Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 16.03.2016 г.)
Проект федерального закона разработан в соответствии с пунктом 6 поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 12 декабря 2014 года N ДМ-П12-9175 в связи с обнаружившимся пробелом в правовом регулировании осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими услуги населению или являющимися собственниками объектов и транспортных средств, новых конкретных требований законодательства об обеспечении их доступности для инвалидов.
В связи с ратификацией в 2012 году Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов в 2013-2014 годах принято свыше 15 законодательных актов о внесении изменений в более чем 30 федеральных законов*(1) в целях установления конкретных обязанностей государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений и организаций (независимо от организационно-правовой формы) по обеспечению инвалидам доступности к различным объектам, средствам связи, информации и транспорта, предоставляемым населению услугам, а также по оказанию им помощи в преодолении барьеров, мешающих им в достижении этих объектов и услуг.
Однако в действующие в настоящее время правовое регулирование осуществления государственного контроля (надзора) не внесены нормы, позволяющие установить полномочия органов власти по осуществлению контроля (надзора) за соблюдением вышеуказанных вновь введенных требований к доступности для инвалидов объектов и услуг. Не определен также механизм реализации контрольно-надзорных функций по данному вопросу в рамках осуществления уже установленных видов контроля и надзора в соответствующих сферах предоставления услуг населению.
В настоящее время в положениях об органах, осуществляющих на федеральном и региональном различные виды государственного контроля и надзора, не предусмотрены их полномочия по проведению в рамках этих видов контроля и надзора проверок выполнения в соответствующих сферах (транспорта, связи и информации, образования, культуры, здравоохранения, градостроительства, жилищно-коммунального обслуживания и т.д.) законодательно установленных требований доступности для инвалидов объектов и услуг.
Отсутствует и механизм определения органов власти, уполномоченных на осуществление данных контрольно-надзорных функций (в режиме осуществления как федерального, так и регионального контроля (надзора). Соответствующие полномочия, в частности, не предоставлены высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Отдельные имеющиеся упоминания (в законодательстве о занятости, социальной защите) о контроле за соблюдением прав инвалидов не встроены в общую систему правового регулирования государственного контроля и надзора, особенно в части установления механизма осуществления проверок и определения мер административного воздействия в связи с выявленными нарушениями требований законодательства об обеспечении доступности для инвалидов объектов и услуг.
Указанный правовой пробел является основной причиной фактического отсутствия системы государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг и выполнением органами государственной власти своих обязанностей по этому вопросу.
На практике это приводит к фактической невозможности защиты инвалидами своих прав на безбарьерную среду в рамках досудебных процедур обжалования неправомерных решений и действий с использованием механизмов государственного контроля и надзора.
Проектом федерального закона предусматривается устранить вышеуказанные пробелы в правовом регулировании и установить правовые условия для исполнения уполномоченными органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) функций по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательно установленных требований к доступности для инвалидов объектов и услуг в рамках возложенных на них в настоящее время контрольно-надзорных полномочий.
При этом проектом федерального закона не предусматривается установление новых видов государственного контроля и надзора.
На федеральном уровне контрольно-надзорные функции в сфере обеспечения доступности для инвалидов объектов и услуг предусматривается встроить в осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти виды федерального контроля и надзора в соответствующих сферах, которые, в том числе, установлены статьей 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
Возложение на них данных функций в соответствии с действующей в настоящее время нормой Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ будет осуществляться Правительством Российской Федерации путем внесения необходимых дополнений в положения о данных уполномоченных органах.
На региональном уровне также предусматривается, не вводя новых видов контроля (надзора), определить отдельные контрольно-надзорные функции за обеспечением законодательно установленных условий доступности для инвалидов объектов и услуг, встроив их в уже осуществляемые уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации виды регионального государственного контроля (надзора), определенные Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ и статьей 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184 - ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184 - ФЗ).
Возложение исполнения таких функций на конкретный исполнительный орган государственной власти в субъекте Российской Федерации будет осуществляться (как это сейчас и предусмотрено) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Реализация органами власти, уполномоченными на осуществление контрольно-надзорных функций в этой сфере, будет осуществляться с использованием механизмов и процедур, установленных Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.
Вышеизложенные нормы исключают дублирование полномочий и функций региональных и федеральных органов власти при осуществлении государственного контроля (надзора) за обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере возложенных на них общих контрольно-надзорных полномочий.
С учетом вышеизложенного рассматриваемым проектом федерального закона устанавливается, что государственный контроль (надзор) за обеспечением условий доступности для инвалидов объектов и услуг осуществляется в целях оценки соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по предоставлению услуг населению, требований законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к данным услугам в рамках уже осуществляемых ими видов (федерального или регионального) государственного контроля и надзора в соответствующих сферах предоставления населению услуг или обслуживания.
Принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов средств федерального бюджета, бюджетов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также не потребует создания новых органов государственной власти или их структурных подразделений.
Реализация полномочий по осуществлению государственного контроля (надзор) за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемым им услугам осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности их работников, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
-------------------------------------------
*(1) В числе данных законодательных актов Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.