Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 15.12.2015 г.)
Законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен Минэкономразвития России в рамках деятельности по улучшению инвестиционного климата, а также:
- реализации мероприятий новой редакции Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в части расширения оснований для применения наказаний, не связанных с лишением свободы, за преступления в сфере предпринимательства;
- во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. (от 25 апреля 2015 г. N Пр-815ГС), в части разработки предложений по увеличению порогового размера ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовного дела по преступлениям в сфере экономики.
Текущая экономическая ситуация требует реализации дополнительных мер, направленных на уменьшение рисков ведения предпринимательской деятельности и привлечение инвестиций в отечественную экономику.
При общей тенденции снижения уголовно-правового давления на бизнес, по ряду составов Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) наблюдается существенный рост числа привлеченных к ответственности, например:
1) статья 180. Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг) (число приговоров суда: 2012 г. - 91, 2013 г. - 114, 2014 г. - 154; рост за 2 года - 69%);
2) статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (число дел: 2013 г. - 375, 2014 г. - 510; рост - 36%; число приговоров суда: 2012 г. - 12, 2013 г. - 26, 2014 г. - 85; рост за 2 года -70%).
Согласно экспертным оценкам, 67,4% предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию, закрыли свой бизнес, 24% - приостановили ведение бизнеса. Во многом это связано с помещением предпринимателей под стражу, либо проведением иных мероприятий в рамках уголовного преследования, например, изъятием доказательств, арестом имущества.
Таким образом, законопроектом предусмотрены следующие изменения.
1. Повышение в 1,5 раза показателя размера причиненного ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовного дела по преступлениям в сфере экономической деятельности.
Минимальные значения размера причиненного ущерба для целей их отнесения к категории крупных и особо крупных размеров по преступлениям в сфере экономической деятельности были установлены в 2010 году.
Согласно данным ФНС России и Росстата, размер инфляции в России за 2010 - 2015 гг. составил 61,5% (при прогнозе на 2015 - 10,6%). Совокупный оборот компаний за указанный период вырос почти в 2 раза с 65 914,2 млрд. руб. в 2009 г. до 123 780,5 млрд. руб. в 2014 г. Налоговые выплаты выросли с 7 002,4 млрд. руб. (в 2009 г.) до 13 368,3 млрд. руб. (в 2014 г.).
Все это говорит о существенном изменении параметров экономической деятельности в стране.
В этой связи предлагается повысить в 1,5 раза значения крупного и особо крупного размеров по преступлениям в сфере экономической деятельности, не имеющим особый порядок исчисления, предусмотрев это в примечании статьи 170.2 УК РФ, и по частям первой и третьей статьи 171.1, статьям 185, 185.3, 185.6, 191.1, 193, 193.1, 198, 199.
Исключение составляет статья 194 УК РФ (таможенные платежи, увеличение в 2 раза с 1 до 2 млн. рублей и с 3 до 6 млн. руб. для особо крупного размера).
Указанное предложение обусловлено тем, что до вступления в силу Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" пороговые значения для физических и юридических лиц имели разные размеры (для физических лиц - 1 млн. рублей, для организации - 2 млн. рублей, а в особо крупном размере - с физического лица, превышает 3 млн. рублей, с организации - 10 млн. рублей). После вступления в силу указанного закона пороговые значения для физических и юридических лиц были приравнены и установлены на уровне физического лица. Таким образом, пороговые значения привлечения к ответственности юридических лиц были значительно снижены, при этом внешнеторговые объемы компаний превышают объемы торговли физических лиц. Учитывая, что ранее пороговые значения для юридических лиц были в два раза выше, предлагается действующее значение увеличить в 2 раза.
Законопроектом не предусмотрено повышение значений крупного и особо крупного размеров финансовых операций и сделок применительно по статьям 174 и 174.1 УК РФ ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества"). Любое ослабление мер ответственности за указанные преступления может иметь негативные последствия с точки зрения соответствия российского законодательства международным требованиям и стандартам, в том числе установленным Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАФТ), членом которой является Российская Федерация. В случае несоответствия юрисдикции Рекомендациям ФАФТ, государство может быть помещено в так называемый "черный список", что может выражаться, в том числе в запрете принятия на обслуживание финансовых организаций-резидентов стран из указанного "черного списка".
2. Расширение сферы действия части второй статьи 76.1 УК РФ.
Статьей 76.1 УК РФ предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совершившего преступление экономической направленности, если это лицо полностью возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.
Согласно статистике, в 2012 году на этапе рассмотрения дела в суде освободились 14 человек, в 2013 году - 13 человек, в 2014 - 20 человек (по части 1 ст. 76.1). Данная статистика показывает, что ст. 76.1 УК РФ на практике мало реализуемая и не позволяет потерпевшей стороне единовременно и в полном объеме возместить причиненный ущерб. В то же время, в результате амнистии (постановление Государственной Думы от 2 июля 2013 г. N 2559-6 ГД "Об объявлении амнистии"), одним из условий которой была компенсация ущерба, обвиняемыми, подозреваемыми, подсудимыми и осужденными возмещено более 5,5 млрд. рублей (по данным Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей).
В этой связи, а также в целях предоставления предпринимателям возможности освобождения от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности предлагается расширить сферу действия части второй статьи 76.1 УК РФ.
Перечень составов преступлений, по которым возможно освобождение от уголовной ответственности по части второй статьи 76.1 УК РФ свидетельствует о том, что все указанные деяния связаны с причинением ущерба (извлечением дохода). Указанное обстоятельство определяет возможность соблюдения такого условия освобождения от уголовной ответственности, как кратное возмещение причиненного ущерба (извлеченного дохода).
В то же время действующая редакция статьи 76.1 УК РФ не в полной мере распространяется на преступления в сфере экономической деятельности, связанные с причинением ущерба (извлечением дохода).
Вместе с тем действующая редакция статьи 76.1 УК РФ содержит деяния, которые не предусматривают в качестве криминообразующего признака причинение ущерба или извлечение дохода (часть 1 статьи 171.1, статьи 177, 185.3, 193, часть 1 статьи 194, статья 199.2 УК РФ), что не позволяет реализовать в отношении них положения части второй статьи 76.1 УК РФ.
В связи с этим законопроектом предлагается уточнение редакции части второй статьи 76.1 УК РФ, предусмотрев в числе криминообразующих признаков убытки, которых удалось избежать в результате совершения преступления, а также размер совершенного деяния.
Кроме того, постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2013 N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" указывает, что норма статьи 76.1 УК РФ распространяется на преступления небольшой или средней тяжести в сфере экономической деятельности.
При этом действующая редакция статьи 76.1 УК РФ содержит тяжкие преступления, что явно свидетельствует о технической ошибке законодателя. В связи с изложенным законопроектом предлагается исключить из-под действия части второй статьи 76.1 УК РФ преступления, предусмотренные:
1) частью четвертой статьи 184 (оказание противоправного влияния на результаты спортивного соревнования, до 7 лет);
2) частью второй статьи 185.3 (манипулирование рынком, до 7 лет);
3) статьей 196 (преднамеренной банкротство, до 6 лет);
4) статьей 197 (фиктивное банкротство, до 7 лет).
В то же время действующая редакция статьи 76.1 УК РФ не в полной мере распространяется на преступления средней тяжести в сфере экономической деятельности.
Также необходимо принять во внимание, что за совершение преступлений в сфере экономической деятельности могут привлекаться учредители, руководители и сотрудники легально действующих юридических лиц. Участие в нарушении закона нескольких лиц, связанных организационной структурой предприятия, дает возможность квалифицировать их действия, как совершенные группой лиц, либо организованной группой, а руководителей - с использованием служебного положения. В то же время общественная опасность таких деяний не сопоставима с деятельностью преступных групп, созданных исключительно для совершения преступлений. В этой связи считаем допустимым распространить действия статьи 76.1 на преступления в сфере предпринимательской деятельности, совершенные группой лиц и группой лиц по предварительному сговору.
В этой связи предлагается расширить сферу действия статьи 76.1 УК РФ на составы преступлений, предусмотренные следующими статьями:
1) статьей 170.2 (внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка, обязательные работы, лишение права занимать определенные должности);
2) частью второй статьи 171 (незаконное предпринимательство, до 5 лет);
3) частью первой статьи 176 (незаконное получение кредита, до 5 лет);
4) частью первой статьи 178 (ограничение конкуренции, до 3 лет);
5) частью второй статьи 185 (злоупотребление при эмиссии ценных бумаг, до 3 лет);
6) частью второй статьи 185.2 (нарушение порядка учета прав на ценные бумаги, до 5 лет);
7) частью первой статьи 185.3 (манипулирование рынком, до 4 лет);
8) статьей 185.4 (воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг, до 5 лет);
9) частью первой статьи 185.6 (неправомерное использование инсайдерской информации, до 4 лет);
10) частью первой статьи 191 (незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга, до 5 лет);
11) статьей 191.1 (приобретение, хранение, перевозка, переработка в целях сбыта или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, до 5 лет);
12) статьей 192 (нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней, до 5 лет);
13) частью второй статьи 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, до 5 лет);
14) статьей 200.1 (контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, ограничение свободы до 4 лет).
Таким образом, законопроектом предлагается дополнить часть вторую статьи 76.1 УК РФ десятью новыми преступлениями и составами преступлений (статьи 170.2, 176, 178, 185.3, 185.4, 185.6, 191, 191.1, 192, 200.1) и дополнительными квалифицирующими составами по 4 статьям.
В новую редакцию части второй статьи 76.1 УК РФ не включены преступления, по которым оценить размер причиненного ущерба (извлеченного дохода) не представляется возможным. Такими преступлениями являются, например, деяния, предусмотренные статьями 170.1 (фальсификация ЕГРЮЛ, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета), 172.1 (фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации) и 175 (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем).
Кроме того, в новую редакцию не включены преступления, субъектом которых не является сам предприниматель (юридическое лицо), а должностное или физическое лицо (ст. 169 - воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности).
В новую редакцию части второй статьи 76.1 УК РФ не включены преступления, представляющие высокую общественную опасность и имеющие низкие пороговые значения причиненного ущерба (извлеченного дохода), что исключает возможность понести более мягкую экономическую ответственность (части третья и пятая статьи 171.1 УК РФ - производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или продажа немаркированной продовольственной, а также алкогольной продукции или табачных изделий; статья 200.2 УК РФ - контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий).
С целью предоставления реальной возможности предпринимателям компенсировать ущерб и освободиться от уголовной ответственности предлагается понизить кратность уплаты в федеральный бюджет штрафа с 5 до 2-х размеров причиненного ущерба.
Кроме того, в целях приведения в соответствие уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в часть третью статьи 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать уменьшению количества возбуждаемых уголовных дел и осужденных предпринимателей, что позволит снизить избыточное давление на бизнес.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.