Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации уставов муниципальных образований"
(подготовлен Минюстом России 08.02.2016 г.)
Законопроект разработан в целях совершенствования деятельности в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образования с учетом предложений территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации, подготовленных по результатам обобщения практики их работы.
Законопроект предусматривает возможность отзыва главой муниципального образования документов, представленных на государственную регистрацию, до принятия регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации или государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, а также закрепляет процедуру возврата документов, представленных главой муниципального образования на государственную регистрацию с нарушением требований Федерального закона "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".
Справочно: Отзыв главой муниципального образования документов, представленных на государственную регистрацию, позволяет вернуть устав муниципального образования для доработки, что сокращает число отказов в государственной регистрации уставов, особенно в случае, когда внесены изменения в законодательство, а устав уже находится на регистрации.
Отзыв документов и процедура возврата документов предусмотрены в Методических рекомендациях по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований (приказ Минюста России от 31 мая 2012 г. N 87).
Однако органами прокуратуры ряда субъектов Российской Федерации признавалась незаконной практика отзыва и возврата документов, представленных на государственную регистрацию, как не имеющая законных оснований.
Законопроект также предусматривает возможность обжалования решений территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не только в суд, но и в Министерство юстиции Российской Федерации, что обеспечит дополнительные гарантии органам местного самоуправления и гражданам на обжалование вышеназванных решений и сократит судебные издержки.
Справочно: Аналогичный порядок предусмотрен для обжалования отказов в государственной регистрации некоммерческих организаций (подпункты 15.5 и 15.6 пункта 10 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313).
Кроме того, законопроект исключает нормы о необходимости выдачи свидетельств о государственной регистрации устава муниципального образования.
Справочно: выдача свидетельства о государственной регистрации устава муниципального образования не влечет никаких правовых последствий (не удостоверяет факта наличия какого-либо субъективного права или правоотношения). В свидетельстве дублируются сведения, которые указываются в специальном штампе, проставляемом в соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" на титульном листе зарегистрированного устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в него изменений (дата и номер государственной регистрации устава, подпись должностного лица, печать территориального органа). Зарегистрированный устав (муниципальный правовой акт о внесении в него изменений) с проставленным штампом направляется главе муниципального образования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.