Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Госкорпорацией "Росатом" 03.03.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) подготовлен Госкорпорацией "Росатом" в инициативном порядке в целях реализации статьи 7 Федерального закона от 01.12.2007 N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (далее - Федеральный закон N 317-ФЗ) и статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Законопроект направлен на обеспечение осуществления полномочий Госкорпорации "Росатом" в части осуществления государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций, посредством наделения должностных лиц "Госкорпорации "Росатом" полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 31 статьи 7 Федерального закона N 317-ФЗ Госкорпорация "Росатом" осуществляет государственный строительный надзор при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций в отношении учреждений Госкорпорации "Росатом", акционерных обществ Госкорпорации "Росатом", их дочерних, зависимых обществ, подведомственных предприятий, которым Госкорпорация "Росатом" выдала разрешения на строительство.
Согласно части 3.2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Госкорпорация "Росатом" наделена полномочиями по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций.
Порядок осуществления государственного строительного надзора установлен Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 (далее - Положение).
В соответствии с указанным Положением должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют, в том числе, следующие полномочия:
составляют по результатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания об устранении выявленных нарушений;
составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не представляет должностным лицам Госкорпорации "Росатом" при осуществлении государственного строительного надзора права осуществлять полномочия органов государственного строительного надзора в части производства по делам об административных правонарушениях, что негативно сказывается на эффективности их деятельности.
Госкорпорация "Росатом" осуществляет федеральный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов федеральных ядерных организаций в отношении всех подрядных организаций, работающих на указанных объектах, независимо от ведомственной принадлежности подрядных организаций. При этом около 60% подрядных организаций, работающих на объектах федеральных ядерных организаций, не входят в периметр организаций Госкорпорации "Росатом".
При осуществлении федерального строительного надзора должностные лица Госкорпорации "Росатом" выдают нарушителю предписание об устранении допущенных им нарушений. Дополнительных мер воздействия на лиц, допустивших нарушения при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций, законодательством не предусмотрено.
Отсутствие ответственности снижает уровень дисциплины подрядных организаций.
В целях повышения эффективности и результативности государственного строительного надзора, обеспечения безопасности объектов федеральных ядерных организаций, снижения риска возникновения аварийных ситуаций, законопроектом предлагается:
- внести изменения в статьи 9.5, 19.4, 19.4.1, 19.5 и 19.7 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за невыполнение требований законодательства Российской Федерации, неповиновение и невыполнение законных распоряжений или требований должностных лиц организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций;
- наделить указанные должностные лица полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 8.1, 9.4, 9.5, 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.4.1, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, частью 1 статьи 19.26, статьей 19.33, частями 1 - 6.1, 8 статьи 20.4 КоАП РФ, которые аналогичны полномочиям должностных лиц органов, осуществляющих государственный строительный надзор согласно статье 23.56, части 1 статьи 28.3, п. 70 части 2 статьи 28.3 и части 3 статьи 28.3 КоАП РФ.
Также законопроектом предлагается установить подведомственность рассмотрения дел об указанных административных правонарушениях, предусмотрев, что дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями в случаях, если дело о таком административном правонарушении возбуждено должностным лицом организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного строительного надзора.
Принятие законопроекта позволит реализовать полномочия Госкорпорации "Росатом" по осуществлению государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции объектов федеральных ядерных организаций и обеспечит согласованность положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и КоАП РФ.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация будущего Федерального закона не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Принятие законопроекта не влечет изменения объема полномочий и/или компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и/или органов местного самоуправления.
В настоящее время на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации законопроектов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию данному законопроекту, не имеется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.