Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий"
(подготовлен Минтрудом России 21.01.2016 г.)
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
1.1.1. Анализ состояния и перспектив развития вида экономической деятельности (ВЭД), группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт
Обучение вождению транспортных средств (ТС) соответствующих категорий и подкатегорий - один из видов педагогической деятельности, которая осуществляется в рамках экономической деятельности по профессиональному обучению (группа 85.30 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности). Несмотря на то, что по Общероссийскому классификатору занятий деятельность мастера производственного обучения отнесена к начальной группе 2320 "Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций", в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об образовании в РФ") профессиональное обучение может осуществляться не только в профессиональных образовательных организациях, но и в иных образовательных организациях, а также в организациях, осуществляющих обучение*(1).
Профессия водителя автомобиля относится к числу самых массовых профессий. Соответственно и обучение ей является массовым. Ежегодно количество граждан, получающих право на управление автомототранспортными средствами различных категорий и подкатегорий, превышает 2 млн. человек. Качество подготовки водителей ТС в автошколах является важным фактором обеспечения безопасности дорожного движения. Сегодня задача автошколы научить управлять не только автомобилем, но и дорожными ситуациями.
В ходе выполнения Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения" на всех уровнях - и государственном, и общественном стало очевидно, что необходима разработка целостной системы подготовки и допуска к участию в дорожном движении. При этом такие показатели качества работы автошкол как процент сдачи выпускниками экзаменов на получение права управления ТС с первого раза и количество ДТП, совершенных по вине водителей со стажем управления до трех лет испытывают влияние большого количества контекстных факторов, и не могут рассматриваться как исчерпывающие. Оценка качества обучения должна давать информацию, позволяющую его повысить. А для этого необходимо оценивать и содержание программ обучения, и учебно-методическое, и материально-техническое обеспечение их реализации, но в первую очередь - кадровое обеспечение педагогического процесса. По последнему пункту автошколы сталкиваются с самыми серьезными проблемами. Специальная подготовка мастеров производственного обучения вождению ТС по основным профессиональным программам и дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в нашей стране практически не ведется. Программы повышения квалификации, ориентированные на мастеров производственного обучения, как правило, являются краткосрочными. Это не позволяет научить обучать, в т.ч. планировать, мотивировать и поддерживать освоение умений вождения ТС и управления дорожной ситуацией, учитывать индивидуальные особенности обучающегося, ставить себя на его место. В результате мастер производственного обучения вождению ТС затрачивает много времени на "открытие" давно известных в педагогике, психологии, методике профессионального обучения вещей, а иногда и не открывает их вовсе.
Кроме этого, по мнению многих руководителей автошкол, проблемы кадрового обеспечения подготовки водителей связаны с низким престижем профессии мастера производственного обучения вождению ТС. Предлагаются различные пути ее решения: и проведение информационной кампании в средствах массовой информации, и организация конкурсов профессионального мастерства. Однако без изменения системы морального и материального стимулирования на уровне организации, осуществляющей подготовку водителей ТС, решить данную проблему невозможно. А сама организация не может ее решить иначе, чем путем повышения качества обучения и введения дифференцированной системы оплаты труда с учетом качества педагогической деятельности мастера производственного обучения (эффективного контракта). Значимым фактором при этом может стать развитие независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и независимой оценки квалификации мастеров производственного обучения вождению ТС и преподавателей автошкол.
1.1.2. Анализ квалификационных характеристик, содержащихся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации мастера профессионального обучения вождению ТС
Должность мастера профессионального обучения отнесена к должностям педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (см. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678). В связи с этим при разработке профессионального стандарта (далее - ПС) необходимо учитывать следующее:
- право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (ФЗ "Об образовании в РФ", статья 46, часть 1);
- педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии: право на сокращенную продолжительность рабочего времени, право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и т.д. (ФЗ "Об образовании в РФ", статья 47, часть 5);
- ограничения на занятие педагогической деятельностью установлены статьями 331, 351.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (далее - ТК РФ)
- педагогические работники обязаны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации: статьи 69, 213 ТК РФ, статья 48 ФЗ "Об образовании в РФ", приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда"
- педагогические работники обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании (ФЗ "Об образовании в РФ", статья 48, часть 1, часть 5, пункт 8);
- наименование должностей, связанных с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (статья 57 ТК РФ).
Описание должности мастера производственного обучения приведено в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, далее - ЕКС). Квалификационная характеристика содержит должностные обязанности, требования к знаниям и требования к образованию мастеров производственного обучения. При этом специфика обучения различным профессиям рабочих (служащих) в данном документе не учитывается.
Анализ перечня должностных обязанностей мастера производственного обучения позволяет говорить о наличии в нем двух нерядоположенных составляющих. Первая описывает состав, а вторая - требования к процессу и результатам профессиональной деятельности (таблица 1).
Таблица 1. Анализ должностных обязанностей мастера производственного обучения, указанных в ЕКС
Состав деятельности |
Требования к процессу и результатам деятельности |
- проводит практические занятия и учебно-производственные работы, связанные с профессиональным (производственным) обучением; - организует выполнение практических работ, а также работ по изготовлению качественной продукции и оказанию услуг населению; - принимает участие в заключении договоров с организациями и хозяйствами о проведении учебной (производственной) практики и осуществляет контроль за их выполнением; - готовит обучающихся, воспитанников к выполнению квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов; - участвует в проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся; - подготавливает оборудование и соответствующую оснастку к занятиям, совершенствует материальную базу, заведует гаражом, мастерской, кабинетом и принимает меры к их своевременному обеспечению оборудованием, инструментами, материалами, запасными частями и средствами обучения; - участвует в работе предметных (цикловых) комиссий (методических объединений, кафедр), конференций, семинаров, педагогических, методических советов, других формах методической работы, - участвует в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) |
- использует современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; - проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, а также современных информационных технологий; - обеспечивает соблюдение безопасности труда, овладение обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства; - способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству; - обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса; - выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности |
При разработке ПС первая составляющая должностных обязанностей, указанная в ЕКС, может использоваться при определении трудовых функций и трудовых действий. Вторая - при определении необходимых для выполнения трудовых функций умений и знаний. При этом необходимо учесть специфику деятельности по обучению вождению ТС.
1.1.3. Анализ российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности
Активная деятельность по разработке ПС педагогической деятельности актуализирует необходимость обращения к зарубежному и международному опыту создания и внедрения аналогичных документов. Интересны подходы к формированию требований к педагогической деятельности в профессиональном образовании и обучении в странах-участницах организации экономического сотрудничества и развития. Для анализа были отобраны Австралия, Австрия, Германия, Израиль и Финляндия. С одной стороны, большинство этих стран имеют основательные исторические традиции сотрудничества с Россией в сфере профессионального образования и обучения, с другой - они обладают разными моделями описания требований к профессиональной деятельности, разными подходами к ее стандартизации.
В Израиле нет ПС, как самостоятельных документов, но существует гибкая система подготовки педагогических кадров для разных ступеней образования в колледжах, институтах, университетах. Требования к квалификации израильских преподавателей формулируются в рамках специально и часто очень узко разрабатываемых программ, отвечающих актуальному состоянию деятельности.
Национальное управление образования Финляндии совместно с Европейским центром развития профессионального образования и обучения (CEDEFOP) разработало "Рамку компетенций работников профессионального образования и обучения". В рамке представлены 4 вида деятельности: управление, обучение, повышение квалификации и саморазвитие, сетевое взаимодействие, описанные по трем уровням: преподаватель (учитель); мастер (инструктор) на производстве; руководитель. Стоит заметить, что это не должности, а именно квалификационные уровни в данной профессиональной деятельности. К каждому из этих уровней могут быть отнесены разные должности. По каждому виду деятельности рамка фиксирует основные функции, компетенции, знания и умения. Детализированное описание требований к компетенциям конкретных работников системы профессионального образования и дополнительного профессионального образования Финляндии происходит на уровне учебных планов их подготовки или на уровне должностных инструкций образовательных организаций.
Еще один подход к стандартизации деятельности преподавателей профессионального и дополнительного образования отражен в документах Австралии. В 2011 году Австралия утвердила национальную рамку квалификаций.
Один из главных приоритетов образования Австралии - это развитие способности педагогов разрабатывать образовательные программы, реализовывать их в соответствии с последними достижениями информационных технологий, использовать эти технологии в работе. На всех ступенях образования чувствуется необходимость в развитии высокоуровневых квалификаций, поэтому в новую версию пакета документов "Обучение и образование" вошли описание квалификаций, сгруппированных по разделам:
оценивание;
реализация, организация и поддержка образовательных процессов и процессов обучения;
управление в системе образования;
разработка учебно-методических материалов и информационных ресурсов;
связи с работодателями и общественностью;
повышение квалификации;
сбор, обобщение, распространение эффективных образовательных практик;
консультационные услуги в образовании и обучении и др.
В соответствии с этими разделами выделены отдельные квалификации. Например: разработка оценочных средств; планирование оценочных процедур; продвижение лучших практик оценивания; разработка внедрения стратегии признания образования и обучения; разработка методических материалов (программ, их элементов) в профессиональном обучении; планирование, организация и реализация обучения в группах; координирование и поддержка дистанционного обучения; наставник на рабочем месте и т.д.
Предполагается, что эти квалификации могут быть соотнесены с такими должностями как учитель (или преподаватель), мастер производственного обучения (инструктор, наставник на производстве), руководитель, менеджер по образованию, консультант по организации образовательного процесса или процесса обучения, специалист (буквально "лидер") по развитию персонала и др.
Квалификации описаны так, что каждой из них соответствует набор критериев оценки квалификации. Например, компетенция "Определять параметры программы" для квалификации "Разработка образовательных программ" имеет следующие критерии:
- согласовывать цели и тип образовательной программы с ключевыми заинтересованными сторонами;
- выбирать стандарты и другие документы сферы обучения и образования, на основе которых будет разработана программа;
- определять требования к уровню сложности программы; определять и описывать характеристики целевой группы обучающихся по программе.
Австрия, Германия и Финляндия - страны, в которых не принято разрабатывать ПС в силу традиционно сильных связей с работодателями при разработке учебных планов. Преподавательский корпус системы профессионального обучения во многом формируется из работников организаций - работодателей. Требования к "тренерам" или "инструкторам" в Германии (немецкие аналоги мастеров профессионального обучения или наставников на производстве) определяет "Директива о пригодности инструкторов". К ним относятся, например, следующие требования:
- разработка содержания обучения;
- обеспечение достижения обучающимся положительных результатов (в том числе условий, которые способствуют успешному обучению и развитию учебной и профессиональной мотивации, обратной связи с обучающимися);
- выбор методов и материалов обучения соответственно целевой аудитории и использование их в соответствии с учебной или рабочей ситуацией;
- определение потребностей в сотрудничестве с учреждениями-партнерами.
Что касается обучения водителей транспортных средств, то, по мнению многих экспертов, одни из лучших школ вождения находятся именно в Германии. Там предъявляются весьма жесткие требования к "учителям по вождению" и их подготовке (в Германии нет преподавателей теории и мастеров производственного обучения вождению, учитель по вождению обучает и теории (всем предметам) и практике). Немецкие учителя по вождению получают лицензию после 10-ти месяцев курсов повышения квалификации и 5-ти часов письменного экзамена с последующей практикой в городских условиях. Обучение проходит по дуальной системе. Продолжительность обучения 1200 часов, из которых 700 - теория и практика в автошколе, в том числе по дорожному движению - 280 часов, праву - 70 часов, устройству автомобиля - 90 часов, педагогике дорожного движения - 235 часов и т.п. После этого проводится экзамен, который принимает комиссия из трех человек: педагог, специалист с инженерно-техническим образованием и психолог. Потом еще 500 часов обучения "на производстве" под руководством наставника. Выпускной экзамен сдают с 1 раза 40-60%, со 2-го раза 20-30%, больше попыток нет, остальные 10 % могут попробовать обучение еще раз через год.
Порядок и требования к обучению вождению оговорены в законе "О дорожном движении". Обучение в Германии проводится с применением компьютерных программ новейших образцов и современной техники. Трехмерные симуляторы настоящей трассы помогают выработать определенную реакцию на указатели и знаки, улучшить запоминаемость их обозначений. Теоретические занятия с моделированием дорожных ситуаций также возможны как на компьютерном мониторе, так и на специальных широкоформатных проекторах. В обязательный курс входит до 15-ти практических и 14-ти теоретических занятий, в том числе вождение на автобане на высокой скорости и езда ночью в городе, парковка на площадках супермаркетов среди настоящих автомобилей. Сам экзамен на получение прав разделяется на теорию с решением билетов и вождение в городе в течение 45 минут.
К учителям по вождению в Германии предъявляются следующие обязательные требования:
1. возраст не младше 23 лет;
2. отсутствие судимостей и грубых нарушений правил дорожного движения;
3. открытые категории А, В, СЕ (три категории, даже если инструктор будет обучать только на категорию "В");
4. наличие водительского стажа не менее года.
Что касается профессиональных стандартов Российской Федерации, то в настоящее время приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. N 608н ПС "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования". В данном ПС описана обобщенная трудовая функция (далее - ОТФ) "Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности", которой соответствует возможное наименование должности "мастер производственного обучения". Это описание можно рассматривать как родовое по отношению к описанию педагогической деятельности по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий. ОТФ отнесена к 6-му уровню квалификации и включает три трудовых функции (ТФ):
- Организация учебно-производственной деятельности обучающихся по освоению программ профессионального обучения и(или) программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (уровень/подуровень квалификации 6.1);
- Педагогический контроль и оценка освоения квалификации рабочего, служащего в процессе учебно-производственной деятельности обучающихся (уровень/подуровень квалификации 6.1);
- Разработка программно-методического обеспечения учебно-производственного процесса (уровень/подуровень квалификации 6.2).
Таким образом, разработка ПС "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" является актуальной в силу следующих причин:
программы подготовки водителей транспортных средств являются массовыми (ежегодно количество граждан, получающих право на управление ТС, превышает 2 млн. человек);
качество подготовки по данным программам отражается на безопасности дорожного движения, и во многом обеспечивается квалификацией педагогических кадров, осуществляющих обучение;
обучение водителей транспортных средств имеет особенности, которые должны быть отражены в ПС, разработанном с учетом ПС "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования".
Разработка данного ПС станет составляющей комплекса мероприятий, направленных на развитие и совершенствование системы профессионального обучения водителей ТС, выполнение задач, поставленных федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах".
Системное и полное описание трудовых функций педагогической деятельности по обучению вождению ТС различных категорий и подкатегорий позволит решить комплекс задач:
в области управления реализацией соответствующих программ профессионального обучения - расстановка кадров и организация их взаимодействия, определение должностных обязанностей и системы стимулирующих выплат при разработке трудового договора в форме "эффективного контракта", проведение аттестации и организация подготовки и повышения квалификации мастеров производственного обучения вождению ТС;
в области подготовки кадров - определение перечня основных и дополнительных образовательных программ, обеспечивающих подготовку мастеров производственного обучения вождению ТС, разработка их содержания, организационных моделей непрерывного образования мастеров производственного обучения вождению ТС.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
В основу разработки ПС была положена методика функционального анализа деятельности путем ее последовательной декомпозиции. Проект ПС сформирован на основе следующих принципов:
- учет возросших требований к профессиональным компетенциям мастеров производственного обучения вождению ТС различных категорий и подкатегорий;
- учет образцов лучшей практики, опыта организаций, являющихся лидерами в области обучения водителей ТС и ориентированных на будущее;
- учет объективной структуры профессиональной деятельности, сложившегося в отрасли разделения труда;
- последовательная декомпозиция области профессиональной деятельности на ОТФ, ТФ и трудовые действия (ТД), обеспечивающая полноту перечня и точность формулировок ОТФ, ТФ и ТД;
- измеряемость (возможность проверки) овладения трудовыми функциями.
Выделение ОТФ выполнено с учетом разделения труда, существующего в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей ТС различных категорий и подкатегорий.
Выделение ТФ проведено в логике процессуального подхода (представлен цикл деятельности).
ОТФ "Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий" на основе экспертного анализа была отнесена к 6-му уровню квалификации. Данный уровень квалификации также соответствует уровню квалификации ОТФ "Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности", которая является родовой по отношению к описанной в рассматриваемом проекте.
Декомпозиция ОТФ привела к выделению в ней трех ТФ (таблица 2).
Таблица 2. Описание трудовых функций, входящих в ПС и обоснование их уровня/подуровня квалификации
Трудовые функции |
код |
уровень (подуровень) квалификации* |
Факторы, определяющие |
|
уровень квалификации |
подуровень квалификации |
|||
Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
A/01.6 |
6.1 |
6 уровень квалификации определен в соответствие с дескрипторами уровней квалификации. Дополнительные факторы: - новые методические решения, разрабатываемые в данном случае, как правило, значимы на уровне индивидуальной профессиональной деятельности и(или) на уровне образовательной организации (подразделения); - ответственность за жизнь и безопасность участников дорожного движения; - особенности педагогической деятельности, требующие развитых аналитических и рефлексивных способностей, умения мотивировать и поддерживать освоение обучающимся профессиональной деятельности, учитывать его индивидуальные особенности, высокие требования к общей и профессиональной культуре |
Подуровень 1 является минимальным; определен, поскольку обучение осуществляется индивидуально, мастер производственного обучения несет ответственность за достижение обучающимися нормативно установленных результатов образования. Деятельность требует применения профессиональных знаний теоретического (концептуального) и методического характера, в том числе, инновационных, однако рассматривается экспертами как менее сложная в сравнении с методической деятельностью (ТФ A/03.6). В то же время она имеет высокую ответственность - ответственность за жизнь и безопасность участников дорожного движения |
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
A/02.6 |
6.1 |
||
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся |
A/03.6 |
6.2 |
Второй подуровень определен, т.к. "методическая деятельность" определена экспертами как более наукоемкая и сложная в сравнение с ТФ A/01.6 и A/02.6, требующая самостоятельного поиска, анализа и оценки профессиональной информации |
*определенные в результате исследования для ТФ данного ПС уровни/подуровни квалификации совпали с уровнями/подуровнями квалификации, определенными для аналогичных ТФ, описанных в ПС "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
2.1. Этапы разработки профессионального стандарта
1. Аналитический: изучение и анализ
- состояния и перспектив развития ВЭД, группы занятий, к которым относится профессиональный стандарт (см. п.1.1.1 пояснительной записки);
- квалификационных характеристик, содержащихся в ЕКС, нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к описываемой в ПС квалификации (см. п.1.1.2 пояснительной записки);
- российских и международных профессиональных стандартов по схожим видам профессиональной деятельности (см. п.1.1.3 пояснительной записки).
2. Проектировочный:
- разработка требований к экспертам-разработчикам (см. п.2.3 пояснительной записки);
- формирование экспертной группы (см. п.2.2 пояснительной записки);
- постановка задачи разработчикам, планирование разработки и обсуждения проекта ПС.
- организация разработки первого варианта проекта ПС
3. Апробационный:
- составление анкет, позволяющих уточнить перечень и наименование ОТФ и ТФ, их распределенные по уровням квалификации, требования к образованию, опыту и особые условия допуска к работе;
- проведение опроса, руководителей и методистов организаций, реализующих соответствующие программы профессионального обучения;
- коррекция текста проекта ПС с учетом результатов опроса;
- обсуждение проекта профессионального стандарта с представителями профессионального сообщества, заинтересованными организациями (работодателями и их объединениями, профессиональными союзами и профильными профессиональными ассоциациями), федеральными и региональными органами исполнительной власти, в т.ч. экспертами ГИБДД ГУ МВД и Минтранса России, других организаций (информация представлена в разделе 3 Пояснительной записки);
- сбор, анализ и систематизация замечаний и предложений по совершенствованию проекта профессионального стандарта;
- принятие обоснованных решений о корректировке проекта профессионального стандарта по результатам обсуждений: принятии, частичном принятии или отклонении предложений, замечаний;
- внесение корректив в проект профессионального стандарта по результатам обсуждений;
- представление проекта профессионального стандарта в Общероссийский профессиональный союз работников народного образования и науки.
4. Отчетный:
- представление проекта профессионального стандарта в Минтруд России.
2.2. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций
Разработка профессионального стандарта предполагала формирование рабочей группы экспертов - представителей различных организаций.
Ответственная организация - разработчик ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" с 1930 года ведет подготовку кадров для автомобильного транспорта. С 1989 года на базе МАДИ действует Московский центр автомобильно-дорожного образования (МЦАДО), созданный с целью реализации комплексного подхода к подготовке специалистов разного уровня для автотранспортного комплекса и других отраслей производства.
Коллектив МАДИ своими многолетними исследованиями внес крупный вклад в создание научной организации автомобильных перевозок и безопасности движения в городах нашей страны. Специалисты МАДИ организовали разработку примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий (утв. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1408) и примерных программ переподготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегории (утв. приказом Минобрнауки России от 12.05.2015 N 486). МАДИ принимает активное участие в реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах"
К разработке профессионального стандарта МАДИ были привлечены Некоммерческое партнерство содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей "Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей" (НП "МААШ") и Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Объединенный научно-методический центр". Данные организации известны своим вкладом в совершенствование качества подготовки водителей автотранспортных средств, организацию и проведение мероприятий по повышению безопасности дорожного движения. Они осуществляют информационную, консультационную и методическую поддержку деятельности организаций, осуществляющих профессиональное обучение водителей ТС, содействуют их обеспечению техническими средствами обучения, учебными и наглядными пособиями, методической литературой, бланками документов, занимаются распространением прогрессивных форм и методов подготовки водителей, передового российского и международного опыта.
Членами НП "МААШ" являются автошколы различных форм собственности. Ассоциация находится в постоянном контакте более чем с шестью тысячами организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств в России. Ее деятельность охватывает всю территорию России. НП "МААШ" - организатор ежегодных крупнейших форумов автошкол - всероссийских семинаров и международных конференций. Представители НП "МААШ" вошли в состав рабочей группы Минобрнауки России по разработке примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
НП "МААШ" является разработчиком программы теоретического экзамена в ГИБДД, которая действует для приема экзаменов на территории Российской Федерации, примерных программ подготовки и переподготовки водителей ТС, о которых шла речь выше.
Сведения об организациях, привлеченных к разработке проекта ПС, представлены в таблице приложения 1.
В перспективе деятельность по апробации, внедрению и актуализации ПС будет вести ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)".
К проведению исследования в процессе разработки и экспертизе ПС были привлечены компетентные организации. Их выбор осуществлялся на основе следующих критериев:
- список организаций включает организации из разных субъектов Российской Федерации;
- среди организаций представлены организации всех уровней профессионального образования, организации дополнительного профессионального образования, дополнительного образования, организации, область деятельности которых связана с управлением, обучением и развитием персонала, нормированием и охраной труда;
-организации обладают специалистами-экспертами, удовлетворяющими требованиям, описанными в п.2.3.
В итоге были отобраны следующие организации:
-Автошкола "Кафс" г. Челябинск
-АНО ДПО "УЦ "Южный" г.Курск
-ЧОУ ДПО НСТШ Электрон г.Рязань
-СОГБОУ СПО "Техникум отраслевых технологий" г.Смоленск
-НП Федерация АШ РТ г.Казань
-ЧОУ ДПО иПП АШ Мастер-Люкс г.Саратов
-Тамбовский государственный технический университет г.Тамбов
-ФГБОУ ВПО Московский педагогический государственный университет г.Москва
-ГБПОУ "Чеченский технологический техникум г.Грозный
-ГАПОУ "Казанский политехнический колледж" г.Казань
-Нижегородский государственный университет им.Н.И. Лобачевского г.Нижний Новгород
-Нижнекамский агропромышленный колледж г.Нижнекамск
-ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва" г.Саранск
-Автошкола "Сюрес" г.Ижевск
-Автошкола "Магистраль" г. Кемерово
-ЧОУ ДПО "Донской УМЦ профессионального образования" г.Ростов-на-Дону
-Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет г.Санкт-Петербург
2.3. Описание требований к экспертам, привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и использованных методов
Методика разработки профессиональных стандартов предполагает формирование экспертной группы. Для данного профессионального стандарта в ее состав наряду со специалистами-экспертами в области разработки профессиональных стандартов должны входить специалисты в области обучения водителей ТС различных категорий и подкатегорий, руководители и(или) специалисты в области управления персоналом организаций, реализующих соответствующие программы профессионального обучения, руководители и(или) специалисты Минобрнауки России, ГИБДД ГУ МВД и Минтранса России. В соответствии с данным положением были разработаны требования к экспертам, привлекаемым к разработке профессионального стандарта.
Требования к профессиональным компетенциям экспертов:
- разрабатывать профессиональный стандарт;
- оформлять профессиональный стандарт в соответствии с требованиями к данному типу документов;
- представлять разработанный документ при проведении публичного обсуждения.
Требования к общим компетенциям эксперта
- решать задачи, метод решения которых полностью или частично неизвестен;
- следовать правилам делового этикета, ясно и свободно выражать свои мысли письменно и устно,
- усваивать и анализировать значительный объем разнообразной информации в области разработки профессиональных стандартов;
- работать в команде.
Требования к знаниям и умениям, обеспечивающим соответствующие компетенции
Эксперт должен знать:
- законодательство Российской Федерации в области образования и в области разработки профессиональных стандартов, включая
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
- Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 147н;
- Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N148н;
- Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от " 29" апреля 2013 г. N 170н;
- способы и методы работы с персональными данными;
- методику разработки профессиональных стандартов;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных квалификационных требований;
- содержание и структуру деятельности по подготовке, переподготовке и повышению квалификации водителей ТС.
Эксперт должен уметь:
- проводить функциональный анализ профессиональной деятельности;
- формулировать цель вида профессиональной деятельности;
- выделять обобщенные трудовые функции, трудовые функции и трудовые действия путем последовательной декомпозиции вида профессиональной деятельности;
- формулировать перечень необходимых умений и знаний, обеспечивающих выполнение трудовой функции;
- определять уровень (подуровень) квалификации, требуемый для выполнения трудовой функции и обобщенной трудовой функции;
- взаимодействовать в процессе разработки профессионального стандарта с другими экспертами
Требования к личностным качествам эксперта
независимость, то есть способность противопоставлять предубеждениям и массовому мнению свою точку зрения;
способность видеть проблему с различных точек зрения;
широкий кругозор, логическое мышление, аналитический склад ума;
принципиальность и объективность.
При разработке проекта ПС рабочей группой использованы методы функционального анализа профессиональной деятельности, анализа документов, анкетирования, группового интервью (фокус-группа), экспертного обсуждения, а также общенаучные методы анализа и синтеза.
2.4. Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Профессиональная деятельность в проекте ПС описана в соответствии с положениями законодательства в сфере труда и образования, в том числе:
- Трудового кодекса Российской Федерации (в действующей редакции);
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- постановления Правительства РФ от 08.08.2013 N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";
- приказа Минобрнауки России от 18.04.2013 N 292 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";
- приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров(обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
Проект профессионального стандарта содержит информацию, связывающую разрабатываемый документ, со следующими классификаторами социально-экономической информации и квалификационными характеристиками:
- "ОК 010-2014 (МСКЗ-08). Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст);
- "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст);
- "ОК 016-94. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов" (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 367 (ред. от 19.06.2012)).
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н)
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
Для обсуждения проекта профессионального стандарта были использованы следующие инструменты.
1) Опрос
- подготовлена анкета, актуализирующая наиболее сложные вопросы, связанные с разработкой контента профессионального стандарта (анкета размещена на сайте НП "МААШ": http://maash.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1207&catid=7 1&Itemid=480, а также раздавалась участникам XVIII Международной Конференции "Автошкола-2015")
- в опросе приняли участие 27 человек, руководителей и ведущих специалистов организаций, осуществляющих подготовку водителей ТС, профессиональных общественных организаций, эксперты ГИБДД ГУ МВД, Минтранса России (список участников опроса приведен в Приложении 2);
- результаты опроса показали следующее:
- более удобным для 77,8 % опрошенных является наименование ПС "Мастер производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий" (в сравнении с наименованием "Мастер профессионального обучения ");
- формулировка цели вида профессиональной деятельности - "Обучение безопасному управлению ТС" - с точки зрения 70 % опрошенных отражает назначение вида профессиональной деятельности и не нуждается в коррекции (дополнении); 30 % опрошенных указали на необходимость дополнения формулировки словами "ТС соответствующих категорий и подкатегорий";
- большинство опрошенных считают, что перечень ТФ соответствует требованиям полноты (совокупность ТФ полностью описывает деятельность) - 98%; точности формулировки (формулировка соответствует терминологии и положениям законодательства в сфере образования и БДД, а также одинаково понимается подавляющим большинством представителей профессионального сообщества) - 100 %; каждая ТФ соответствует относительно завершенной части профессиональной деятельности, ведет к получению конкретного(ых) отчуждаемого(ых) результата(ов) - 99%; существует возможность объективной проверки (диагностики, оценки) владения человеком любой из ТФ - 100%;
- обучение вождению ТС - деятельность 6-го уровня квалификации (большинство (93 %) опрошенных выбрали для ее описания характеристики именно этого уровня);
- "методическая деятельность" (планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС) определена экспертами как более наукоемкая и сложная в сравнение с проведением практических занятий и педагогическим контролем и оценкой освоения квалификации водителя ТС;
- большинство опрошенных (82 %) считают, что требование наличия у мастера производственного обучения вождению ТС стажа управления ТС не менее 3 лет обеспечивает качество подготовки обучающихся и безопасность дорожного движения в процессе обучения;
- установление в качестве особого условия допуска к работе мастера производственного обучения вождению ТС возраста не менее 25 лет не нашло поддержки экспертов.
2) Проведение круглых столов, семинаров и других публичных мероприятий
Необходимость разработки, наименование и предполагаемое содержание ПС обсуждались публично с участием представителей Минобрнауки России, ГУОБДД МВД России, Минтранса России, НП "МААШ", Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Объединенный научно-методический центр", Ассоциации юношеских автомобильных школ, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения водителей. Обсуждение было организовано при проведении следующих конференций и семинаров, в решениях которых отмечена актуальность разработки профессионального стандарта для педагогических работников, реализующих программы профессионального обучения водителей:
2.1. XI Международный научно-практический семинар руководящих работников автошкол "Реализация законодательных реформ в подготовке водителей транспортных средств. Ближайшие задачи и долгосрочные перспективы" (3 - 5 марта 2014 года, г. Коломна; 298 участников из 7 стран и 58 регионов России);
2.2. XVII международная конференция "Автошкола-2014" "Реализация законодательных реформ в сфере подготовки водителей - важнейшая составляющая повышения безопасности дорожного движения в России" (21 -25 сентября 2014 года, г. Сочи);
2.3. XII Всероссийский научно-практический семинар руководящих работников автошкол "Законодательная реформа подготовки водителей в действии: первые итоги, выявленные проблемы, условия успешной реализации" (26-28 марта 2015 года, г. Коломна; 230 участников из 5 стран и 58 регионов Российской Федерации).
В целях обсуждения концептуальных оснований и результатов разработки профессионального стандарта проведены следующие мероприятия:
2.4. Совещание у начальника отдела Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России с участием представителей Минтранса России, ГИБДД ГУ МВД, ФГБОУ ВПО "МАДИ", НП "МААШ", ФГАУ "ФИРО" (05.06.2015, г. Москва);
2.5 Обсуждение проекта ПС на консультационных вебинарах, проводимых в рамках мероприятия 17 Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" с участием ФГБОУ ВПО "МАДИ", Минобрнауки России, Минтранса России, ГИБДД ГУ МВД, представителей региональных органов исполнительной власти, организаций, осуществляющих подготовку водителей, профессиональных общественных объединений (15.09.2015, г. Москва);
2.6. Обсуждение проекта ПС на XVIII Международной конференции "Автошкола-2015", организованной Межрегиональной ассоциацией автошкол при поддержке ГУОБДД МВД РФ, Минобрнауки РФ, Минтранса РФ, Минобороны РФ, Минздрава РФ, МЧС России, Генеральной прокуратуры РФ (21-25.09.2015, г. Сочи). В конференции приняли участие представители:
- МЧС России,
- региональных органов управления в сфере образования,
- региональных органов Госавтоинспекции МВД России,
- Общественной палаты Российской Федерации;
- Торгово-промышленной палаты Российской Федерации,
- руководители и специалисты организаций, осуществляющих профессиональное обучение водителей ТС,
- представители научного сообщества, включая специалистов МАДИ, ФИРО, Отраслевого научно-методического центра Минтранса России, Центрального научно-исследовательского института организации и информатизации здравоохранения,
- представители профессиональных общественных объединений и организаций, в частности: Национального экспертного совета по обучению и тестированию водителей транспортных средств, общественного совета Министерства транспорта Российской Федерации, Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, Союза транспортников России, Федерации объединений автомобильных школ, Межрегиональной ассоциации автошкол, ДОСААФ России, ВОА, ДОСВАМ, Российской ассоциации профессионального транспортного образования, Ассоциации юношеских автомобильных школ России, Тамбовской ассоциации автошкол, Омской ассоциации автошкол, Самарской ассоциации по безопасности дорожного движения, Саратовской ассоциации автошкол, Рязанской ассоциации автомобильных школ, Ассоциации автошкол республики Марий Эл, Республиканской ассоциации автошкол Республики Тыва, Ассоциации Тольяттинских автошкол; некоммерческих партнёрств: "Уральская ассоциация автомобильных школ", "Безупречный водитель", "Развитие автоматизации автошкол"; представители автошкол Крыма, Ассоциации Московских автомобилистов, Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов;
- международные делегации, представляющие Абхазию, Молдову, Таджикистан.
- представители средств массовой информации.
В решении XVIII Международной конференции "Автошкола-2015" (http://maash.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1221&Itemid =502) отмечено, что участники Конференции поддерживают необходимость разработки профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" и дополнительных профессиональных программ для педагогических работников, реализующих программы профессионального обучения водителей транспортных средств и рекомендуют при доработке проектов документов учесть замечания и предложения, высказанные в ходе работы Конференции.
2.7. Обсуждение проекта ПС на научно-методической конференции "Актуальные вопросы профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий" с участием 111 (29-30.09.2015, г. Москва, МАДИ)
2.8. Обсуждение проекта на семинаре-совещании по вопросам разработки и внедрения профессиональных стандартов в сфере образования с участием представителей Минобрнауки России, организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, в т.ч. реализующих программы подготовки водителей ТС, средств массовой информации (05.10.2015, г. Москва, ФГАУ "ФИРО")
В перечисленных мероприятиях приняли участие свыше 1500 человек (списки участников приведены в Приложении 2).
Проведение публичного обсуждения профессионального стандарта в формате семинаров-совещаний предусматривало информирование участников по вопросам нормативно-правового регулирования и методики разработки и применения профессиональных стандартов, в т.ч. профессиональных стандартов в области образования, презентацию профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению ТС", постановку проблемных вопросов, а затем проведение экспертного обсуждения с фиксацией предложений и замечаний (см. Приложение 3). Такая подготовка позволила обеспечить квалифицированное обсуждение проекта.
3) Размещение проекта профессионального стандарта и информации о мероприятиях по его разработке в сети Интернет, средствах массовой информации и профильных изданиях
6 октября 2015 проект профессионального стандарта был размещен на сайте ответственной организации-разработчика Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)" http://www.madi.ru/2020-ekspertnaya-ocenka-proekta-professionalnogo-stand ar.html для публичного обсуждения. По мере получения замечаний и предложений проводилась доработка проекта и его обновление на сайте: 15 сентября 2015 http://eas.spb.ru/upload/iblock/77c/77c7da8668832a730374d8ad468ce97c.pdf 21 сентября 2015 http://www.madi.ru/2020-ekspertnaya-ocenka-proekta-professionalnogo-stand ar.html). Также на сайте в целях информирования потенциальных участников обсуждения о нормативно-правовых основаниях и методике разработки профессионального стандарта его размещение сопровождалось публикацией соответствующих документов.
Кроме сайта ответственной организации-разработчика проект и информация о мероприятиях по его разработке размещались на сайте НП содействия развитию системы подготовки и переподготовки водителей "Межрегиональная ассоциация автошкол, преподавателей, инструкторов и водителей":
1 апреля 2015 г. - информация об обсуждении необходимости разработки ПС педагога профессионального обучения водителей ТС на XII Всероссийском научно-практическом семинаре руководящих работников автошкол (26 по 28 марта, г. Коломна): http://maash.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1074&Itemid= 481
11 августа 2015 - информация о разработке ПС как документа, необходимого для модернизации подготовки водителей ТС, и предстоящем его обсуждении на XVIII Международной Конференции "Автошкола-2015"
2 сентября 2015 г. - размещены проект ПС и опросный лист с возможностью заполнения на сайте: http://maash.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1207&catid=7 1&Itemid=480
25 сентября 2015 г. - информация об обсуждении проекта ПС на XVIII Международной конференции "Автошкола-2015" (секция "Педагогические работники автошкол: требования контролирующих органов, профессиональный стандарт, программы переподготовки и повышения квалификации"): http://maash.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1211&Itemid= 502;
28 сентября 2015 г.- фоторепортаж об обсуждении проекта ПС на XVIII Международной конференции "Автошкола-2015" (секция "Педагогические работники автошкол: требования контролирующих органов, профессиональный стандарт, программы переподготовки и повышения квалификации"): http://maash.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1226&Itemid= 502
5 октября 2015 г. в виде гиперссылок на странице http://maash.ru/index.php?option=com_content&view=featured&Itemid=117 размещены:
- проект профессионального стандарта, доработанный по итогам проведения научно-методических вебинаров и обсуждения на XVIII Международной Конференции "Автошкола-2015"
- информация о внесенных в проект изменениях
- форма для обратной связи (http://maash.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1247&c atid=71&Itemid=480):
Аналогичная информация содержится в архиве новостей за 2015 год (http://maash.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&i d=71&Itemid=480).
В целях информирования потенциальных участников обсуждения о нормативно-правовых основаниях и методике разработки профессионального стандарта его размещение на сайте МААШ сопровождалось публикацией соответствующих документов.
Проект профессионального стандарта "Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" опубликован в журнале "Вестник автошкол Автопросвещение" N 5 (11), 2015 г., а также в N353 "Электронного вестника МААШ" (http://автопросвещение.рф/index.php?option=com_content&view=article&id=2 19&catid=19&Itemid=182).
Отзывы содержат ряд конструктивных замечаний и предложений, рекомендаций по доработке и утверждению проекта. По мере их поступления проводилось обсуждение, готовились аргументированные ответы по каждому замечанию и предложению, на основе принятых или частично принятых замечаний и предложений в текст вносились соответствующие изменения.
Подробная информация об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводится в таблице приложения N 2 к пояснительной записке.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в таблице приложения N 3 к пояснительной записке. Публичное обсуждение позволило обеспечить:
- соответствие основных положений профессионального стандарта требованиям законодательной и нормативно-правовой базы в сфере образования и трудовых отношений;
- полноту и точность описания обобщенных трудовых функций и трудовых функций, их выделение с учетом сложившегося разделения труда в рассматриваемой области профессиональной деятельности, номенклатуры руководителей образовательных организаций;
- определение современных требований к уровню образования, необходимому для выполнения каждой из обобщенных трудовых функций.
Проректор по научной деятельности ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" |
|
Солнцев Алексей Александрович |
-------------------------------------------
*(1) Далее для краткости будем называть любую организацию, осуществляющую подготовку водителей ТС автошколой
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.