Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в местах лишения свободы)"
(подготовлен Минюстом России 27.10.2015 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в местах лишения свободы)
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 29, ст. 2759; 2003, N 50, ст. 4847) следующие изменения:
1) статью 17 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Подозреваемый и обвиняемый, содержащиеся под стражей, имеют право на получение компенсации в денежной форме за нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом условий содержания под стражей.";
2) дополнить статьей 17.1 следующего содержания:
"Статья 17.1. Право на компенсацию за нарушение условий содержания под стражей
Подозреваемый, обвиняемый, в случаях необеспечения предусмотренных настоящим Федеральным законом условий их содержания под стражей, имеют право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации за счет казны Российской Федерации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение предусмотренных настоящим Федеральным законом условий содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения.
Органы, которые уполномочены от имени Российской Федерации на исполнение решений суда о присуждении компенсации за нарушение условий содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей, имеют право предъявить регрессное требование к органу или должностному лицу, по вине которого допущено такое нарушение.".
Статья 2
Дополнить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1997, N 2, ст. 198) статьей 12.1 следующего содержания:
"Статья 12.1. Право на компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случаях необеспечения условий его содержания, предусмотренных настоящим Кодексом, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с заявлением о присуждении компенсации в денежной форме за счет казны Российской Федерации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение предусмотренных настоящим Кодексом условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанные нарушения.
Органы, которые уполномочены от имени Российской Федерации на исполнение решений суда о присуждении компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении, имеют право предъявить регрессное требование к органу или должностному лицу, по вине которого допущено такое нарушение.".
Статья 3
Внести в статью 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2006, N 1, ст. 8; 2007, N 18, ст. 2117; 2010, N 18, ст. 2145) следующие изменения:
1) наименование дополнить словами ", о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении";
2) пункт 1 после слов "судебного акта в разумный срок" дополнить словами ", о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении".
Статья 4
Дополнить подпункт 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2000, N 32, ст. 3340, 2014, N 26 (ч. I), ст. 3404; 2015, N 10, ст. 1393) подпунктом 16 следующего содержания:
"16) при подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении - 300 рублей.".
Статья 5
Дополнить Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 2015, N 10, 1391) статьей 2271 следующего содержания:
"Статья 2271. Особенности подачи и рассмотрения административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении
1. Лицо, содержащееся под стражей или в исправительном учреждении, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей или в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, связанных с условиями содержания под стражей или в исправительном учреждении, в порядке настоящей главы может обратиться в суд с требованием о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
2. Административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (далее в настоящей статье - административное исковое заявление) должно соответствовать требованиям, установленным статьей 220 настоящего Кодекса.
3. Административное исковое заявление рассматривается судьей одновременно с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с особенностями, предусмотренным настоящей статьей.
4. При рассмотрении судом административного искового заявления интересы Российской Федерации представляет Министерство финансов Российской Федерации и главный распорядитель средств федерального бюджета.
5. При рассмотрении административного искового заявления суд устанавливает, имело ли место нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, характер и продолжительность нарушения, обстоятельства при которых нарушение допущено, его последствия, в том числе, в виде имущественного вреда или вреда здоровью административного истца.
6. Если при подаче административного искового заявления заявлены требования о возмещении вреда, причиненного нарушением условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении имуществу и (или) здоровью административного истца, суд рассматривает эти требования и при наличии достаточных оснований принимает решение об их удовлетворении или об отказе в их удовлетворении. Если для принятия обоснованного решения по требованиям о возмещении вреда необходимо произвести дополнительные расчеты, исследовать новые доказательства, привлечь к участию в деле новых лиц, суд может в части названных требований оставить административное исковое заявление без рассмотрения и разъяснить административному истцу и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке гражданского судопроизводства.
7. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случае рассмотрения судом одновременно административного искового заявления, поданного в соответствии с настоящей статьей, дополнительно к требованиям, предусмотренным статьей 227 настоящего Кодекса, должно содержать:
1) в мотивировочной части:
а) сведения об условиях содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, характер и продолжительность нарушения, обстоятельства при которых нарушение допущено, его последствия;
б) обоснование размера компенсации и наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации;
в) мотивы, по которым присуждается компенсация, или мотивы, по которым отказано в ее присуждении;
2) в резолютивной части:
а) в случае отказа в присуждении компенсации - указание на это;
б) в случае присуждения компенсации - указание на это и сведения о размере компенсации; наименование органа, организации или должностного лица, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации; реквизиты банковского счета административного истца, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
8. Копии решения суда в трехдневный срок со дня принятия решения в окончательной форме направляются административному истцу, в орган, организацию или должностному лицу, на которых в соответствии с федеральным законом возложены обязанности по исполнению судебных актов о присуждении компенсации, а также заинтересованным лицам.
9. Решение суда об удовлетворении административного искового заявления подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.".
Статья 6
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2016 г.
2. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона лица, подавшие в Европейский Суд по правам человека жалобу на предполагаемое нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, в отношении которой не вынесено решение по вопросу ее приемлемости или по существу дела, могут обратиться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении с указанием в нем даты обращения с жалобой в Европейский Суд по правам человека и номера этой жалобы.
Президент |
В. Путин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.