Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
(подготовлен Минобороны России 18.11.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 38 и 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - законопроект) подготовлен в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".
Целями разработки законопроекта являются:
приведение правовых норм Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон) в соответствие с федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и военной доктриной Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации N Пр-2976;
поддержание требуемого уровня укомплектованности военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (далее - военнослужащие по контракту) воинских частей и подразделений, привлекаемых для решения задач в период чрезвычайного положения, в условиях вооруженных конфликтов, по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также походах кораблей.
Предметом правового регулирования законопроекта являются правоотношения, связанные с поступлением граждан на военную службу по контракту.
Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта - военнослужащие по призыву, и граждане, пребывающие в запасе, изъявившие желание заключить контракт о прохождении военной службы.
В настоящее время на законодательном уровне первый контракт о прохождении военной службы с военнослужащими по призыву, или гражданами, пребывающими в запасе, изъявившими желание поступить на военную службу на воинские должности, для которых штатом предусмотрено воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин, заключается на срок два года либо три года по выбору гражданина, а с военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или иным гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, за исключением граждан, указанных в подпункте "д" пункта 3 Федерального закона, на пять лет.
Заключение первых контрактов с указанными категориями граждан на более короткие сроки (от шести месяцев до одного года) предусмотрено лишь в период чрезвычайных обстоятельств (ликвидация последствий стихийных бедствий, выполнение мероприятий чрезвычайного положения, восстановление конституционного порядка и иные чрезвычайные ситуации) либо для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
При этом в Федеральном конституционном законе от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" перечень чрезвычайных обстоятельств значительно шире, чем в существующей редакции статьи 38 Федерального закона, а мероприятия чрезвычайного положения не определены. Кроме того, Федеральный закон не предусматривает возможность заключения контрактов о прохождении военной службы с военнослужащими по призыву и гражданами, пребывающими в запасе, для участия их в пресечении международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
В связи с изменением военно-политической обстановки, активизацией деятельности международных террористических и экстремистских организаций возникла необходимость повышения мобильности войск (сил), формирования сводных и нештатных подразделений и укомплектования их в короткие сроки военнослужащими по контракту, для оперативного решения краткосрочных, но важных задач, связанных с участием их в вооруженных конфликтах, операциях по поддержанию мира и борьбы с террористическими и экстремистскими организациями.
Законопроект также учитывает специфику прохождения военной службы в составе экипажей кораблей и подводных лодок Военно-Морского Флота.
Фактический срок службы военнослужащих по призыву на кораблях, в связи с необходимостью их подготовки в учебных подразделениях, составляет, как правило, около шести месяцев, что приводит к смене более 30% личного состава каждые полгода.
Особое влияние эта проблема оказывает на корабли 1-го, 2-го ранга, выполняющие задачи боевой службы продолжительное время в удаленных районах Мирового океана. С учетом двухмесячной непосредственной подготовки корабля к выполнению задач боевой службы срок увольнения военнослужащих по призыву наступает либо в ходе ее проведения, либо в период самого похода.
На законодательном уровне разрешается продлевать таким военнослужащим срок военной службы по призыву более одного года для участия в походах кораблей. Вместе с тем предлагается предоставить военнослужащим по призыву возможность заключать в добровольном порядке контракты о прохождении военной службы до возвращения корабля в пункт базирования.
Мониторинг деятельности пунктов отбора на военную службу по контракту, созданных в структуре кадровых органов Вооруженных Сил Российской Федерации в 2012 году, показывает, что из общего количества граждан, обратившихся по вопросу поступления на военную службу по контракту, около 20% изъявляли желание заключить контракты на более короткие сроки для участия в конкретных мероприятиях или операциях.
Принятие законопроекта, предусматривающего возможность заключения военнослужащими по призыву и гражданами, пребывающими в запасе, краткосрочных контрактов о прохождении военной службы (на срок от шести месяцев до одного года) позволит оперативно укомплектовать в короткие сроки военнослужащими по контракту воинские части и подразделения, в том числе сводные и нештатные, а также повысить их боеспособность, в период чрезвычайного положения, в условиях вооруженных конфликтов, для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации, для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, а также походах кораблей и сократит потребность в военнослужащих по призыву.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.