Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в местах лишения свободы)"
(подготовлен Минюстом России 27.10.2015 г.)
Постановлением Европейского суда по правам человека от 10 января 2012 г. по жалобам N 42525/07 и N 60800/08 "Ананьев и другие против Российской Федерации" установлено наличие в Российской Федерации структурной проблемы ненадлежащих условий содержания под стражей, в местах лишения свободы и отсутствие эффективных средств правовой защиты от соответствующих нарушений.
При анализе российского законодательства Европейский суд по правам человека констатировал неэффективность российских правозащитных механизмов восстановления нарушенных прав в результате ненадлежащих условий содержания под стражей, в исправительных учреждениях, в том числе возмещения причиненного вреда.
В связи с этим в целях реформирования судебных средств правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей (содержания в исправительных учреждениях) подозреваемых, обвиняемых и осужденных в совершении преступлений, подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в местах лишения свободы)" (далее - законопроект).
При разработке законопроекта учитывались стандарты международного права и практики Европейского Суда по правам человека (далее - Европейский Суд), а также опыт нормативно-правового регулирования схожих правоотношений в других странах.
В частности, было принято во внимание, что создаваемое средство правовой защиты должно быть ясным, понятным и доступным, что административное исковое заявление о компенсации должно быть рассмотрено в разумные сроки и компенсация должна быть выплачена сразу после принятия решения о ее присуждении, что процедуры, устанавливающие порядок рассмотрения административных исковых заявлений о компенсации, и принятие по ним решений должны соответствовать требованиям справедливого рассмотрения по смыслу Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации положениями, устанавливающими право лиц, находящихся в местах содержания под стражей (учреждениях уголовно-исполнительной системы), получить компенсацию за нарушения условий содержания под стражей (содержания в исправительных учреждениях) за счет казны Российской Федерации на основании судебного решения, принятого в порядке административного судопроизводства.
Законопроектом предполагается, что соответствующие административные исковые заявления будут рассматриваться в порядке, установленном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ввиду того, что первоочередной задачей суда является установление имело ли место нарушение условий содержания под стражей, в исправительных учреждениях.
Статья 3 законопроекта устанавливает, что суды при рассмотрении административного искового заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) федерального органа исполнительной власти, учреждения, их должностных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены обязанности по обеспечению надлежащих условий содержания под стражей, в исправительных учреждениях, принимают во внимание фактические обстоятельства допущенных нарушений, их продолжительность и последствия.
Также законопроект не предусматривает чрезмерного бремени доказывания, налагаемого на заявителя в рамках рассмотрения дела о взыскании компенсации. Обязанность опровержения доводов заявителя по существу возлагается на российские компетентные органы. Кроме того, выплата компенсации производится вне зависимости от вины федерального органа исполнительной власти, учреждения, их должностных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации возложены обязанности по обеспечению надлежащих условий содержания под стражей, в исправительных учреждениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.