Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
(подготовлен Минтрудом России 03.03.2016 г.)
При применении в 2014-2015 годах законодательства Российской Федерации о страховых взносах выявлена неэффективность уплаты сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование самозанятой категорией плательщиков в зависимости от сумм полученных ими доходов. Вышеупомянутый подход характеризуется низким уровнем поступлений страховых взносов от самозанятой категории плательщиков, получающих доход свыше 300 000 рублей, и высокозатратным администрированием, предполагающим сложное взаимодействие между Пенсионным фондом Российской Федерации и ФНС России, которое не соотносится с полученным эффектом от применения такого подхода (в 2015 году были запланированы поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 1% от сумм дохода самозанятых плательщиков, превышающих 300 000 руб., в размере 35,9 млрд. руб. При этом фактически поступило 16,1 млрд. руб. (исполнение годового прогноза поступлений составило 44,9%).
В целях решения данной проблемы Правительством Российской Федерации поручено внести изменения в законодательство Российской Федерации о страховых взносах в части уплаты самозанятой категорией плательщиков страховых взносов - индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере исходя из минимального размера оплаты труда с постепенным повышением размера такого платежа. Кроме того, в целях выравнивания размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование для работающего и неработающего населения принято решение об установлении для самозанятой категории плательщиков фиксированного размера страховых взносов на обязательное медицинское страхование на уровне не ниже взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения (пункт 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 12.02.2016 N ОГ-П12-45пр).
В связи с этим законопроектом предусматривается внесение изменений в статьи 14 и 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), в соответствии с которыми для самозанятой категории плательщиков, определенной в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ (индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), устанавливается уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование только в фиксированном размере (одинаковом для всех плательщиков) исходя из минимального размера оплаты труда с постепенным повышением указанного размера с 2017 года и доведением до размера 2 МРОТ х 26% х 12 мес. в 2021 году (то есть в 2017 г. исходя из 1,2 МРОТ, в 2018 г. исходя из 1,4 МРОТ, в 2019 г. исходя из 1,6 МРОТ, в 2020 г. исходя из 1,8 МРОТ, в 2021 г. и далее исходя из 2 МРОТ).
Размер страхового взноса на обязательное медицинское страхование для вышеупомянутой категории плательщиков устанавливается равным тарифу страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассчитанному в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 354-ФЗ "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" для соответствующего субъекта Российской Федерации, в котором плательщик страховых взносов зарегистрирован в качестве страхователя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.