Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении Методических рекомендации по оценке эффективности комплексных инвестиционных проектов"
(подготовлен Минфином России 06.11.2015 г.)
В соответствии с пунктом 9 Правил отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 N 1119 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 46, ст. 6344; 2015, N 30, ст. 4605) приказываю:
утвердить прилагаемые Методические рекомендации по оценке эффективности комплексных инвестиционных проектов.
Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.
Министр |
А.Г. Силуанов |
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Минфина России от ____________ N____ |
Методические рекомендации по оценке эффективности комплексных инвестиционных проектов
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации по оценке эффективности комплексных инвестиционных проектов (далее - Рекомендации) разработаны в целях оценки финансово-экономических показателей паспорта индустриального парка или технопарка, включая оценку влияния на их достижение отраслевых рисков проекта по созданию индустриального парка или технопарка, в соответствии с пунктом 9 Правил отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2014 N 1119 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 46, ст. 6344; 2015, N 30, ст. 4605) (далее - Правила N 1119).
2. В целях настоящих Рекомендаций под комплексным инвестиционным проектом понимается проект по созданию индустриального парка или технопарка (далее - КИПР).
3. Основным предметом оценки эффективности КИПР является паспорт индустриального парка или технопарка, форма которого утверждена Правилами N 1119 (далее - паспорт КИПР).
4. Паспорт КИПР возвращается в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации или Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - ответственный исполнитель) без рассмотрения с указанием соответствующих замечаний в течение 30 дней с даты предоставления паспорта КИПР в Министерство финансов Российской Федерации в установленном порядке в следующих случаях:
- паспорт КИПР представлен без копии на электронном носителе в формате электронного документа MS-Excel;
- представленный паспорт КИПР не содержит формул расчета финансово-экономических показателей паспорта КИПР в соответствии с требованиями Рекомендаций по заполнению паспорта КИПР, которые ежегодно направляются главным распорядителям средств федерального бюджета Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с графиком подготовки и рассмотрения в текущем финансовом году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в составе Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период;
- паспорт КИПР содержит одну и более арифметическую ошибку согласно пункту 5 Рекомендаций и (или) показатели паспорта КИПР принимают отрицательные значения (при отсутствии дополнительных сведений о том, что отдельные показатели паспорта КИПР могут принимать отрицательные значения).
5. В целях настоящих Рекомендаций под арифметическими ошибками в паспорте КИПР понимаются ошибки, допущенные при исчислении показателей паспорта КИПР.
К арифметическим ошибкам, в частности, относятся:
- несоответствие значений показателей паспорта КИПР, расчет которых осуществляется путем суммирования, сумме значений слагаемых показателей;
- несоблюдение формулы расчета значений сводных показателей паспорта КИПР, значений показателей паспорта КИПР по использованию объектов инфраструктуры типовыми резидентами КИПР.
Сводные показатели паспорта КИПР по типовым резидентам КИПР, показатели паспорта КИПР по использованию объектов инфраструктуры типовыми резидентами КИПР (S) в определенный год реализации КИПР (k) рассчитываются с учетом численности резидентов КИПР указанного типа (N), начавших проект в определенном году (i) по формуле:
где - количество типовых резидентов КИПР, начавших реализацию своих проектов в году, а - значение показателя S в i-том году после его начала.
6. Оценка эффективности КИПР проводится с учетом поправочного коэффициента (p) в соответствии с результатами оценки влияния на достижение финансово-экономических показателей паспорта КИПР отраслевых рисков реализации КИПР (раздел II Рекомендаций) по следующим направлениям:
- оценка полноты представленных в паспорте КИПР сведений (раздел III Рекомендаций);
- оценка степени загрузки и обоснованности создания объектов инфраструктуры КИПР (раздел IV Рекомендаций);
- оценка влияния финансовых последствий реализации КИПР на доходы и расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (раздел V Рекомендаций);
- оценка рисков непривлечения резидентов КИПР (раздел VI Рекомендаций).
7. Оценка финансово-экономических показателей паспорта КИПР в соответствии с разделами III-VI Рекомендаций осуществляется на основе данных паспорта КИПР за 10-ый год после года начала реализации КИПР, но не ранее чем за 3-й год финансирования (планируемого финансирования) за счет средств федерального бюджета (в случае предоставления средств федерального бюджета на реализацию КИПР).
II. Оценка влияния на достижение финансово-экономических показателей паспорта КИПР отраслевых рисков реализации КИПР
8. Оценка влияния на достижение финансово-экономических показателей паспорта КИПР отраслевых рисков реализации КИПР осуществляется путем применения поправочного коэффициента (p) к значениям показателей якорных и видов типовых резидентов КИПР, указанным в паспорте КИПР, и проверки паспорта КИПР на соответствие требованиям, установленным пунктом 15 Правил N 1119, с учетом поправочного коэффициента (p).
Поправочный коэффициент (p) определяется на основании уровня риска реализации КИПР, указанного в заключении об отраслевых рисках КИПР, представленном в Министерство финансов Российской Федерации ответственным исполнителем в соответствии с пунктом 8 Правил N 1119:
? в разрезе якорных резидентов КИПР, а также в целом по КИПР в случае оценки проектов по созданию индустриальных парков;
? в целом по КИПР в случае оценки проектов по созданию технопарков.
Значение применяемого поправочного коэффициента (p) принимается равным:
- "1", если уровень риска реализации КИПР и (или) проекта якорным резидентом КИПР оценивается ответственным исполнителем как "низкий";
- "0,8", если уровень риска реализации КИПР и (или) проекта якорным резидентом КИПР оценивается ответственным исполнителем как "средний";
- "0,5", если уровень риска реализации КИПР и (или) проекта якорным резидентом КИПР оценивается ответственным исполнителем как "высокий".
Поправочный коэффициент (p) применяется к указанным в паспорте КИПР:
- финансовым показателям каждого резидента КИПР (выручке; расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ, услуг; прибыли, инвестициям, всем видам налоговых и неналоговых, в том числе таможенных, платежей в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации);
- источникам финансирования каждого резидента КИПР (финансовой государственной поддержке на инвестиционной стадии за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, иной государственной поддержке за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, собственным вложениям, объему привлеченных кредитных средств);
- потребностям в инфраструктурном обеспечении каждого резидента КИПР (потребностям в коммунальной инфраструктуре (водоснабжении, водоотведении, газоснабжении, обеспечении телекоммуникациями, теплоснабжении, электроснабжении) транспортной инфраструктуре (автотранспортной нагрузке, железнодорожной нагрузке, иным видам транспорта), технологической инфраструктуре, иной инфраструктуре и специальных сервисах);
- количеству созданных каждым резидентом КИПР высокопроизводительных рабочих мест.
В случае если значение показателя паспорта КИПР должно быть представлено в виде натурального числа, значение показателя паспорта КИПР с учетом поправочного коэффициента (p) подлежит округлению к большему до натурального числа.
Паспорт КИПР проверяется на соответствие требованиям, установленным пунктом 15 Правил N 1119, с учетом поправочного коэффициента (p).
III. Оценка полноты представленных в паспорте КИПР сведений
9. Сведения паспорта КИПР являются неполными в случае если:
а) не соблюдена последовательность этапов реализации КИПР, изложенная в пункте 10 Рекомендаций;
б) установленная мощность объектов инфраструктуры КИПР не соответствует потребностям резидентов КИПР согласно пункту 11 Рекомендаций.
10. При определении соответствия последовательности этапов реализации КИПР по годам осуществляется оценка соответствия следующему порядку:
1) осуществление инвестиций в объект инфраструктуры;
2) формирование резерва мощностей объекта инфраструктуры за счет его ввода в эксплуатацию;
3) использование объекта инфраструктуры резидентами КИПР с уменьшением резерва мощностей объекта инфраструктуры;
4) получение выручки от эксплуатации объекта инфраструктуры.
Паспорт КИПР оценивается на соответствие указанной последовательности этапов реализации КИПР.
Частным случаем нарушения последовательности этапов реализации КИПР является наличие инвестиций в объект инфраструктуры при отсутствии увеличения установленной мощности объекта инфраструктуры в сравнении с предыдущими периодами и (или) увеличение установленной мощности объекта инфраструктуры без привлечения дополнительных инвестиций.
11. Установленная мощность объектов инфраструктуры не соответствует потребностям резидентов КИПР в случае если:
- объем потребностей резидентов КИПР в инфраструктурном обеспечении (значение показателя "Использование", "Загрузка заказами резидентов", "Использование площадей" или "Нагрузка" каждого объекта инфраструктуры КИПР) превышает установленную мощность объектов инфраструктуры КИПР (значение показателя "Установленная мощность", "Производственные мощности", "Площадь объекта" или "Пропускная способность"), предназначенных для обеспечения данных потребностей, более чем на 5 %;
- объекты инфраструктуры КИПР, потребность в которых у резидентов КИПР отсутствует (в разделах 3, 4 паспорта КИПР), заявлены в рамках КИПР (в разделе 5 паспорта КИПР);
- объекты инфраструктуры КИПР, потребность по которым определена у резидентов КИПР (в разделах 3, 4 паспорта КИПР), в КИПР отсутствуют (в разделе 5 паспорта КИПР).
IV. Оценка степени загрузки и обоснованности создания объектов инфраструктуры КИПР
12. Проверка паспорта КИПР на предмет обоснованности создания инфраструктуры КИПР осуществляется путем оценки:
а) степени загрузки объектов инфраструктуры КИПР, в том числе объектов инфраструктуры КИПР, предоставляющих специальные сервисы, потребностями резидентов КИПР согласно пункту 13 Рекомендаций;
б) риска высокой степени зависимости загрузки объектов инфраструктуры КИПР от потребности одного резидента КИПР согласно пункту 14 Рекомендаций;
в) обоснованности затрат на новую очередь строительства объектов инфраструктуры согласно пункту 15 Рекомендаций.
13. Оценка степени загрузки объектов инфраструктуры КИПР потребностями резидентов КИПР осуществляется по каждому объекту инфраструктуры КИПР (за исключением объектов автотранспортной инфраструктуры КИПР).
Степень загрузки объекта инфраструктуры КИПР потребностями резидентов КИПР определяется как отношение значений показателей "Использование", "Загрузка заказами резидентов", "Использование площадей" или "Нагрузка" к значениям показателей "Установленная мощность", "Производственные мощности", "Площадь объекта" или "Пропускная способность" по определенному объекту инфраструктуры КИПР.
При оценке степени загрузки объектов инфраструктуры технопарка из значений показателей "Установленная мощность", "Производственные мощности", "Площадь объекта" или "Пропускная способность" по каждому объекту инфраструктуры вычитается потребность в данном объекте инфраструктуры участников технопарка и управляющей компании (потребности в инфраструктурном обеспечении участников технопарка в разделе 41 паспорта КИПР и потребности в инфраструктурном обеспечении управляющей компании в разделе 5 паспорта КИПР).
В случае если степень загрузки объекта инфраструктуры КИПР потребностями резидентов КИПР составляет:
- более 70% - степень загрузки объекта инфраструктуры КИПР достаточная;
- от 50% до 70% - степень загрузки объекта инфраструктуры КИПР приемлемая, однако по такому объекту инфраструктуры КИПР отмечается риск недостаточной степени загрузки объекта инфраструктуры потребностями резидентов КИПР;
- менее 50% - степень загрузки объекта инфраструктуры КИПР недостаточная.
При оценке степени загрузки объектов инфраструктуры КИПР, предоставляющих специальные сервисы, в случае отсутствия возможности установить единицу измерения использования специального сервиса, оценке подлежит время использования каждого специального сервиса, предоставляемого в рамках КИПР.
14. Оценка риска высокой зависимости загрузки объектов инфраструктуры КИПР от потребности резидента КИПР осуществляется по каждому объекту инфраструктуры КИПР (за исключением автотранспортной инфраструктуры КИПР).
В случае если создание, модернизация и (или) реконструкция объекта инфраструктуры КИПР осуществлялась с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (согласно источникам финансирования данного объекта инфраструктуры), при этом более чем на 70% данный объект инфраструктуры загружен потребностями одного резидента КИПР (согласно информации, представленной в разделах 3, 4 паспорта КИПР о потребностях резидента КИПР в данном объекте инфраструктуре), то отмечается высокий риск недозагрузки указанного объекта инфраструктуры КИПР в случае непривлечения данного резидента КИПР или нарушения хода реализации проекта резидента КИПР.
15. Оценка обоснованности затрат на новую очередь строительства, модернизации и (или) реконструкции объекта инфраструктуры КИПР осуществляется по каждому объекту инфраструктуры КИПР (за исключением автотранспортной инфраструктуры КИПР). Под новыми очередями строительства, модернизации и (или) реконструкции объекта инфраструктуры КИПР понимаются очереди, запуск которых запланирован начиная с текущего финансового года.
В случае если степень загрузки объекта инфраструктуры КИПР составляет более 70% (расчет степени загрузки объекта инфраструктуры КИПР осуществляется согласно пункту 13 Рекомендаций) и (или) резерв установленных мощностей предыдущих очередей строительства, модернизации и (или) реконструкции объекта инфраструктуры КИПР (значение показателя "Резерв" объекта инфраструктуры) меньше потребности резидентов КИПР в данном объекте инфраструктуры КИПР (значение показателя "Использование", "Загрузка заказами резидентов", "Использование площадей" или "Нагрузка"), то затраты на новую очередь строительства, модернизации и (или) реконструкции объекта инфраструктуры КИПР признаются обоснованными.
В случае если использование предыдущих очередей строительства, модернизации и (или) реконструкции объекта инфраструктуры КИПР резидентами КИПР составляет менее 70% (расчет степени загрузки объекта инфраструктуры КИПР осуществляется согласно пункту 13 Рекомендаций), то затраты на новую очередь строительства, модернизации и (или) реконструкции объекта инфраструктуры КИПР признаются недостаточно обоснованными.
В случае если затраты на новую очередь строительства, модернизации и (или) реконструкции объекта инфраструктуры КИПР признаны недостаточно обоснованными, то отмечается риск низкой эффективности КИПР.
V. Оценка влияния финансовых последствий реализации КИПР на доходы и расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
16. Оценка влияния финансовых последствий реализации КИПР на доходы и расходы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется на основании следующих показателей:
а) объем налоговых и неналоговых платежей, уплаченных резидентами КИПР в федеральный бюджет с даты начала реализации КИПР, за вычетом объема средств федерального бюджета, предоставленных на реализацию КИПР с даты начала реализации КИПР согласно пункту 17 Рекомендаций;
б) наличие подтверждения финансового обеспечения КИПР за счет средств федерального бюджета согласно пункту 18 Рекомендаций;
в) наличие или отсутствие финансового обеспечения КИПР за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
17. В случае если разница между объемом федеральных налогов и таможенных пошлин, указанных в пункте 17 Правил N 1119, уплаченных резидентами КИПР в федеральный бюджет с даты начала реализации КИПР (сумма значений показателей "налог на прибыль организаций", "таможенные платежи" (при отсутствии дополнительных сведений о ввозных таможенных пошлинах, уплаченных резидентами КИПР в федеральный бюджет), "акцизы на автомобили легковые и мотоциклы", "налог на добавленную стоимость" раздела 2 паспорта КИПР с учетом ограничений, указанных в пункте 17 Правил N 1119), и объемом средств федерального бюджета, предоставленных на реализацию КИПР с даты начала реализации КИПР (сумма значений показателей "Объем инвестиций из федерального бюджета" раздела 2 паспорта КИПР), по состоянию на первый планируемый год предоставления субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриального парка или технопарка составляет менее 0, то КИПР не поддерживается.
18. В случае если в паспорте КИПР предусмотрены средства федерального бюджета, по которым соответствующие бюджетные ассигнования федерального бюджета (за исключением бюджетных ассигнований федерального бюджета, в обоснование которых паспорт КИПР представлен ответственным исполнителем в Министерство финансов Российской Федерации):
- подтверждены ответственным исполнителем (в случае исполнения им функций главного распорядителя средств федерального бюджета по распределению указанных бюджетных ассигнований) и (или) субъектом Российской Федерации - КИПР поддерживается;
- не подтверждены ответственным исполнителем (в случае исполнения им функций главного распорядителя средств федерального бюджета по распределению указанных бюджетных ассигнований) и (или) субъектом Российской Федерации - КИПР не поддерживается ввиду отсутствия источника предоставления средств федерального бюджета.
VI. Оценка рисков непривлечения резидентов КИПР
19. Оценка рисков непривлечения резидентов КИПР осуществляется на основании анализа предполагаемых резидентов КИПР - типовых резидентов КИПР, привлечение которых запланировано на будущие периоды, по которым отсутствует информация о наличии документального подтверждения намерений о размещении данного резидента КИПР на территории КИПР в течение 3 лет начиная с текущего финансового года и не указаны наименования резидентов КИПР.
Анализ зависимости реализации КИПР от количества предполагаемых резидентов КИПР осуществляется на основании следующих показателей:
а) доля предполагаемых резидентов КИПР (сумма численности типовых резидентов КИПР, начавших реализацию проекта с текущего финансового года до окончания прогнозного периода) в общем количестве резидентов КИПР (количество якорных и типовых резидентов КИПР с учетом численности резидентов КИПР каждого типа накопленным итогом на конец прогнозного периода);
б) доля предполагаемых резидентов КИПР (сумма потребностей в инфраструктурном обеспечении предполагаемых резидентов КИПР с учетом численности предполагаемых резидентов КИПР каждого типа по каждому объекту инфраструктуры) в объеме использования объектов инфраструктуры КИПР резидентами КИПР (значение показателя "Использование", "Загрузка заказами резидентов", "Использование площадей" или "Нагрузка" по соответствующему объекту инфраструктуры);
в) доля предполагаемых резидентов КИПР (сумма значений показателей "Выручка" по каждому предполагаемому резиденту КИПР) в объеме выручки, полученной резидентами КИПР (значение показателя "Выручка резидентов" раздела 2 паспорта КИПР);
г) доля предполагаемых резидентов КИПР (сумма значений показателей "Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест" по каждому предполагаемому резиденту КИПР) в количестве созданных высокопроизводительных рабочих мест в рамках КИПР (значение показателя "Количество созданных высокопроизводительных рабочих мест" раздела 2 паспорта КИПР).
Если доля предполагаемых резидентов КИПР при расчете показателей, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта Рекомендаций, составляет:
- более 70% - отмечается высокий риск реализации КИПР;
- от 30% до 70% - отмечается средний риск реализации КИПР;
- менее 30% - отмечается низкий риск реализации КИПР.
Замещение в рамках проекта по созданию технопарка одних резидентов технопарка другими при высокой степени загрузки хотя бы одного объекта инфраструктуры технопарка (более 90 %) не рассматривается в качестве фактора, увеличивающего риск недостижения целевых показателей КИПР, установленных пунктом 15 Правил N 1119 (в случае указания субъектом Российской Федерации оснований для такого замещения).
VII. Параметры оценки эффективности КИПР
20. При оценке эффективности КИПР основаниями для подготовки Министерством финансов Российской Федерации заключения о необоснованности включения КИПР в перечень проектов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 Правил N 1119, являются:
а) несоответствие паспорта КИПР требованиям пункта 15 Правил N 1119 по результатам применения поправочного коэффициента (p) в соответствии с пунктом 8 Рекомендаций;
б) предоставление в рамках паспорта КИПР неполных сведений в соответствии с пунктом 9 Рекомендаций (при отсутствии дополнительных сведений об особенностях реализации КИПР);
в) степень загрузки хотя бы одного объекта инфраструктуры КИПР, затраты на создание, модернизацию и (или) реконструкцию которого подлежат возмещению субъекту Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, исходя из данных паспорта КИПР составляет менее 50% (за исключением объектов автотранспортной инфраструктуры индустриального парка или технопарка) (рассчитывается в соответствии с пунктом 13 Рекомендаций);
г) отсутствие в паспорте КИПР затрат субъекта Российской Федерации на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры КИПР в соответствии с подпунктом "в" пункта 16 Рекомендаций;
д) разница между объемом федеральных налогов и таможенных пошлин, указанных в пункте 17 Правил N 1119, уплаченных резидентами КИПР в федеральный бюджет с даты начала реализации КИПР, и объемом средств федерального бюджета, предоставленных на реализацию КИПР с даты начала реализации КИПР, по состоянию на первый планируемый год предоставления субсидии на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриального парка или технопарка составляет менее 0 в соответствии с пунктом 17 Рекомендаций.
е) наличие в паспорте КИПР средств федерального бюджета, по которым соответствующие бюджетные ассигнования федерального бюджета не подтверждены ответственным исполнителем (в случае исполнения им функций главного распорядителя средств федерального бюджета по распределению указанных бюджетных ассигнований) и (или) субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 18 Рекомендаций;
21. По параметрам оценки эффективности КИПР, не указанным в пункте 20 Рекомендаций (пункты 14, 15, 19 Рекомендаций), отмечается риск реализации КИПР, который также указывается в заключении Министерства финансов Российской Федерации об обоснованности включения КИПР в перечень проектов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 Правил N 1119.
_______________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.