Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности"
(подготовлен Минпромторгом России 29.12.2015 г.)
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере оборота промышленных товаров характеризуется значительными объемами незаконно ввозимых импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные таможенной статистики, а также сведения о количестве как изъятых из незаконного оборота промышленных товаров на границе Российской Федерации, так и реализуемых на территории Российской Федерации.
С каждым годом мы наблюдаем увеличение объемов реализации контрафактной продукции. Поставщики и производители в бесконечной гонке за получением дополнительной выгоды зачастую применяют нелегальные способы в осуществлении своей деятельности. Так, в конце 2014 года объем незаконного оборота продукции легкой промышленности достиг предельных показателей, по нашим оценкам объем теневого рынка легпрома составляет порядка 1 трлн. руб. - 30 % от суммарного объема ввозимых и производимых товаров на территории Российской Федерации в данной отрасли. Возникает логичный вопрос почему предприниматели, осуществляющие свою деятельность в рамках закона, должны терпеть убыток из-за тех, кто его не соблюдает. Кроме того, размер неучтенной розничной торговли составляет 290 млрд. руб.
Доля поставщиков, использующих схемы серого импорта, оценивается от 20 до 60%. Доля продукции, реализуемой с нарушением прав интеллектуальной собственности - 10-20%. Производители одежды и обуви из кожи называют долю в 40-50%. Оценка доли производителей, нарушающих законодательство о техническом регулировании - 45%.
В соответствии с законодательством Евразийского экономического союза и Российской Федерации, в случае установления фактов ввоза и оборота контрафактных товаров или уклонения от уплаты таможенных платежей (недекларирование, недостоверное декларирование), владельцы таких товаров могут, после уплаты таможенных платежей, забрать свой груз. Или можно оформить условный выпуск товаров, при котором товар забирается на свой склад без права использования его до полного погашения задолженности. В любом случае товар остается у владельца. Также владелец товара может заявить о его возврате в страну, откуда груз прибыл. Поскольку возврат продукции грузоотправителю связан с минимальными финансовыми потерями, владельцы товаров, признанных незаконными, поголовно возвращают подобную продукцию.
Подобные действия со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности наносят значительный экономический урон Российской Федерации.
Также в настоящее время в действующем законодательстве действуют нормы, позволяющие реализовывать или утилизировать изъятые из незаконного оборота товары.
В случае реализации изъятых товаров не исключена возможность коррупционных проявлений, при которых лица, у которых продукция была конфискована могут повторно приобретать изъятые у них товары по сниженным ценам, а утилизация товаров сопряжена со значительными финансовыми затратами бюджета. При этом нормативно не закреплен список товаров для утилизации.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности" (далее - законопроект) разработан Минпромторгом России в целях сокращения объемов незаконно ввозимых и реализуемых на территории Российской Федерации товаров легкой промышленности, в том числе фальсифицированных и контрафактных, путем усиления ответственности за такие правонарушения, а также в целях определения порядка уничтожения товаров легкой промышленности, отходов производства и потребления товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части неприменении конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, орудием совершения или предметом которых являются товары легкой промышленности. При этом предусматривается переходный период и условия освобождения от привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, выразившееся в заявлении декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров легкой промышленности недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, в отношении товаров легкой промышленности.
Кроме того, законопроект содержит нормы об исключении из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях положений о перечне изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности, подлежащих уничтожению. При этом предлагается закрепить в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях обязанность лица, привлеченного к ответственности, по возмещению расходов на уничтожение изъятых из незаконного оборота товаров легкой промышленности.
Также предлагается внести изменения в Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" в части нераспространения положений частей 5 и 6 статьи 168 указанного Федерального закона, предусматривающих возможность декларирования товаров при доплате таможенных пошлин, налогов и представления документы, подтверждающих соблюдение ограничений, на товары легкой промышленности, незаконно ввезенные в Российскую Федерацию, либо в отношении которых нарушены условия применения таможенных процедур.
При этом устанавливается переходный период для вступления в силу указанной нормы.
Вместе с тем законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 21 декабря 2014 года N 488-ФЗ "О промышленной политике в Российской Федерации" в части введения понятийного аппарата незаконного оборота промышленной продукции, в том числе контрафактной и фальсифицированной промышленной продукции.
Также законопроект предусматривает разработку порядка уничтожения товаров легкой промышленности, изъятых из незаконного оборота. Минпромторгом России также разработан проект постановления Правительства Российской Федерации, которым утверждается указанный порядок.
Принятие законопроекта позволит сократить объемы незаконно ввозимых и реализуемых на территории Российской Федерации товаров легкой промышленности, в том числе фальсифицированных и контрафактных, а также оптимизировать расходы бюджетных средств, выделяемых на уничтожение товаров, изъятых из незаконного оборота.
Также принятие законопроекта повлечет увеличение поступлений в федеральный бюджет за счет уплаты таможенных платежей в рамках легализации теневого ввоза товаров легкой промышленности.
Сокращение объемов незаконного ввоза товаров легкой промышленности придаст дополнительный толчок развитию российского производства, что даст возможность увеличить потребление гражданами отечественных товаров легкой промышленности.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.