Проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минфином России 19.11.2015 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Российская Федерация
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Статья 1
Абзац четвертый части 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2005, N 30, ст. 3101; 2007, N 29, ст. 3480; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 29, ст. 4291; N 50, ст. 7348; 2013, N 30, ст. 4084; 2014, N 11, ст. 1098) после слов "в осуществлении валютной операции в случае" дополнить словами ", если она противоречит требованиям валютного законодательства Российской Федерации и актам органов валютного регулирования, а также в случае".
Статья 2
Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2003, N 27, ст. 2717; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3533; 2005, N 1, ст. 13, ст. 45, ст. 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2721; N 30, ст. 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 18, ст. 1907; N 45, ст. 4641; N 52, ст. 5498; 2007, N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 31, ст. 4007; 2008, N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6236; 2009, N 7, ст. 777; N 29, ст. 3597; N 48, ст. 5711, ст. 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 19, ст. 2291; N 30, ст. 4002, ст. 4006, ст. 4007; N 31, ст. 4158, ст. 4164, ст.4193; 2011, N 1, ст. 10, ст. 23; N 15, ст. 2039; N 19, ст. 2715; N 23, ст. 3260; N 30, ст. 4584, ст. 4585 ст. 4601; N 46, ст. 6406; N 47, ст. 6601, ст. 6602; N 48, ст. 6728; N 49, ст. 7025; N 50, ст. 7342, ст. 7351; 2012, N 6, ст. 621; N 10, ст. 1166; N 24, ст. 3069; N 31, ст. 4329; N 47, ст. 6405; N 49, ст. 6757; N 53, ст. 7577; 2013, N 26, ст. 3207; N 27, ст. 3470; N 30, ст. 4029, ст. 4030, ст. 4032, ст. 4034, ст. 4040, ст. 4044; N 31, ст. 4191; N 43, ст. 5445, ст. 5452; N 44, ст. 5643; N 48 ст. 6163; N 49, ст. 6327; N 51, ст. 6683, ст. 6685, ст. 6695; N 52, ст. 6961, ст. 6986; 2014, N 11, ст. 1096; N 19, ст. 2302, ст. 2324, ст. 2327; N 30, ст. 4218, ст. 4228, ст. 4256; N 42, ст. 5615; N 52, ст. 7557; 2015, N 1, ст. 74, ст. 83; N 13, ст. 1804, ст. 1811; N 29, ст. 4374) следующие изменения:
в примечании статьи 2.4 после цифр "15.24.1," дополнить цифрами "15.25,";
в статье 15.25:
абзац второй части 1 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.";
абзац второй части 4 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц - одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.";
абзац второй части 5 изложить в следующей редакции:
"влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию";
примечание 1 признать утратившим силу;
3) в части 2 статьи 23.1 после слов "статьей 15.24.1," дополнить словами "частями 1, 4 и 5 статьи 15.25,".
Президент |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях устранения условий, способствующих нарушениям в сфере валютного регулирования.
Законопроект направлен на предотвращение незаконных валютных операций, совершаемых через уполномоченные банки Российской Федерации. В настоящее время при формальном наличии всех необходимых документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, уполномоченный банк может отказать в проведении операции только в случае, установленном частью 5.2 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", если возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма. Предлагаемые законопроектом изменения предоставят возможность уполномоченным банкам отказывать клиентам в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства Российской Федерации и актам органов валютного регулирования.
Кроме того, за осуществление незаконных валютных операций, а также за совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств, законопроектом предлагается установить отдельные административные наказания:
для должностных лиц в размере от четырех до пяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за правонарушения, установленные частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, частью 4 статьи 15.25 КоАП - одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках, частью 5 статьи 15.25 КоАП - от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.
В настоящее время за правонарушения, предусмотренные частями 1, 4 и 5 статьи 15.25 КоАП устанавливается наказание в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных и юридических лиц. При этом административная ответственность в отношении должностных лиц применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Практика показывает, что указанная санкция малоэффективна, поскольку не препятствует недобросовестным лицам становиться учредителями новых юридических лиц, создаваемых для совершения противоправных действий. Законопроектом предлагается расширить понятие должностного лица и установить возможность передачи органом или должностным лицом дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 4 и 5 статьи 15.25 КоАП, на рассмотрение судье. В этой связи примечание 1 статьи 15.25 КоАП признается утратившим силу и вносятся соответствующие изменения в примечание статьи 2.4 и часть 2 статьи 23.1 КоАП. Предлагаемые законопроектом изменения позволят пресечь возможность создания одними и теми же лицами неограниченного количества юридических лиц для осуществления противоправной деятельности.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет отрицательных социально-экономических и иных последствий и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет необходимости принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Финансово - экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.