Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 01.03.2016 г.)
Проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - законопроект) уточняется порядок отнесения в целях организации местного самоуправления территорий субъектов Российской Федерации или территорий отдельных муниципальных районов к территориям с низкой плотностью либо территориям с высокой плотностью сельского населения.
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) установлен ряд особенностей территориальной организации местного самоуправления для территорий соответственно с низкой и высокой плотностью сельского населения (пункты 2, 6, 8 и 11 части 1 статьи 11, статьи 131 и 132).
В частности, на территориях с низкой плотностью сельского населения (более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации) допускается создание межселенных территорий, находящихся вне границ поселений, в пределах которых решение всех вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления муниципального района. Для территорий с высокой плотностью сельского населения (более чем в три раза выше средней плотности сельского населения в стране) устанавливаются более высокие критерии минимальной численности жителей сельских населенных пунктов, включаемых в состав сельского поселения.
Перечни субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой либо высокой плотностью сельского населения, утверждаются Правительством Российской Федерации и не могут изменяться чаще одного раза в пять лет (части 3 и 4 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ). Данные требования обеспечивают стабильность, определенность и предсказуемость правового регулирования территориальной организации местного самоуправления.
Указанные перечни утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. N 707-р и не пересматривались с 2004 года.
Вместе с тем за истекшее время принят ряд федеральных конституционных законов, предусматривающих образование в составе Российской Федерации ряда новых субъектов Российской Федерации, в некоторых субъектах Российской Федерации изменились состав и наименования муниципальных образований (Магаданская область, Чукотский автономный округ), изменилась плотность сельского населения в связи с естественным движением населения и миграционными процессами.
Совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации Министерством экономического развития Российской Федерации проведена необходимая подготовительная работа по уточнению указанных перечней.
В то же время актуализация перечней сдерживается неполнотой юридически значимых сведений о площади сельской территории в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе, что связано с незавершенностью работы по утверждению документов территориального планирования и определению площади населенных пунктов в указанных субъектах Российской Федерации. В отсутствие недостающих сведений Росстатом не может быть осуществлен расчет плотности сельского населения.
С учетом изложенного законопроектом предлагается дополнить статью 11 Федерального закона N 131-ФЗ более общим положением о том, что установленные сроки действия ограничений на изменение указанных перечней (не чаще одного раза в пять лет) не применяются к случаю отнесения территории нового субъекта Российской Федерации, образованного в составе Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в таком субъекте Российской Федерации к территориям соответственно с низкой плотностью сельского населения или территориям с высокой плотностью сельского населения.
Наряду с этим законопроектом вносятся отдельные юридико-технические изменения в статью 11 Федерального закона N 131-ФЗ в целях единообразного использования применяемых в ней терминов.
Реализация законопроекта не окажет влияния на доходы, не установит расходных обязательств и не потребует осуществления расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Законопроект относится к сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами", которая до настоящего времени не принята.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.