Проект Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении СанПиН 2.4.3. -15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму обучения в профессиональных образовательных организациях при подготовке кадров рабочих (служащих) разного уровня квалификации"
(подготовлен Роспотребнадзором 16.10.2015 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч.1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч.1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч.1), ст. 21; N 1 (ч.1), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч.1), ст. 3418; N 30 (ч.2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч.1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40 ст.4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч.1), ст.4563; N 30 (ч.1), ст.4590; N 30 (ч.1), ст.4591; N 30 (ч.1), ст.4596; N 50, ст.7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст.3477; N 30 (ч.1), ст.4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч. I), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить СанПиН 2.4.3. -15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму обучения в профессиональных образовательных организациях при подготовке кадров рабочих (служащих) разного уровня квалификации" (приложение).
2. Признать утратившими силу:
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2003 N 2 (зарегистрировано Минюстом России 11.02.2003, регистрационный N 4204);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.2201-07 "Изменение N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования" СанПиН 2.4.3.1186-03", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.04.2007 N 24 (зарегистрировано Минюстом России 07.06.2007, регистрационный N 9610);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.2554-09 "Изменения N 2 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.09.2009 N 59 (зарегистрировано Минюстом России 06.11.2009, регистрационный N 15197);
- санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3.2841-11 "Изменения N 3 к СанПиН 2.4.3.1186-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации учебно-производственного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.03.2011 N 17 (зарегистрировано Минюстом России 29.03.2011, регистрационный N 20327);
- третий абзац пункта 2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08" (зарегистрировано Минюстом России 07.08.2008, регистрационный N 12085).
|
А.Ю. Попова |
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного
государственного санитарного
врача Российской Федерации
от "___" _____2015 г. N ____
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и режиму обучения в профессиональных образовательных организациях при подготовке кадров рабочих (служащих) разного уровня квалификации
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.3. -15 ____________________________________________________________
1. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) направлены на охрану здоровья студентов при осуществлении образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования - программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ПОО).
1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:
- условиям размещения ПОО;
- оборудованию и содержанию территории ПОО;
- зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию;
- водоснабжению и канализации;
- естественному и искусственному освещению;
- воздушно-тепловому режиму;
- шуму и вибрации;
- организации учебного процесса в ПОО;
- организации питания;
- организации медицинского обеспечения;
- санитарному состоянию и содержанию ПОО;
- физическому воспитанию;
- соблюдению санитарных правил.
1.3. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией ПОО, обучением и воспитанием студентов в ПОО.
1.4. ПОО должна иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии настоящим санитарным правилам зданий, строений, сооружений, оборудования и другого имущества, используемого для осуществления образовательной деятельности.
Ранее построенные ПОО эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.
1.5. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
2. Требования к размещению и оборудованию территории профессиональных образовательных организаций
2.1. Проектирование и строительство новых, реконструкция существующих (действующих) ПОО осуществляются с учетом требований настоящих правил.
2.2. ПОО размещаются на самостоятельном земельном участке.
2.3. Здания ПОО размещаются за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территорий жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений.
2.4. Размеры земельных участков необходимо принимать в соответствии таблицей 1.
Таблица 1
Профессиональные образовательные организации |
Размеры земельных участков (га) в зависимости от количества обучающихся |
|||
до 300 чел. |
300 - 400 чел. |
400 - 600 чел. |
600 - 1000 чел. |
|
Для всех образовательных организаций |
2 |
2,4 |
3,1 |
3,7 |
Сельскохозяйственного профиля* |
2 - 3 |
2,4 - 3,6 |
3,1 - 4,2 |
3,7 - 4,6 |
Размещаемых в районах реконструкции** |
1,2 |
1,2 - 2,4 |
1,5 - 3,1 |
1,9 - 3,7 |
Гуманитарного профиля*** |
1,4 - 2 |
1,7 - 2,4 |
2,2 - 3,1 |
2,6 - 3,7 |
* Допускается увеличение, но не более чем на 50 %. ** Допускается сокращать, но не более чем на 50 %. *** Допускается сокращать, но не более чем на 30 %. |
Примечание. В указанные размеры участков не входят участки общежитий, опытных полей и учебных полигонов.
2.5. На территории участка выделяются следующие зоны: учебная, физкультурно-спортивная, производственная, хозяйственная, а при наличии общежития для обучающихся - жилая.
2.6. Во вновь строящихся организациях общежитие размещают на едином участке с учебным корпусом.
2.7. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения и иметь самостоятельный въезд.
На территории вновь строящихся и реконструируемых зданий ПОО для студентов с ОВЗ должно быть место стоянки автотранспортных средств.
На территории хозяйственной зоны могут размещаться: гараж, овощехранилище, складские помещения. При отсутствии теплофикации на ней может размещаться котельная.
В хозяйственной зоне оборудуется площадка для сбора мусора на расстоянии не менее 20 м от здания. На площадке с твердым покрытием устанавливаются контейнеры с крышками. Размеры площадки должны превышать площадь основания контейнеров. Допускается использование других специальных закрытых конструкций для сбора мусора, в том числе размещенных на смежных с территорией ПОО контейнерных площадках.
2.8. В ПОО, профиль которых связан с освоением транспортных средств, необходимо предусмотреть зону для размещения: учебного полигона, зданий и сооружений для ремонта, испытания и обслуживания транспортных средств.
2.9. Физкультурно-спортивная зона оборудуется в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, предъявляемыми к физкультурно-спортивным сооружениям.
Физкультурно-спортивная зона во вновь строящихся ПОО размещается со стороны спортивного зала. При размещении физкультурно-спортивной зоны со стороны окон учебных помещений уровни шума в учебных помещениях не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
Допускается использование спортивных площадок или объектов спортивного назначения иных организаций.
При устройстве беговых дорожек и спортивных площадок (волейбольных, баскетбольных, для игры в ручной мяч) необходимо предусмотреть дренаж, для предупреждения затопления их дождевыми водами.
Оборудование физкультурно-спортивной зоны должно обеспечивать выполнение программ учебного предмета "Физическая культура", а также проведение секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.
Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.
Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят.
Физкультурно-спортивное оборудование должно соответствовать росту и возрасту студентов.
2.10. Для вновь строящихся ПОО площадь озеленения земельного участка составляет не менее 50% площади участка. Допускается снижение площади до 20% в условиях плотной городской застройки, а также в районах Крайнего Севера с учетом особых климатических условий.
Территорию ПОО по периметру ограждают забором и (или) полосой зеленых насаждений.
2.11. Въезды и входы на территорию, проезды, дорожки к учебным, жилым, хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием.
2.12. Территория ПОО должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности должен быть не менее 10 лк в темное время суток.
2.13. Расположение на территории построек и сооружений, функционально не связанных с профессиональной образовательной организацией, не допускается.
2.14. Через территорию ПОО не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения: водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения.
2.15. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на территории строящихся и реконструируемых ПОО предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию
3.1. Архитектурно-планировочные решения здания должны обеспечивать проведение образовательного процесса в соответствие с профилем ПОО.
В состав ПОО входят группы помещений:
- помещения образовательного цикла (учебные кабинеты и лаборатории, помещения спортивного назначения, лингафонные кабинеты и др.),
- помещения профессиональной подготовки (лаборатории и кабинеты профессионально-технических и специальных дисциплин, кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования, информатики и вычислительной техники и др.);
- учебно-производственные помещения, мастерские (по профилю подготовки),
- помещения медицинского назначения,
- административно-хозяйственные, служебные помещения и др.
Рекомендуемые площади помещений ПОО приведены в приложении 1.
3.2. При определении состава и площадей учебно-производственных помещений необходимо учитывать нормы технологического проектирования соответствующих отраслей промышленности для установки необходимого оборудования, применяемого для учебных целей.
3.3. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях ПОО должны предусматриваться лекционные аудитории на 2-4 группы, площадью из расчета 1,2 м2 на 1 место. Лекционные аудитории должны иметь длину не более 10 м.
Площади учебных помещений должны соответствовать требованиям, представленным в таблице 2.
Таблица 2
Помещения |
Площадь, м2 на 1 обучающегося (не менее) |
Учебные кабинеты образовательного цикла |
2,5 |
Лаборатории по естественным дисциплинам |
2,4 |
Лаборатории и кабинеты профессионально-технических и специальных дисциплин |
2,4* |
Лингафонные кабинеты |
2,4 |
Кабинеты черчения, курсового и дипломного проектирования |
2,4 |
*В общую площадь лабораторий и кабинетов необходимо дополнительно включать площадь для размещения технологического оборудования по профилю обучения. |
3.4. Количество обучающихся ПОО не должно превышать вместимость, предусмотренную проектом. Наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.
3.5. При проектировании и строительстве ПОО высота потолка помещений и система вентиляции должны обеспечивать гигиенически обоснованные показатели воздухообмена.
3.6. Входы в здание оборудуются тамбурами или воздушными и воздушно-тепловыми завесами, в зависимости от климатической зоны и расчетной температуры наружного воздуха.
3.7. Учебно-производственные помещения, спортзал и столовую следует размещать на первом этаже или в отдельных блоках, или размещать в пристройках.
Учебные помещения, лаборатории, учебные мастерские, спортивные залы, помещения медицинского назначения не допускается размещать в подвальных и цокольных этажах зданий.
3.8. Мастерские для сварочных работ, монтажные мастерские, в которых проводится рубка и резка металла, а также мастерские и лаборатории с крупногабаритным и тяжелым оборудованием, с крупногабаритными материалоемкими объектами работ должны быть изолированы от других мастерских и располагаться на 1-м этаже. При сварочной мастерской должна быть лаборатория для контроля и механических испытаний сварочных швов.
3.9. При учебно-производственных мастерских должны быть выделены помещения для хранения инструментов, инвентаря, заготовок, сырья и готовой продукции, санитарно-бытовой блок (туалетные, душевые) с гардеробными, умывальными раковинами.
При спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные, раздельные раздевальные, туалетные и душевые для девушек и юношей.
3.10. Полы во всех помещениях, кабинетах, лабораториях, мастерских, рекреациях ПОО должны быть гладкими, без щелей, дефектов и механических повреждений и иметь покрытие, позволяющее проводить его уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфекционных средств.
3.11. Стены, потолки помещений должны быть гладкими, без дефектов, признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.
Отделка помещений с влажным режимом (туалетные, душевые, умывальные) должна быть выполнена из влагостойких материалов.
Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов.
3.12. Все строительные и отделочные материалы, должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность.
3.13. При наличии плавательного бассейна, его устройство и эксплуатация должны отвечать гигиеническим требованиям по устройству, эксплуатации и качеству воды плавательных бассейнов.
3.14. В ПОО должно быть организовано горячее питание для студентов.
Необходимо предусмотреть набор помещений для организации питания студентов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях, учреждениях начального и среднего профессионального образования.
При отсутствии условий для организации горячего питания в ПОО допускается организация горячего питания студентов на базе организации общественного питания.
3.15. Для вновь строящихся и реконструируемых зданий независимо от их вместимости предусматривается медицинский блок, состоящий из медицинского (кабинет приема врача) и процедурного кабинетов, туалета. В ПОО, расположенных в сельской местности, допускается организация медицинского обслуживания на фельдшерско-акушерских пунктах и амбулаториях.
3.16. Все помещения медицинского назначения должны быть размещены на 1 этаже здания, и оборудованы в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность. Прививочный кабинет оборудуют в соответствии с требованиями по организации иммунопрофилактики инфекционных болезней.
3.17. В ПОО оборудуется помещение (место) для обработки и хранения уборочного инвентаря, хранения и приготовления дезинфекционных растворов, оборудованные поддоном, подводкой холодной и горячей воды.
3.18. На каждом этаже ПОО должны размещаться туалеты для студентов, отдельно - для персонала, оборудованные кабинами с дверями, в туалетных комнатах для девушек оборудуется дополнительно кабина личной гигиены.
В туалетах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги; рядом с умывальными раковинами размещаются электро- или бумажные полотенца, мыло. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов.
Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девушек, 1 умывальник - на 30 девушек; 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник - на 30 юношей.
3.19. При размещении ПОО на базе иной организации должен быть предусмотрен полный набор помещений, обеспечивающий реализацию программ профессионального образования студентов ПОО в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил.
3.20. Общежития ПОО должны соответствовать требованиям, предъявляемым к устройству, оборудованию и содержанию общежитий для работников организаций и обучающихся образовательных учреждений.
4. Требования к учебной мебели и оборудованию.
4.1. Рабочее место студента ПОО в кабинетах (аудиториях) теоретических дисциплин оборудуют ученическими столами и стульями.
Не допускается использовать скамейки, табуретки, стулья без спинок.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья и соответствовать росту студентов (таблица 3).
Таблица 3
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 |
Группа роста (в мм) |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к студенту по ГОСТу 11015-93 (в мм) |
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
Цвет маркировки |
4 |
1450-1600 |
640 |
380 |
красный |
5 |
1600-1750 |
700 |
420 |
зеленый |
6 |
Свыше 1750 |
760 |
460 |
голубой |
Для подбора ученической мебели соответственно росту студентов производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.
Расстановку ученической мебели следует проводить с соблюдением угла видимости доски не менее 35о - угол от края доски длиной 3 м до середины крайнего места студента за передним столом.
Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, сенсорными экранами, информационными панелями и другими средствами отображения информации при наличии документов, подтверждающих их безопасность.
4.2. Оборудование в мастерских расставляют перпендикулярно или под углом 30-45о к светонесущей стене (при расстоянии между рядами станков 1,2 м, а между станками в рядах - не менее 0,8 м.).
4.3. Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы демонстрационными столами. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавливается на подиуме. Ученические и демонстрационные столы должны иметь устойчивое к действию агрессивных химических веществ покрытие и защитные бортики по наружному краю стола.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами.
Раскроечные столы в швейных мастерских (цехах) должны иметь гладкую без повреждений поверхность.
4.4. Тренажерные устройства, используемые для освоения сложных профессий (горнорудной, химической, металлургической промышленности, транспорта, строительства, сельского хозяйства и др.), должны размещаться в отдельных помещениях.
4.5. Учебно-производственные мастерские должны иметь площадь в соответствии с приложением 2.
Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.
Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45° к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.
В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м.
Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.
Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту студентов и оснащаться подставками для ног.
4.6. В сварочных мастерских рабочие столы должны быть оборудованы местной системой вытяжной вентиляции. Удаление воздуха должно компенсироваться притоком воздуха в полном объеме. Приток воздуха должен осуществляться рассредоточено.
4.7. Электромонтажные столы должны быть оборудованы местной системой вытяжной вентиляции.
4.8. Раскроечный стол для резки металла оборудуют местной системой вытяжной вентиляции.
4.9. Станки и инструмент для механической обработки материалов и изделий следует оборудовать местной вытяжной вентиляцией с пневматическими пылестружкоприемниками. Конструкция станков должна обеспечивать удобную и безопасную уборку стружки.
4.10. Учебно-производственные мастерские оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.
4.11. Кабинеты информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.
5. Требования к водоснабжению и канализации
5.1 Здания ПОО оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией.
5.2. При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте (холодного и горячего) в ПОО оборудуется емкость-накопитель и обеспечивается подача воды через внутреннюю систему водоснабжения на пищеблок, помещения медицинского назначения, учебно-производственные мастерские, санитарно-бытовые помещения.
5.3. ПОО обеспечиваются водой, отвечающей гигиеническим требованиям к качеству и безопасности воды питьевого водоснабжения.
5.4. Подводкой горячей и холодной воды обеспечиваются помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, учебно-производственные мастерские, санитарно-бытовые помещения.
Умывальные раковины, моечные ванны, душевые установки обеспечиваются смесителями.
5.5. Резервными источниками горячего водоснабжения обеспечиваются помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, учебно-производственные мастерские, санитарно-бытовые помещения.
5.6 Не допускается использование горячей воды из системы отопления.
5.7. В неканализованных районах здания ПОО оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. Не допускается устройство и использование надворных туалетов.
5.8 Система канализации столовой ПОО должна быть отдельной и иметь самостоятельный выпуск в наружную систему хозяйственно-бытовой канализации. Через производственные помещения столовой не должны проходить стояки системы канализации от верхних этажей.
6. Требования к естественному и искусственному освещению
и инсоляции
6.1. Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, помещения кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.
6.2. Без естественного освещения допускается организовывать: снарядные, умывальные, душевые, туалеты; кладовые и складские помещения; радиоузлы; кинофотолаборатории; бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий; помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, хранения и разведения дезинфекционных средств.
6.3. Светопроемы в учебных помещениях, лабораториях, мастерских в зависимости от климатической зоны оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами. В качестве солнцезащитных устройств допускается использование штор (или жалюзи) светлых тонов со светорассеивающими и светопропускающими свойствами, с длиной не ниже уровня подоконника.
В нерабочем состоянии солнцезащитные устройства размещаются в простенках между окнами.
6.4. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
6.5. Уровни искусственной освещенности в помещениях должны соответствовать требованиям, установленным к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
6.6. В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, теплобелый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.
6.7. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.
6.8. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300-500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300-500 лк, на классной доске - 300-500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради - освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
6.9. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
6.10. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7-0,9; для стен - 0,5-0,7; для пола - 0,4-0,5, для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1-0,2.
Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.
6.11. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляются на утилизацию в установленном порядке.
6.12. Для поддержания необходимых уровней искусственной освещенности чистка арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже двух раз в год, перегоревшие лампы подлежат своевременной замене.
6.13. Осветительные приборы должны иметь защитную светорассеивающую арматуру для обеспечения равномерного освещения.
7. Требования к воздушно-тепловому режиму
7.1. Здания ПОО оборудуются системами отопления и вентиляции. Системы отопления, вентиляции и/или кондиционирования воздуха должны обеспечивать нормируемые параметры микроклимата и воздушной среды помещений.
Очистка и контроль за эффективностью работы вентиляционных систем осуществляется не реже одного раза в год.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов и обогревателей с инфракрасным излучением.
7.2. Системы вентиляции следует предусматривать для следующих групп помещений: учебные помещения и кабинеты, кабинеты производственного обучения, библиотека; лаборатории; актовый зал; спортивный зал; бассейн; тир; столовая; помещения медицинского назначения; киноаппаратная; санитарные узлы; помещения для обработки и хранения уборочного инвентаря, разведения дезинфекционных средств; учебно-производственные мастерские.
7.3. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в помещениях с выделением вредных веществ, пыли, повышенного тепла, влаги (лаборатории, актовый зал, бассейн, столовая, киноаппаратная, учебно-производственные мастерские).
7.4. Концентрации вредных веществ ПОО в воздухе помещений не должны превышать гигиенические нормативы к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту.
7.5. При превышении концентрации вредных веществ в воздухе помещений ПОО установленных гигиенических нормативов занятия студентов не проводятся.
7.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинеты производственного обучения, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°С; в спортзале, учебно-производственных мастерских - 17-20°С; раздевалках при спортивном зале - 20-22°С, душевых - не менее 25°С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты, кабинеты производственного обучения, лаборатории; учебно-производственные мастерские должны быть оснащены бытовыми термометрами.
7.7. Во вне учебное время при отсутствии студентов в помещениях ПОО должна поддерживаться температура не ниже 15 °С.
7.8. В помещениях ПОО относительная влажность воздуха должна составлять 40-60%, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
7.9. Все помещения должны ежедневно проветриваться. Проводится сквозное и угловое проветривание помещений. Не допускается проветривание помещений через туалеты.
Проветривание проводится через фрамуги и форточки в отсутствие студентов и заканчивается за 30 мин. до их возвращения. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
В теплое время года широкая односторонняя аэрация всех помещений допускается в присутствии студентов.
8. Требования к шуму и вибрации
8.1. Уровни шума и вибрации на территории и в помещениях ПОО не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых, общественных зданий и территории жилой застройки.
8.2. В целях уменьшения влияния шума и вибрации на студентов должны быть обеспечены мероприятия по защите от шума и вибрации.
8.3. При организации производственного обучения проводятся мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия производственных факторов (шум, вибрация, пыль).
8.4. Учебно-производственные мастерские комплектуют оборудованием, шумовые характеристики которого отвечают гигиеническим требованиям.
8.5. Обучение с использованием учебно-производственного оборудования осуществляется в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
8.6. Тяжелое оборудование (агрегаты, станки и пр.) устанавливают на специальном фундаменте, не связанном с фундаментом здания, или на амортизирующих прокладках, или специальных виброзащитных приспособлениях. Настольные станки устанавливают на амортизирующие прокладки.
9. Требования к организации учебного процесса в профессиональных образовательных организациях
9.1. Учебная нагрузка студентов ПОО должна быть дифференцирована с учетом продолжительности учебной недели и курса обучения и не должна превышать объемов, представленных в таблице 4:
Таблица 4
Курсы |
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах |
|
при 6-дневной учебной неделе |
при 5-дневной учебной неделе |
|
1 курс |
35 |
33 -34 |
2 курс |
36 |
35 |
3 курс |
36 |
36 |
9.2. При реализации в ПОО образовательных программ основного общего и среднего общего образования должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях.
9.3. При составлении расписания занятий необходимо учитывать степень сложности усвоения учебного материала, шкалу трудности предметов общеобразовательного цикла (приложение 3):
- занятия по трудным для усвоения предметам следует проводить на 2-4-й часах, чередуя их с предметами меньшей сложности;
- рекомендуется организация сдвоенных занятий для всех предметов. Между сдвоенными уроками должны быть предусмотрены перерывы на отдых не менее 10 минут;
- учебная нагрузка в первый и последний день недели должна быть уменьшена за счет включения предметов меньшей сложности, а также сокращения продолжительности учебного дня в последний день недели;
- плотность учебных занятий не должна превышать 80% учебного времени с чередованием разных форм подачи материала (словесный, наглядный. аудиовизуальный и т.д.) и самостоятельной работы;
- общая продолжительность перемен должна составлять не менее 20% времени учебного дня. Перемены для отдыха студентов должны иметь продолжительность не менее 10 минут.
- для организации питания предусматривают перемены продолжительностью не менее 20 минут.
9.4. При шестидневной учебной недели распределять минимальную учебную нагрузку следует на понедельник и субботу, при этом снижение нагрузки должно приходиться на четверг.
9.5. Количество уроков физической культуры в неделю должно составлять не менее 3, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.
9.6. Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности студентов.
Распределение студентов на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях, проводит врач с учетом их состояния здоровья.
К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах студентов допускают с разрешения медицинского работника.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья организуются занятия адаптивной физической культурой.
Присутствие медицинского работника на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.
9.7. В ПОО должны проводятся мероприятия по физическому воспитанию студентов согласно приложения 3.
При проведении занятий физической культурой на открытом воздухе должны учитываться метеоусловия в соответствии с рекомендациями согласно приложения 4.
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой на открытом воздухе не проводятся.
9.8. Производственное обучение и практика на первом году обучения должна проводиться преимущественно в учебно-производственных мастерских ПОО или учебных цехах предприятий.
9.9. Производственное обучение и практика студентов, не достигших 18-летнего возраста, должны проводиться в условиях, отвечающих санитарно-эпидемиологическими требованиям безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста.
9.10. Перед началом и в период прохождения производственной практики на предприятиях и организациях, работники которых в связи с характером работы подлежат предварительным и периодическим медицинским осмотрам, студенты проходят медицинские осмотры в установленном для данных контингентов порядке.
Медицинский допуск студента к производственной практике является обязательным.
9.11. Производственная практика студентов с ограниченными возможностями здоровья организуется с учетом медицинских рекомендаций для этой категории лиц и гигиенических требований к условиям труда лиц, имеющих инвалидность.
9.12. При организации производственного обучения (практики) уровни шума на рабочих местах должны соответствовать уровням, установленным гигиеническими нормативами.
При невозможности проведения мероприятий по снижению производственного шума до допустимых уровней (70 дБА) необходимо использовать средства коллективной защиты (звукоизолированные кабины и дистанционное управление и др.) и индивидуальной защиты (противошумные наушники, противошумные вкладыши, противошумные шлемы, каски).
9.13. Производственная практика в условиях открытых площадок не проводится при температуре и скорости движения воздуха, указанных в таблице 5.
Таблица 5
Температура, град. С |
Скорость движения воздуха, м/с |
-25 |
2,0 - 2,5 |
-20 |
3,5 - 4,0 |
-15 |
4,5 - 5,0 |
-10 |
6,0 - 6,5 |
-5 |
7,0 - 7,5 |
0 |
8,0 - 9,5 |
9.14. Режим производственного обучения по профессиям, непосредственно связанным с продолжительной работой на ПЭВМ, вводом и считыванием информации, организуется на разных курсах обучения в соответствии с приложением 5.
9.15. На первом и втором курсах два дня производственного обучения (практики) чередуют с 1-2 днями теоретических занятий. Не допускается проведение производственного обучения более двух дней подряд.
На третьем курсе допускается проведение производственного обучения три дня подряд.
На первом и втором курсах обучения производственную практику не допускается начинать ранее 8 часов утра.
На третьем курсе обучения производственную практику не допускается начинать ранее 7 час. 30 мин.
9.16. Во время производственной практики на первом курсе обучения для студентов, не достигших 18-летнего возраста, предусматривают десятиминутные перерывы через каждые 50 мин. работы; на втором курсе обучения - через 1,5-2 часа.
9.17. Во время прохождения производственной практики вне учебно-производственных мастерских ПОО санитарно-бытовое обеспечение студентов осуществляется на базе существующих санитарно-бытовых помещений предприятий, отвечающих санитарно-эпидемиологическими требованиям для различных видов деятельности.
9.18. Для обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды.
9.20. Студенты, не достигшие 18-летнего возраста, не должны привлекаться к подсобным работам, не входящим в программу профессиональной подготовки, а также связанным с постоянным переносом и передвижением тяжести.
10. Требования к организации питания.
10.1. В ПОО должно быть организовано одно-двухразовое горячее питание для студентов, для проживающих в общежитии должно быть организовано четырех-пятиразовое питание.
10.2. Питание и питьевой режим в ПОО организуется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего профессионального образования.
11. Требования к организации медицинского обеспечения
11.1. Во всех ПОО должно быть организовано медицинское обслуживание студентов.
11.2. Порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения, а также перечень включаемых в них исследований должны соответствовать нормативным правовым актам, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
11.3. Медицинские осмотры студентов с ограниченными возможностями здоровья организуются в соответствии с порядком, установленном соответствующими приказами Министерства здравоохранения РФ.
11.4. В ПОО организуется работа по профилактике инфекционных и неинфекционных заболеваний.
12. Требования к содержанию помещений и участка профессиональных образовательных организаций
12.1. Все помещения ПОО должны содержаться в порядке и чистоте.
12.2. Влажная уборка в кабинетах, классах, лабораториях, аудиториях и других помещениях должна проводиться ежедневно.
Не реже одного раза в месяц во всех помещениях проводится генеральная уборка. Генеральная уборка проводится техническим персоналом с применением разрешенных моющих и дезинфекционных средств.
12.3. Дезинфекционные и моющие средства хранят в упаковке производителя, растворы - в специально выделенных промаркированных емкостях, и используют в соответствии с инструкцией по применению.
12.4. Уборку туалетов, душевых, помещений медицинского назначения проводят ежедневно с использованием дезинфекционных средств. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Ручки сливных бачков и ручки дверей моют теплой водой с мылом. Раковины, унитазы, сидения на унитазы чистят ершами или щетками, чистящими и дезинфекционными средствами.
Не допускается привлечение студентов к мытью туалетов.
12.5. В помещениях медицинского назначения, помимо обеззараживания помещений и предметов обстановки, необходимо проводить дезинфекцию медицинских инструментов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Предпочтение следует отдавать стерильным медицинским изделиям одноразового применения.
Сбор, временное хранение и утилизация медицинских, биологических и промышленных отходов осуществляются в соответствии со специальными требованиями к отходам 1-4 класса опасности.
12.6. Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за помещениями.
Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь отличительную маркировку, использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.
12.7. По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в специально отведенном для этих целей месте.
12.9. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.
Спортивный инвентарь, размещенный в спортивном зале, протирают увлажненной ветошью, металлические части - сухой ветошью в конце каждого учебного дня. После каждого занятия спортзал проветривают не менее 10 минут. Спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесоса, не менее 3-х раз в месяц проводят его влажную чистку с использованием моющего пылесоса. Матерчатые спортивные маты обеспечиваются съемными чехлами, которые должны меняться (чиститься) по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю.
Маты с моющим покрытием ежедневно протирают мыльно-содовым раствором.
12.10. При появлении синантропных насекомых и грызунов на территории и во всех помещениях ПОО необходимо проводить дезинсекционные и дератизационные мероприятия силами специализированных организаций.
12.11. Очистку стекол, рам и оконных проемов проводят не реже 2-х раз в течение учебного года.
12.12. Ранней весной и поздней осенью осуществляют уборку территории, вырубку сухих деревьев и веток, молодой поросли.
12.13. Уборка территории ПОО проводится ежедневно не менее двух раз.
При наполнении мусоросборника более чем на 2/3 должен быть обеспечен вывоз мусора специализированными организациями.
Не допускается сжигание мусора на территории ПОО.
12.14. Не допускается проведение всех видов ремонтных работ в период осуществления учебного процесса в ПОО.
13. Требования к соблюдению санитарных правил и норм
13.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых связана с организацией, проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией ПОО обязаны осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая проведение лабораторных исследований и испытаний.
13.3. Персонал ПОО проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке; аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи студентам - не реже 1 раза в год. Неаттестованный персонал профессиональных образовательных организаций проходит повторное гигиеническое воспитание и обучение с последующей переаттестацией.
Работники ПОО должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок, а также по эпидемиологическим показаниям.
13.4. Каждый работник ПОО должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.
При отсутствии сведений о профилактических прививках работники, поступающие в ПОО, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
13.5. За нарушение санитарного законодательства руководитель ПОО несет ответственность в порядке, установленном Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Приложение 1
к СанПиН
Рекомендуемые площади помещений профессиональных образовательных организаций
Вид помещений |
Площадь, кв. м |
Актовый зал |
не менее 0,65 на 1 посадочное место |
Рекреации |
0,6 на 1 студента |
Административные помещения (кабинеты педагогов, мастеров производственного обучения) |
4,0 (без учета площади, предназначенной для размещения оргтехники) |
Кабинет педагога-психолога и социального педагога |
10 (общая площадь) |
Размеры спортивных залов при высоте потолка не менее 6 метров |
9 м х 18 м 12 м х 24 м 18 м х 30 м |
Раздевалки (мужские и женские) при спортивных залах |
10,5 м2 (общая площадь каждой) |
Душевые (мужские и женские) при спортивных залах |
9,0 м2 (общая площадь каждой) |
Библиотека |
0,8 на 1 студента |
Медицинский пункт: - кабинет врача - процедурный кабинет (прививочный) |
21,0 м2 (общая площадь) 12,0 м2 (общая площадь) |
Приложение 2
к СанПиН
Площади учебно-производственных мастерских
(не менее м2 на 1 место)
Типы учебно-производственных мастерских |
Количество студентов в группе |
|
15 человек |
25 человек |
|
Слесарная |
5,4 |
4,5 |
Слесарно-инструментальная |
7,2 |
6,0 |
Слесарно-сборочная |
8,0 |
7,2 |
Токарная, фрезерная, механическая |
12,0 |
10,8 |
Электрогазосварочная |
12,0 |
9,6 |
Электросварочная |
9,0 |
7,5 |
Электромонтажная |
6,0 |
4,0 |
Механическая по обработке дерева |
12,0 |
10,0 |
Слесарно-монтажная крупногабаритного оборудования и трубопроводов |
10,0 |
8,0 |
Инструментально-раздаточная кладовая |
0,05м2, но не менее 15 м2 |
|
Кабины электро- и электрогазосварочных мастерских |
1,5 м х 1,5 м |
Приложение 3
к СанПиН
Рекомендации по организации физического воспитания студентов профессиональных образовательных организациях
1. В распорядок дня необходимо включать физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые должны организовываться в течение учебного дня - гимнастика до занятий, уроки физкультуры, подвижная перемена, факультативные занятия, расписание секций.
2. Гимнастику до начала теоретических занятий или производственной практики проводят ежедневно с целью ускорения врабатываемости организма. Продолжительность занятий около 10 минут. Используют как общеразвивающие, так и специальные гимнастические упражнения для тех групп мышц, которые преимущественно участвуют в предстоящей работе. Занятия проводят в учебных помещениях или мастерских под контролем преподавателя (мастера).
3. Физкультурные паузы продолжительностью 3-5 минут проводят при теоретическом обучении в середине третьего и пятого уроков с целью снятия утомления, улучшения кровообращения и дыхания организма студента. При производственном обучении в мастерских или на базовых предприятиях физкультурные паузы также проводят во второй половине занятий с целью снятия утомления и повышения работоспособности организма.
При наличии неблагоприятных производственных факторов (шум, вибрация, запыленность, загазованность, наличие микроклимата) физкультурная пауза проводится вне производственного помещения, т.е. в местах, специально отведенных для отдыха.
4. С целью оптимизации двигательного режима и профилактики переутомления студентов организуются подвижные перемены продолжительностью не менее 20 минут после двух сдвоенных занятий теоретического обучения.
5. При организации урока физической культуры продолжительностью 45 минут на подготовительную часть отводят 8-15 минут, на основную - 25-30 минут и на заключительную - 3-5 минут. Моторная плотность урока должна составлять 60-80%. В основной части урока задают физическую нагрузку на уровне частоты пульса 170-180 уд/мин. На профессионально-прикладную физическую подготовку отводят 20-40% от общего времени урока.
6. Рекомендуется проводить 1-2 специализированных урока физической культуры в неделю с высокой интенсивностью нагрузки (моторная плотность 80-100%) и избирательной направленностью на развитие ключевых профессионально-значимых функций, характерных для осваиваемой профессии.
7. На период производственной практики и каникул руководитель физического воспитания дает студентам "домашнее задание" для самостоятельных занятий физическими упражнениями. Задания должны быть связаны с учебной программой, быть конкретными и проверяемыми.
8. Педагогический коллектив формирует у студентов положительную мотивацию к регулярным занятиям физкультурой и спортом во внеучебное время. Эти занятия включают утреннюю физическую зарядку в сочетании с закаливающими процедурами, самостоятельные занятия и тренировки с учетом профессионально-прикладной направленности и полезности для дальнейшей профессиональной деятельности.
9. При организации внеклассной спортивной работы предпочтение отдавать тем видам спорта, которые обладают профессионально-прикладной эффективностью и учитывают специфику выбранной профессии. Для профессий с коллективными видами трудовой деятельности для отработки коммуникационных взаимоотношений следует выбирать коллективные виды спорта: волейбол, баскетбол, футбол и др.
Для профессий, труд по которым связан с повышенным риском (монтажники, водители, крановщики и др.) не рекомендуются виды спорта с частыми травмами головы (бокс, борьба и т.п.).
Примеры рекомендуемых видов спорта по группам профессий представлены в таблице:
Рекомендуемые виды спорта
1. Машиностроение и металлообработка |
спортивные игры, легкая атлетика, борьба вольная и классическая, лыжные гонки, городки |
2. Радиотехническое и электронное производство |
баскетбол, волейбол, ручной мяч, теннис, настольный теннис |
3. Химические и нефтехимические производства |
легкая и тяжелая атлетика, баскетбол, ручной мяч, волейбол, настольный теннис, плавание; для слесарей-ремонтников - вольная и классическая борьба, лыжный спорт, городки |
4. Металлургическое производство |
легкая и тяжелая атлетика, лыжный и конькобежный спорт, гимнастика, велоспорт, туризм, фехтование |
5. Добыча и переработка угля |
гимнастика, борьба - для машинистов угольных комбайнов и электрослесарей шахтного оборудования; баскетбол, настольный теннис - для машинистов шахтных электровозов |
6. Текстильное производство |
легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба), баскетбол, плавание |
7. Производство обуви |
баскетбол, волейбол, легкая атлетика |
8. Строительство |
спортивная гимнастика, плавание, лыжный спорт (для каменщиков); прыжки в воду и батут (для монтажников) |
9. Сельское хозяйство |
легкая атлетика, баскетбол, гимнастика (для водителей с/х машин), фехтование |
Приложение 4
к СанПиН
Рекомендации
по проведению занятий физической культурой, в зависимости от температуры и скорости ветра в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года
Климатическая зона |
Возраст обучающихся |
Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе |
|||
без ветра |
при скорости ветра до 5 м/сек |
при скорости ветра 6 - 10 м/сек |
при скорости ветра более 10 м/сек |
||
Северная часть Российской Федерации (Красноярский край, Омская область и др.) |
14 - 15 лет |
-15°С |
-12°С |
-8°С |
Занятия не проводятся |
16 и старше |
-16°С |
-15°С |
- 10°С |
||
В условиях Заполярья (Мурманская область) |
14 - 15 лет |
- 18°С |
-15°С |
-11°С |
Занятия не проводятся |
16 и старше |
-21°С |
- 18°С |
- 13°С |
||
Средняя полоса Российской Федерации |
14 - 15 лет |
-15°С |
- 12°С |
-8°С |
Занятия не проводятся |
16 и старше |
-16°С |
-15°С |
-10°С |
Приложение 5
к СанПиН
Рекомендации по организации производственного обучения по профессиям, непосредственно связанным с продолжительной работой на ПЭВМ, вводом и считыванием информации
(мастер по обработке цифровой информации, оператор электронного набора и верстки, наладчик компьютерных сетей, наладчик аппаратного и программного обеспечения и т.п.).
- Продолжительность занятий с использованием ПЭВМ в дни профессионального образования на 1 курсе должна составлять не более 3-х академических часов в день, чередуясь с другими видами деятельности; категория выполняемых работ не должна быть выше 1 категории тяжести и напряженности (Приложение 7 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03)
- На старших курсах допускается увеличение продолжительности занятий с использованием ПЭВМ в дни профессионального образования до 4 часов при выполнении заданий 1 категории тяжести и напряженности, при 2 категории тяжести и напряженности выполняемых заданий - не более 3-х часов.
- Длительность непрерывной работы с использованием ПЭВМ в дни производственного обучения не должна превышать 30 минут.
- После 30 минут работы на ПЭВМ необходимо делать перерывы не менее 15 минут с обязательным выходом обучающихся из кабинета и организацией сквозного проветривания.
- Необходимо использование всего комплекса профилактических мероприятий для предупреждения развития мышечного утомления и профилактики нарушений зрения при работе на ПЭВМ, которые представлены в соответствующих санитарных правилах [3].
- Дни профессионального образования на 1 и 2 курсе для указанных специальностей не должны быть сдвоенными, их рекомендуется разделять днями теоретического обучения.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.