Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа)"
(подготовлен Минюстом России 20.11.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части усиления ответственности за преступления в сфере государственного оборонного заказа)" (далее - законопроект) предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), направленных на противодействие нецелевому расходованию денежных средств, выделяемых из федерального бюджета для реализации государственного оборонного заказа.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации обеспечивает головной исполнитель и исполнители. Таковыми являются коммерческие и иные организации - юридические лица, заключившие с государственным заказчиком государственный контракт (контракт).
Практика показывает, что нередки случаи, когда денежные средства, выделяемые таким хозяйствующим субъектам, их руководителями расходуются не по целевому назначению, хотя бы даже в интересах этих организаций. Тем самым создаются условия для неисполнения или ненадлежащего исполнения государственного оборонного заказа, однако головной исполнитель заказа, сам являющийся коммерческой организацией, не во всех случаях усматривает причинение существенного вреда своим интересам, а также интересам общества или государства. Это приводит к тому, что уголовные дела по статье 201 "Злоупотребление полномочиями" УК РФ возбуждаются крайне редко, поскольку органы предварительного следствия не находят в деяниях руководителей коммерческих организаций всех признаков состава преступления, предусмотренного данной статьей.
Не являясь в соответствии с примечанием 1 к статье 285 УК РФ должностными лицами, руководители коммерческих организаций (хозяйствующих субъектов) за названные деяния не подлежат ответственности и по статье 285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств" УК РФ.
Исполнителями государственного оборонного заказа могут выступать не являющиеся коммерческой организацией казенные учреждения. Но в этом качестве они не признаются получателями бюджетных средств, хотя в принципе согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенные учреждения указаны в числе получателей бюджетных средств. Поэтому в настоящее время руководители казенных учреждений - исполнителей государственного оборонного заказа также не могут нести ответственности по статье 285.1 УК РФ.
Проект федерального закона разрешает данную ситуацию, вводя специальный состав преступления - расходование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации - головном исполнителе (исполнителе) государственного оборонного заказа, денежных средств, полученных на выполнение государственного оборонного заказа по государственному контракту (контракту) либо иному документу, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере (проектная статья 2011 УК РФ).
Наряду с этим законопроектом предлагается установить повышенную уголовную ответственность за нецелевое расходование денежных средств по государственному оборонному заказу в крупном размере, если это деяние совершено должностным лицом - государственным заказчиком государственного оборонного заказа (проектная статья 285.4 УК РФ).
Квалифицированные составы статей 201.1 и 285.4 УК РФ сконструированы аналогичным образом. Так, в части второй установлена ответственность за совершение деяния, предусмотренного частью первой указанных статей группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.
Тяжкие последствия, которые могут наступить по неосторожности (часть третья статьи 2011 УК РФ и статьи 285.4 УК РФ), - оценочный признак, устанавливаемый отдельно в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. Применительно к этим статьям под тяжкими могут, например, пониматься такие последствия совершения преступления, как "срыв" государственного контракта либо государственного задания, крупная авария или длительная остановка производственного процесса, дезорганизация работы организации, "свертывание" каких-либо научно-технических разработок и т.п.
Расследование преступлений, предусмотренных статьями 201.1 и 285.4 УК РФ, предлагается возложить на следователей Следственного комитета Российской Федерации (подпункт "а" пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ), а статью 285.4 УК РФ дополнительно отнести к подследственности органа, выявившего эти преступления (часть 6 статьи 151 УПК РФ).
Принятие проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства, а его реализация - дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.