Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
(подготовлен Минтрудом России 07.12.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" разработан в связи с предложением Президента Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года о продлении действия программы материнского (семейного) капитала на два года.
Улучшение демографической ситуации, преодоление негативных тенденций и обеспечение роста численности населения остается в числе основных приоритетов государственной политики. Одним из условий достижения поставленных целей является повышение рождаемости до уровня, необходимого для воспроизводства населения. Достижение такого уровня возможно только за счет увеличения вторых и последующих рождений.
Дополнительные меры государственной поддержки семей с детьми при рождении второго ребенка или последующих детей в виде материнского (семейного) капитала, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", увязанные с очередностью рождения детей, направлены на решение поставленной задачи.
Анализ демографической ситуации за последние 8 лет показывает, что рождаемость в этот период существенно выросла. Число родившихся повысилось на 31,2%, с 1480 тыс. человек в 2006 году до 1942,7 тыс. человек в 2014 году. Суммарный коэффициент рождаемости увеличился на 34%, с 1,31 в 2006 году до 1,75 в 2014 году. По оценке доля вторых и последующих рождений возросла с 41,2% в 2007 году до 55,8% в 2014 году.
Опросы населения о репродуктивных планах показывают, что материнский (семейный) капитал оценивается выше других мер демографической политики. Реализация программы материнского (семейного) капитала показывает ее высокую востребованность у населения.
По состоянию на 1 нября 2015 года в течение 2007 - 2015 годов государственные сертификаты на материнский (семейный) капитал получили более 6,5 млн. семей, что составляет порядка 90% от численности рожденных после 1 января 2007 года вторых, третьих и последующих детей, свыше 4,79 млн. семей (54,5%) уже обратились за использованием данных средств.
С 2010 года сокращается численность женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет), на долю которых приходится примерно 60% всех рождений. В 2010-2014 годах сокращение составило около 1,5 млн. человек. Численность этой категории женщин будет снижаться до 2023 года (на 3,2 млн. чел.). Наибольшие объемы снижения (ежегодно по 600-500 тыс. человек) будут приходиться на 2016-2019 годы. За этот период сокращение составит 2,2 млн. чел.
Рост суммарного коэффициента рождаемости перестает компенсировать сокращение численности женщин репродуктивного возраста. За январь-июнь 2015 года родились 926,8 тыс. детей, что на 5,7 тыс. детей (на 0,6%) меньше, чем за соответствующий период 2014 года. В дальнейшем прогнозируется сокращение абсолютного числа родившихся, что при высоких показателях смертности приведет к возобновлению естественной убыль населения.
В целях сохранения позитивных демографических тенденций предлагается продлить срок действия программы материнского (семейного) капитала до 2018 года включительно, сохранив действующие направления использования данных средств, которые определены с учетом степени важности получения семьями, имеющими детей, помощи от государства.
Сумма неисполненных обязательств на 1 января 2016 года составляет 1,4 трлн рублей, на 1 января 2017 года - 1,5 трлн рублей, на 1 января 2018 года - 1,7 трлн рублей, на 1 января 2019 года - 1,8 трлн рублей.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", предусматривающего продление действия программы материнского (семейного) капитала до 2018 года, не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета запланированных на 2016 год.
Проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год" на реализацию прав граждан на дополнительные меры государственной поддержки на 2016 год предусмотрено 304,3 млрд. рублей.
Вместе с тем потребуются дополнительные финансовые расходы из средств федерального бюджета в 2017 и 2018 годах.
В 2016 году размер материнского (семейного) капитала составит 453 026,0 рубля.
Предварительные данные об уровне инфляции по данным Минэкономразвития в 2017, 2018 гг - 6% и 5,1% соответственно.
Размер материнского (семейного) капитала с учетом предварительных данных об уровне инфляции в 2016 году составит 453 026 рублей, в 2017 году - 480 207 рублей, в 2018 году - 504 698 рублей.
Средняя величина выплаты материнского (семейного) капитала в год в расчете на одного получателя составляет 90% от размера материнского (семейного) капитала на текущий финансовый год.
Средняя численность обращений за распоряжением средствами материнского (семейного) капитала в год - 750 000 человек.
По предварительной оценке, расходы федерального бюджета с учетом предлагаемых решений по продлению действия программы материнского (семейного) капитала после 2016 года могут составить: в 2017 году - 324,2 млрд. рублей, в 2018 году - 340,6 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.