Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 20 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и статью 27 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(подготовлен Минобороны России 12.11.2015 г.)
Анализ состояния боевой и мобилизационной готовности войск (сил) позволяет утверждать, что ее показатели в вопросах мобилизации во многом зависят от роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в организации выполнения мобилизационных мероприятий в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
Однако правовые основы организации и осуществления мобилизационной подготовки в Российской Федерации не в полной мере соответствуют существующим вызовам и угрозам безопасности государства.
Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за исполнение возложенных на них обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации.
При этом, как показала практика, широкое понятие "должностные лица" позволяет некоторым руководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главам муниципальных образований и руководителям организаций подходить к токованию названной нормы избирательно и зачастую исключать себя из круга лиц, объединенных указанным понятием, по сути нивелируя свою роль в организации и осуществлении мобилизационных мероприятий. Это, в свою очередь, уже привело к снижению качественных показателей мобилизационных мероприятий, отсутствию единого подхода к их организации и осуществлению, нарушению основных принципов мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается, по аналогии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", указанную норму уточнить и определить, что персональная ответственность за осуществление полномочий и исполнение обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации возлагается именно на руководителей федеральных органов исполнительной власти, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), глав муниципальных образований и руководителей организаций.
Кроме того, для обеспечения единого подхода к формированию призывных комиссий, создаваемых как в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", так и в соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", а также в целях максимальной концентрации административного ресурса на решении задач призыва граждан на военную службу как в мирное время, так и по мобилизации, законопроектом предлагается, взяв за основу пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", установить, что председателями призывных комиссий, создаваемых в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях, являются исключительно высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и главы муниципальных образований соответственно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.