Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(подготовлен Минэкономразвития России 31.12.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - законопроект, Закон N 44-ФЗ) разработан в целях повышения эффективности и результативности осуществления закупок, снижения рисков злоупотреблений при осуществлении государственных и муниципальных закупок.
Установление обязанности заказчика в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы публично размещать копии решений, объявлений или иного документа о введении режима чрезвычайного положений в реестре контрактов, а также уведомлять органы прокуратуры Российской Федерации о заключении такого контракта с предоставлением его копии и обоснованием его заключения, а также копии такого решения, объявления и иного документа о введении чрезвычайного положения.
В настоящее время в соответствии с Законом N 44-ФЗ заказчики в случае заключения контракта в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ только размещают сведения о заключенном контракте и уведомляют контрольный орган в сфере закупок о такой закупке (часть 2 статьи 93 Закона N 44-ФЗ) с приложением копии контракта.
Возникают риски недобросовестных действий заказчиков, выражающиеся в злоупотреблении предоставленной компетенцией о вводе чрезвычайного положения для заключения указанных контрактов без конкурентных процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (например, основанием для принятия такого решения может послужить частичное обрушение штукатурки с фасада дома).
Отметим, что чрезвычайные обстоятельства, в том числе природного или техногенного характера, - это исключительные обстоятельства, наступление которых невозможно было предвидеть и предотвратить, то есть, такие обстоятельства не могут быть прогнозируемыми, а обладают признаками исключительности и объективной непредотвратимости.
Практика применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в ряде субъектов Российской Федерации показывает, что указанные риски могут быть снижены за счет публичного размещения информации о заключенных контрактах на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Предлагаемые изменения создадут условия для осуществления общественного контроля за соблюдением заказчиками при наступлении случаев, указанных в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок а также позволят органам прокуратуры оперативно осуществлять надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.