Проект Приказа Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта по специальности ХХ.ХХ.ХХ Правовое обеспечение транспортной деятельности (уровень специалитета)"
(подготовлен Минобрнауки России 15.01.2016 г.)
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898;N 43, ст. 5976; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 декабря 2015 г.), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:
Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности ХХ.ХХ.ХХ Правовое обеспечение транспортной деятельности (уровень специалитета).
Министр |
Д.В. Ливанов |
Приложение
Утвержден
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от ______ г. N ___
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень высшего образования
СПЕЦИАЛИТЕТ
Специальность
ХХ.ХХ.ХХ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программам специалитета по специальности хх.хх.хх Правовое обеспечение транспортной деятельности (далее соответственно - программа специалитета, специальность).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВО - высшее образование;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции
ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организации).
3.2. Обучение по программе специалитета в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.
Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению образовательной организации), по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. При этом объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения устанавливается организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья организация вправе продлить срок не более чем на один год, по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е.
Инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями в федеральных государственных образовательных организациях не реализуется.
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретные виды профессиональной деятельности, к которым готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации и требований к результатам освоения образовательной программы.
По настоящей специальности могут быть реализованы программы специалитета, имеющие различную направленность подготовки (далее - специализация программы специалитета).
При разработке и реализации программы специалитета образовательная организация выбирает специализации программ специалитета из следующего перечня:
специализация N 1 "Правовое обеспечение деятельности в области железнодорожного транспорта";
специализация N 2 "Правовое обеспечение деятельности в области морского и речного транспорта";
специализация N 3 "Правовое обеспечение деятельности в области автомобильного транспорта и городского наземного транспорта";
специализация N 4 "Правовое обеспечение деятельности в области воздушного транспорта";
специализация N 5 "Правовое обеспечение деятельности метрополитена";
специализация N 6 "Правовое обеспечение транспортной безопасности".
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
По данной специальности не допускается реализация программ специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
- разработку и реализацию правовых норм в сфере:
строительства, эксплуатации, функционирования и развития всех видов транспорта;
правового регулирования проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростного движения железнодорожного транспорта;
обеспечения комплексной безопасности транспортного комплекса с учетом всех видов безопасности, обеспечивающих гарантированную защищенность от внешних и внутренних угроз;
государственного регулирования управления транспортной деятельности;
развития государственного и частного партнерства в сфере транспорта;
правового регулирования управления функционирования транспортной и логистической инфраструктуры;
правового регулирования обеспечения стабильного и бесперебойного функционирования всей комплексной системы транспортной инфраструктуры;
правового регулирования стандартизации, качества и конкурентоспособности транспортных услуг, в том числе - интеграции в мировую систему стандартов и коммуникаций;
правового обеспечения интеграции в мировое транспортное пространство и реализации транзитного потенциала Российской Федерации в системе существующих и развивающихся транспортных коридоров;
правового обеспечения снижения вредного воздействия транспортной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, обеспечение экологического правопорядка на транспорте;
- правовое обеспечение безопасности на транспорте, в том числе: транспортной безопасности; безопасности движения транспортных средств; безопасности эксплуатации транспорта; промышленной безопасности на транспорте; безопасности транспортных средств; экологической безопасности на транспорте;
- обеспечение законности и укрепление правопорядка на транспорте;
- юридическое образование и правовое воспитание.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
события и действия, имеющие юридическое значение в транспортной деятельности, транспортные отношения в сфере реализации правовых норм в процессе строительства, эксплуатации и функционирования транспортного комплекса, обеспечения законности и укрепления правопорядка на транспорте.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
правотворческая (обязательная для всех специализаций);
правоприменительная (обязательная для всех специализаций);
экспертно-консультационная (обязательная для всех специализаций);
правоохранительная (обязательная для всех специализаций);
организационно-управленческая (обязательная для всех специализаций);
контрольно-надзорная (обязательна для всех специализаций);
научно-исследовательская;
педагогическая.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
правотворческая деятельность:
разработка нормативных правовых актов, регулирующих комплексные транспортные отношения в сфере транспортной деятельности, и их подготовка к реализации;
правоприменительная деятельность:
выработка и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;
составление юридических документов;
экспертно-консультационная деятельность:
консультирование по вопросам транспортного права;
консультирование по вопросам безопасности на транспорте;
осуществление правовой экспертизы документов, применяемых в сфере транспортной деятельности;
оценка содержания нормативных правовых актов и актов правоприменения в сфере транспорта на предмет соответствия действующему законодательству;
правоохранительная деятельность:
обеспечение законности и постоянное укрепление правопорядка на транспорте;
обеспечение безопасности личности, общества и государства при осуществлении всеми субъектами транспортной деятельности своих прав и обязанностей;
защита правопорядка на транспорте;
охрана общественного порядка на транспорте;
профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений в сфере транспорта;
защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, объектами которой является транспортная и логистическая инфраструктура, транспортные средства, иные объекты транспорта;
выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах;
организационно-управленческая деятельность:
разработка вариантов управленческих решений в сфере транспортной деятельности, определение обоснованности их выбора на основе критериев соответствия требованиям нормативных правовых актов;
организация выполнения порученного этапа работы;
оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для решения конкретных профессиональных задач с учетом исполнения требований транспортного права;
подготовка и принятие решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности юридических служб и подразделений транспортных организаций, органов государственного управления в сфере транспорта;
контрольно-надзорная деятельность:
организация и обеспечение контрольно-надзорных функций за соблюдением транспортного законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих транспортные отношения;
организация и обеспечение контрольно-надзорных функций в сфере соблюдения законодательства о безопасности на транспорте;
научно-исследовательская деятельность:
проведение научных исследований в области транспортных отношений;
педагогическая деятельность:
преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных организациях, образовательных организациях среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, ориентированных на подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров для транспортной сферы;
осуществление правового воспитания.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации, использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческих взглядов, в том числе понимания места и значения транспортного комплекса в социально-экономическом развитии Российской Федерации (ОК-1);
способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, в том числе основные этапы и закономерности становления и исторического развития отечественной транспортной системы, пониманием транспортных традиций, способствующих развитию плодотворных транспортных отношений (ОК-2);
способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности транспорта, с ориентацией на внедрение на новых безопасных транспортных технологий (ОК-3);
способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);
способностью к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности, понимать значимость коллективной ответственности за безопасность на транспорте (ОК-5);
способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);
способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);
способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8);
способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);
способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10);
способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11);
способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений, применительно к отдельным отраслям юридической науки, в том числе - в области транспортного права (ОПК-1);
способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности (ОПК-2);
способностью неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные нормативные правовые акты, нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, в том числе регулирующие правоотношения в сфере транспорта, а также способностью интегрировать общие правовые знания со знаниями нормативных правовых актов, отражающих специфику отдельных видов транспорта (ОПК-3).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета:
правотворческая деятельность:
способностью разрабатывать нормативные правовые акты в соответствии с профилем профессиональной деятельности, ориентированным на обеспечение безопасности транспорта и его конкурентоспособности (ПК-1);
правоприменительная деятельность:
способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры, достаточных для оценки разнообразных обстоятельств, складывающихся в транспортной деятельности (ПК-2);
способностью обеспечивать соблюдение законодательства субъектами транспортного права и способствовать укреплению правопорядка на транспорте (ПК-3);
способностью принимать правомерные решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, обеспечивая безопасность на транспорте, его комфортность и привлекательность (ПК-4);
способностью применять нормативные правовые акты, составляющие систему транспортного законодательства, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности, направленной на укрепление правопорядка на транспорте (ПК-5);
способностью юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства, имеющие значение в транспортной деятельности и осуществлять точную юридическую оценку складывающейся ситуации на транспорте (ПК-6);
способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы, сопровождающие транспортную деятельность (ПК-7);
экспертно-консультационная деятельность:
способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции в сфере транспортной деятельности, а также норм, позволяющих гарантировать безопасность на транспорте и бесперебойное функционирование транспортной системы (ПК-8);
способностью толковать различные нормативные правовые акты транспортного права и формировать выводы о правильном и единообразном их применении в транспортной деятельности (ПК-9);
способностью давать квалифицированные юридические заключения и консультации по конкретным направлениям транспортной деятельности, способствовать формированию правовых транспортных отношений (ПК-10);
способностью давать квалифицированные юридические заключения по вопросам соблюдения правовых требований по обеспечению безопасности на транспорте (ПК-11);
правоохранительная деятельность:
способностью уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-8);
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения на транспорте, понимая особенность и специфику транспорта в образовании факторов, способствующих совершению правонарушений (ПК-9);
способностью применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений на транспорте, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-10);
способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений на транспорте (ПК-11);
способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, коррупционных проявлений на транспорте, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-12);
способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-13);
способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-14);
способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения, в том числе в условиях чрезвычайных обстоятельств, связанных с транспортными катастрофами, авариями и крушениями, и в военное время, оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-15);
организационно-управленческая деятельность:
способностью принимать оптимальные управленческие решения соответствующие требованиям транспортного права (ПК-16);
способностью планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, на основе требований транспортного права, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-17);
способностью выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе и иных правонарушений в сфере транспортной деятельности (ПК-18);
способностью разрабатывать формы организационных и распорядительных документов, оптимизирующих организационно-управленческую деятельность на транспорте (ПК-19);
способностью разрабатывать правовой механизм реализации прав участников корпоративно-управленческих отношений на транспорте и обеспечения ими исполнения своих обязанностей (ПК-20);
способностью разрабатывать корпоративные организационные и распорядительные документы (ПК-21);
способностью минимизировать и предотвращать правовыми способами конфликт интересов в корпоративном управлении на транспорте (ПК-22);
контрольно-надзорная деятельность:
способностью осуществлять правовыми способами контроль и надзор за соблюдением транспортного законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта всеми субъектами транспортных правоотношений (ПК-23);
способностью осуществлять правовыми способами контроль и надзор за соблюдением всеми субъектами транспортных правоотношений правовых требований к обеспечению безопасности на транспорте (ПК-24);
способностью разрабатывать предписания и иные правовые документы, необходимые для эффективного осуществления контрольно-надзорной деятельности (ПК-25);
научно-исследовательская деятельность:
способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-26);
способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-27);
способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-28);
педагогическая деятельность:
способностью преподавать юридические дисциплины в общеобразовательных организациях, образовательных организациях среднего профессионального, высшего и дополнительного образования, ориентированных на подготовку, повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров для транспортной сферы (ПК-29);
способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-30).
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета.
ПСК, которыми в соответствии со специализацией должен обладать выпускник, определяются образовательной организацией.
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) виды деятельности или специализации этой программы.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную специализацию в рамках одной специальности.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы.
Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации*(1).
Структура программы специалитета
Таблица
Структура программы специалитета |
Объем программы специалитета в з.е. |
|
Блок 1 |
Дисциплины (модули) |
258 - 276 |
Базовая часть, в том числе дисциплины (модули) специализации |
180 - 220 |
|
Вариативная часть |
38 - 96 |
|
Блок 2 |
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) |
18 - 27*(2) |
Базовая часть |
18 - 27 |
|
Блок 3 |
Государственная итоговая аттестация |
6 - 15 |
Базовая часть |
6 - 15 |
|
Объем программы специалитета |
300 |
6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся с учетом специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) профессиональной (профессиональных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, иностранному языку, теории государства и права, конституционному праву России, истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, гражданскому праву, гражданскому процессуальному праву (гражданскому процессу), уголовному праву, уголовно-процессуальному праву (уголовному процессу), транспортному праву, международному праву, криминалистике, безопасности жизнедеятельности и специальной или военной подготовке реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета. В образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка допускается исключение дисциплины (модуля) по безопасности жизнедеятельности. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом соответствующей примерной программы.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
В образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в качестве дисциплины (модуля) по физической культуре и спорту реализуется дисциплина (модуль) "Физическая подготовка" в объеме не менее 396 академических часов в очной форме обучения (не менее 9 зачетных единиц).
В федеральных государственных образовательных организациях в случае реализации программы специалитета в иных формах обучения дисциплины (модули) по физической подготовке могут не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках служебной профессиональной подготовки по месту их службы.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют специализацию программы специалитета. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся специализации программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений.
Типы производственной практики:
практика по профилю специальности (по специализации),
преддипломная практика.
Способы проведения учебной и производственной практики:
стационарная,
выездная,
выездная полевая.
В процессе прохождения преддипломной практики, которая является обязательной, осуществляется выполнение выпускной квалификационной работы.
При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик и способы их проведения в зависимости от видов деятельности, на которые ориентирована программа специалитета. Организация в праве предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
В образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка:
особенности организации и проведения практик определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация;
за счет времени, выделяемого на проведение практик, в качестве учебной практики могут проводиться учения, осуществляться несение учебно-боевого и других дежурств, службы по охране общественного порядка, внутренней, гарнизонной, караульной и других видов служб.
6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (государственных экзаменов), если организация включила государственный экзамен (государственных экзамены) в состав государственной итоговой аттестации.
В образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, образовательные программы которых содержат сведения, составляющие государственную тайну, при заочной, очно-заочной формах обучения допускается замена защиты выпускной квалификационной работы сдачей дополнительного государственного экзамена.
6.9. В случае реализации программ специалитета с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проведение практик и государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.
6.10. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".
В образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка особенности формирования вариативной части образовательных программ и освоения дисциплин (модулей) по выбору обучающегося определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация.
Дополнительно к программе специалитета организация может вводить факультативные дисциплины (модули), являющиеся необязательными для изучения обучающимися. Объем факультативных дисциплин (модулей) не должен превышать 15 зачетных единиц за весь период обучения.
Требования к результатам освоения программы специалитета в части специализаций определяются образовательными организациями федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, по согласованию с федеральным государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация.
6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)", должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Интернет.
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*(3).
В образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка функциональные возможности, порядок формирования, использования и эксплуатации электронной информационно-образовательной среды, особенности доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке) и электронной информационно-образовательной среде, а также доступ обучающихся к компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и сети "Интернет", определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация.
7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
В образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация.
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.1.7. В организации, реализующей программы специалитета, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Российской Федерации*(4).
В образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, ежегодный объем финансирования научных исследований определяется федеральным государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.
В организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, доля преподавателей указанных категорий определяется федеральным государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 1 процента.
В организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка доля преподавателей указанных категорий определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация.
7.2.5. В структуре организации, реализующей программу специалитета, должно быть не менее трех кафедр юридического профиля.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие программам учебных дисциплин (модулей).
Образовательная организация, реализующая программу специалитета, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом образовательной организации, в том числе криминалистической и специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной или военной подготовки обучающихся.
Минимально необходимый для реализации программы специалитета перечень материально-технического обеспечения должен включать в себя:
фотолаборатория (лаборатория цифровой фотографии);
криминалистические и другие полигоны для отработки навыков служебной деятельности;
центр (класс) деловых игр;
спортивные залы (общефизической и профессионально-прикладной физической подготовки);
кабинеты, оснащенные макетами, наглядными учебными пособиями, тренажерами и другими техническими средствами и оборудованием, обеспечивающими реализацию проектируемых результатов обучения, в том числе:
криминалистики;
специальной техники;
информатики (компьютерные классы);
первой помощи;
иностранных языков.
Библиотеки:
общая библиотека;
специальная библиотека (библиотека литературы ограниченного доступа).
Выполнение требований к материально-техническому обеспечению программ специалитета должно обеспечиваться необходимыми материально-техническими ресурсами, в том числе расходными материалами и другими специализированными материальными запасами.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) или если доступ к необходимым в соответствии с программами учебных дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд организации должен быть укомплектован данными печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из этих изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах учебных дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению по мере необходимости).
7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
Возможность доступа обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в образовательных организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, регламентируется федеральным государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.3.6. Если программа специалитета связана с освоением учебного материала, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, условия реализации программы специалитета должны соответствовать следующим требованиям:
наличие у образовательной организации лицензии на соответствующий вид деятельности, связанной с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
наличие у лиц, участвующих в реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, оформленного в установленном порядке допуска к государственной тайне по соответствующей форме;
наличие в образовательной организации нормативных правовых документов по обеспечению режима секретности и их выполнение;
осуществление образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, только в помещениях образовательной организации либо организаций, на базе которых реализуется образовательный процесс, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию техническим разведкам и технической защите информации;
использование при реализации образовательного процесса, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, средств вычислительной техники и программного обеспечения, удовлетворяющих требованиям нормативных правовых документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации.
Специальная библиотека вуза должна иметь фонд нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность профильной службы министерства (ведомства) - заказчика кадров.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).
Особенности финансирования образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится образовательная организация.
-------------------------------------------
*(1) Подпункт 5.2.1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776).
*(2) Для федеральных государственных образовательных организаций продолжительность практик может быть увеличена при сохранении трудоемкости в зачетных единицах, определенной настоящим ФГОС ВО.
*(3) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927).
*(4) Пункт 4 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4378).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.