Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минпромторгом России 03.12.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации В.В.Путина от 18 мая 2015 г. N Пр-981 и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 28 мая 2015 г. N ДМ-П13-3539 о принятии мер по предотвращению реализации на внутреннем российском рынке моторного топлива, не соответствующего требованиям технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - технический регламент).
Проектом федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предлагается дополнение Кодекса Российской Федерации статьей 14.43.1, которой предусматривается административная ответственность за нарушение требований технического регламента.
Внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагающее усиление ответственности за нарушение требований технического регламента, вызвано необходимостью нормализации ситуации с качеством и безопасностью топлива на внутреннем российском рынке и направлено на применение дополнительных мер по защите потребительского рынка от некачественного и контрафактного топлива.
Ситуация в области соблюдения организациями нефтепродуктообеспечения требований технического регламента и уровень нарушений в данной области несмотря на значительное увеличение административной ответственности за последние годы практически не изменяется. Доля организаций нефтепродуктообеспечения, допустивших правонарушения в 2011-2014 гг., в среднем составляет 30 - 31 %. При этом, сумма наложенных административных штрафов за нарушения требований технического регламента в 2011 г. составляла - 2,6 млн. рублей, в 2012 г. - 11,3 млн. рублей, в 2013 г. - 13,7 млн. рублей, в 2014 г. -12,7 млн. рублей.
В рамках исполнения поручений Президента Российской Федерации В.В.Путина от 18 мая 2015 г. N Пр-981 и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 28 мая 2015 г. N ДМ-П13-3539 о предотвращении реализации на автозаправочных станциях (далее - АЗС) моторного топлива, не соответствующего техническому регламенту, в 2015 году проверено 3109 АЗС, нарушения регламентированных требований установлены на 1342 АЗС (43 %).
Контрольно-надзорным мероприятиям подвергнута деятельность 689 сетевых АЗС, входящих в структуры вертикально интегрированных нефтяных компаний, и 2420 независимых АЗС.
Количество АЗС, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составило 2,7 тыс. АЗС.
Основная доля выявленных нарушений приходится на независимые АЗС, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства (60 %).
Таким образом, доля установленных нарушений из числа независимых АЗС составляет 47,5 %.
Нарушения требований технического регламента в части физико-химических показателей моторного топлива выявлены в 652 случаях, при этом 602 случая установлены при проведении проверок независимых АЗС.
Нарушения в области обязательного подтверждения соответствия топлива, по маркировке и содержанию необходимой информации для потребителей установлены в 912 случаях.
Нарушения в области обеспечения единства измерений в части применения неповеренных средств измерений и недолива топлива выявлены в 420 случаях.
По фактам выявленных нарушений применены меры административного воздействия в отношении допустивших нарушения лиц. Сумма наложенных административных штрафов составила 54,6 млн. руб.
До соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 237-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", ответственность за нарушение требований технических регламентов, в том числе в части нарушений обязательных требований к моторному топливу, определялась частью 1 статьи 19.19. Размер административного штрафа на лиц, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, составлял 4-5 тыс. рублей, на юридических лиц составлял 40-50 тыс. рублей.
Действующей с 2012 г. редакцией части 1 статьи 14.43, устанавливающей ответственность за нарушения требований технических регламентов, суммы штрафов значительно увеличены и установлены в следующих пределах: должностные лица - 10-20 тыс. рублей; лица, осуществляющие деятельность без образования юридического лица - 20-30 тыс. рублей, юридические лица - 100-300 тыс. рублей.
В диспозиции первой части статьи 14.43.1 предлагается установить ответственность за нарушения требований технического регламента в части несоответствия характеристик топлива, относящихся к физико-химическим показателям, вследствие нарушения которых может быть нанесен непосредственный ущерб потребителям, их имуществу и окружающей среде.
Согласно результатам государственного контроля (надзора) доля нарушений по показателям безопасности и несоответствию регламентированных характеристик топлива (физико-химических показателей) от общего количества нарушений составляла в 2012 г. - 75 %, в 2013 г. - 60,5 %, в 2014 г. - 71,1 %.
За нарушения в данной части предлагается наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 % совокупного размера выручки организации нефтепродуктообеспечения, полученного от реализации всех товаров (работ, услуг).
Во второй части статьи 14.43.1 предлагается установить ответственность за нарушения, связанные с маркировкой и содержанием необходимой информации для потребителей, а именно нарушения в области декларирования соответствия топлива, оформления паспорта топлива, сопроводительной документации, несоответствия и (или) отсутствия предусмотренных требованиями технического регламента сведений в информационных материалах, в кассовых чеках и на топливно-раздаточном оборудовании.
Доля нарушений по маркировке и содержанию необходимой информации для потребителей, а также в области обязательного подтверждения соответствия топлива от общего количества нарушений составляла в 2012 г. - 42 %, в 2013 г. - 39,5 %, в 2014 г. - 43 %.
Размер административного штрафа, предлагаемого настоящей статьей, составляет в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - 100-200 тыс. рублей, в отношении юридических лиц - 200-300 тыс. рублей.
Третьей частью статьи 14.43.1 предлагается установление ответственности за повторное совершение лицом, ранее подвергнутым административному наказанию, правонарушения, за нарушения требований технического регламента в части несоответствия характеристик топлива.
В качестве меры административной ответственности за повторное правонарушение предусматривается административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в предлагаемой редакции, в первую очередь, позволят ужесточить ответственность недобросовестных организаций нефтепродуктообеспечения, а в случаях повторения противоправной деятельности позволят приостанавливать производственную деятельность и исключить из оборота некачественное и небезопасное для использования топливо.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие предлагаемого законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.