование государственной (муниципальной) услуги;
категория потребителей государственной (муниципальной) услуги;
показатели, характеризующие содержание государственной (муниципальной) услуги и условия (формы) ее оказания;
показатели, характеризующие объем и (или) качество оказания государственной (муниципальной) услуги;
сведения о допустимых (возможных) отклонениях от установленных показателей, характеризующих объем и (или) качество государственной услуги;
порядок оказания государственной (муниципальной) услуги;
порядок информирования потребителей государственной (муниципальной) услуги;
основания для досрочного прекращения договора (соглашения);
предельные цены (тарифы) на оплату услуги потребителем государственной (муниципальной) услуги в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено ее оказание на платной (частично платной) основе, или порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
требования к отчетности об исполнении договора (соглашения);
сроки (порядок определения сроков) осуществления оплаты по договору (соглашению);
положения, устанавливающие право уполномоченного органа, органов государственного (муниципального) финансового контроля на проведение проверок соблюдения исполнителем государственной (муниципальной) услуги условий, установленных договором (соглашением);
порядок возврата сумм, использованных исполнителем государственной (муниципальной) услуги, в случае установления по результатам проверок фактов нарушения этим исполнителем условий, определенных договором (соглашением).
2. Договор (соглашение) заключается на срок, соответствующий периоду оказания государственной (муниципальной) услуги, установленному законодательством об оказании государственных и муниципальных услуг, а в случае отсутствия такого требования - на срок формирования закона (решения) о бюджете.
3. Типовая форма договора (соглашения), заключаемого в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, и отчета об исполнении такого договора (соглашения) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Договор (соглашение) формируется в электронном виде в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией в информационной системе финансового органа, в том числе посредством информационного взаимодействия с информационными системами уполномоченных органов в соответствии с утвержденным соответствующим финансовым органом регламентом информационного взаимодействия.
5. Договор (соглашение), заключаемый в целях оказания государственных (муниципальных) услуг, может определять форму и условия договора об оказании услуг, заключаемого с потребителями государственных (муниципальных) услуг.
Статья 12. Изменение условий договоров (соглашений), заключенного в целях оказания государственных (муниципальных) услуг
1. В случае внесения изменений во включенные в договор (соглашение) показатели, характеризующие объем, условия (формы) или качество оказания государственной (муниципальной) услуги, заключается дополнительное соглашение к такому договору (соглашению) с учетом вносимых изменений.
2. Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения договора (соглашения) осуществляется только при соответствующем изменении такого договора (соглашения).
Статья 13. Расторжение договора (соглашения), заключенного в целях оказания государственных (муниципальных) услуг
1. Договор (соглашение), заключенный в целях оказания государственных (муниципальных) услуг расторгается уполномоченным органом в следующих случаях:
отклонение показателей, определенных договором (соглашением) с учетом установленного значения (допустимого отклонения) в течение срока его исполнения более чем на_.. процентов;
нарушение исполнителем государственной (муниципальной) услуги условий установленных при предоставлении субсидии.
2. Оказание государственной (муниципальной) услуги при расторжении договора (соглашения) потребителям такой услуги, заключившим договор об оказании услуги с исполнителем государственной (муниципальной) услуги, осуществляется государственным (муниципальным) учреждением, определенным уполномоченным органом, на основании государственного (муниципального) задания до завершения отбора исполнителей государственной (муниципальной) услуги, либо в ином порядке, определенном в соответствии с частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Статья 14. Реестр договоров (соглашений)
1. Информация о договорах (соглашениях), заключенных в целях оказания государственных (муниципальных) услуг включается в реестр соглашений (договоров) о предоставлении из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий (далее - реестр) в трехдневный срок со дня заключения договора (соглашения).
2. Порядок формирования реестра, в том числе включаемые в него информация и документы, сроки размещения таких информации и документов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Информация о получателях сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги вносится в реестр с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Глава 3. Контроль и ответственность за соблюдением законодательства об оказании государственных (муниципальных) услуг
Статья 15. Контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона
1. Контроль за соблюдением уполномоченным органами, операторами электронных площадок, участниками отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг требований настоящего Федерального закона при отборе исполнителей государственных (муниципальных) услуг осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Уполномоченный орган осуществляет контроль за соблюдением исполнителем государственных (муниципальных) услуг условий договоров (соглашений), заключенных в целях оказания государственных (муниципальных) услуг.
3. Органы внутреннего государственного (муниципального) контроля осуществляют контроль за полнотой и достоверностью отчетности об исполнении договора (соглашения), заключенного в целях оказания государственной (муниципальной) услуги, в том числе условий такого договора (соглашения), в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями.
4. Органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют внешний государственный финансовый аудит (контроль) оказания государственных (муниципальных) услуг в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом "О счетной палате", Федеральным законом "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в части соблюдения исполнителями государственной (муниципальной) услуги условий заключенных договоров (соглашений).
Статья 16. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации
За нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 17. Переходные положения
1. В течение переходного периода, установленного настоящим Федеральным законом, государственным (муниципальным) учреждениям обеспечивается гарантированный объем государственных (муниципальных) услуг в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями.
В течение переходного периода, определенного настоящим Федеральным законом, государственным (муниципальным) учреждениям в случае уменьшения доходов от оказания государственных (муниципальных) услуг, вызванного внедрением конкурсных процедур отбора исполнителей государственных (муниципальных) услуг, предоставляется субсидия из соответствующего бюджета.
Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования определяется порядок расчета субсидии, указанной в абзаце втором настоящей статьи, предоставляемой соответственно из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета.
2.С победителем конкурса в рамках государственного (муниципального) заказа в течение переходного периода, определенного настоящим Федеральным законом:
уполномоченный орган вправе заключить соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на объем государственных (муниципальных) услуг, указанный в документации об отборе исполнителя государственных (муниципальных) услуг, если победителем конкурса в рамках государственного (муниципального) заказа будет государственное (муниципальное) учреждение, в отношении которого уполномоченный орган осуществляет функции и полномочия учредителя;
заключается контракт в случае, если победителем конкурса в рамках государственного (муниципального) заказа является государственное (муниципальное) учреждение, в отношении которого уполномоченный орган не осуществляет функции и полномочия учредителя, индивидуальный предприниматель, физическое лицо.
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу _________________.
Президент |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.