Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон о введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации в части регулирования вопросов сметного нормирования"
(подготовлен Минстроем России 17.12.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования вопросов сметного нормирования" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования системы сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 января 2015 г. N Пр-89 и пункта 3 раздела II протокола заседания Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 4.
В настоящее время существует правовой пробел в нормативном регулировании вопросов сметного нормирования в области градостроительной деятельности. В целом по отрасли полномочия по сметному нормированию за органами государственной власти не закреплены. С приватизацией предприятий отраслевое управление в сфере производственного нормирования, так же, как и централизованная разработка сметных норм и нормативов, перестали существовать.
Вместе с тем необходимость нормативного правового регулирования вопросов сметного нормирования на государственном уровне обусловлена развитием экономических отношений между заказчиками строительства объектов капитального строительства и выполняющими такие работы подрядчиками, а также техническим развитием строительства.
При разработке сметных норм на новые конструкции и технологические процессы не представляется возможным использовать производственные нормы ввиду их отсутствия. Разработка таких норм на государственном и отраслевом уровнях прекратилась со второй половины 80-х годов. Значительное количество ранее разработанных норм устарело, их применение приводит к значительному удорожанию стоимости строительства, в том числе осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В этой связи возникла необходимость реформирования системы сметного нормирования и соответственно нормативное правовое регулирование в данной сфере.
Счетной Палатой Российской Федерации было предложено внести в Правительство Российской Федерации предложения о поэтапном реформировании действующей системы нормативного правового регулирования в указанной сфере в строительной отрасли в целом, независимо от источников финансирования строительства объектов капитального строительства, а также реформирования существующей структуры управления в данной сфере, для обеспечения выработки и реализации единой государственной политики, предусмотрев в том числе комплекс мер, направленных на установление прав обладания Российской Федерацией базами данных сметных нормативов, и обеспечение их свободного распространения.
В этой связи устранение указанных пробелов и решение поставленных задач невозможно без соответствующего законодательного закрепления основных положений в законодательстве о градостроительной деятельности. Учитывая, что выпускаемая в оборот строительная продукция, является результатом градостроительной деятельности, процесс сметного нормирования осуществляется с применением документов технологического проектирования, подготовленных на основе проектной документации, а подготовка смет, входящих в составе проектной документации, осуществляется с применением сметных норм, регулирование предусмотрено путем внесения изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрено:
а) введение понятия сметных норм, сметных нормативов и сметной стоимости в целях формирования единого подхода при формировании нормативных правовых актов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности;
б) переход от системы применения сметных нормативов в зависимости от источника бюджетного финансирования к системе применения сметных норм в зависимости от объектов капитального строительства (федерального, регионального и местного значения).
в) расширение полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности, дополнив полномочиями:
по разработке, экспертизе и утверждению сметных норм и нормативов, позволяющими регламентировать соответствующие процедуры, обеспечивающие исключительные права на них Российской Федерации, основываясь на принципах прозрачности, открытости и достоверности;
по формированию и ведению единого государственного реестра сметных нормативов, позволяющие установить процедуру его ведения, обеспечивающую актуальность, достоверность и защиту информации, а также открытость и доступность включенных в него данных, возможность их интеграции в иные информационные системы с целью оказания государственных информационных услуг;
по организации и проведению аттестации, переаттестации специалистов на право проведения экспертизы сметных норм и нормативов, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, подготовки соответствующих заключений, позволяющими повысить уровень ответственности экспертного сообщества, закрепив персональную ответственность экспертов за результаты экспертизы;
по установлению требований к сметным нормам и нормативам;
г) обязательное применение сметных нормативов, включенных в единый государственный реестр сметных нормативов, при составлении сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также при разработке проектов планировки территории и проектов межевания территории, предназначенных для размещения объектов федерального, регионального и местного значения;
д) утверждение порядка формирования и ведения единого государственного реестра сметных нормативов, представляющая собой государственную информационную систему, включающую в себя в том числе базу данных сметных нормативов, подключаемую к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных и информационно-аналитических систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также возможность оказания услуг по предоставлению сведений, содержащихся в реестре, позволяющая установить процедуру его ведения, обеспечивающую актуальность, достоверность и защиту информации, открытость и доступность включенных в него данных;
е) утверждение порядка проведения экспертизы сметных норм и нормативов для обеспечения их достоверности и обоснованности, включаемых в единый государственный реестр сметных нормативов;
ж) утверждение порядка проведения аттестации специалистов на право проведения экспертизы сметных нормативов и подготовки соответствующих заключений.
Кроме этого, законопроектом предполагается, что ведение реестра включает в себя функции регистрации в указанном реестре сметных нормативов и индексов изменения сметной стоимости строительства, а также мониторинг сведений о номенклатуре и стоимости строительных ресурсов, необходимых для определения стоимости строительства, реконструкции капитального ремонта, включая проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, проектно-сметным методом. Требования к источникам информации о таких ресурсах будет определены соответствующим правовым актом.
Законопроектом также предполагается документационное обеспечение единого государственного реестра сметных нормативов, включающее в себя хранение включаемой в него документации (в виде учетных дел). Материалы таких учетных дел будут являться собственностью Российской Федерации и основанием для информационного ресурса реестра, обеспечивающего его автоматизированное ведение. Это позволит закрепить за Российской Федерацией исключительное право на данный информационный ресурс.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.