Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
(подготовлен Минэкономразвития России 21.03.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее соответственно - законопроект, КоАП) подготовлен во исполнение подпункта "а" пункта 1 поручения Президента Российской Федерации от 26 января 2016 г. N Пр-115, подпункта "а" пункта 1 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И. И. Шувалова от 28 января 2016 г. N ИШ-П13-383, а также пункта 52 Плана действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году.
Целями законопроекта является обеспечение применения к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения при первичном выявлении в ходе контрольно-надзорных мероприятий допущенных ими нарушений с одновременной выдачей предписания об устранении этих нарушений.
В данных целях законопроектом устанавливается унифицированный механизм замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, применяемый в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, соответствующих условиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", а также должностных лиц таких юридических лиц.
Законопроект подготовлен, исходя из принципа добросовестности субъектов малого и среднего предпринимательства и должностных лиц контрольно-надзорных органов, и предусматривает учет интересов субъектов малого и среднего предпринимательства без ущерба для целей контрольно-надзорной деятельности.
Предупреждение в качестве безальтернативной санкции предлагается применять при совокупности следующих условий:
совершение административного правонарушения впервые (с учетом срока, установленного статьей 4.6 КоАП, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию);
отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба;
согласие лица с вменяемым ему административным правонарушением и выданным предписанием органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об устранении нарушений обязательных требований, образующих событие данного правонарушения;
устранение нарушений обязательных требований, образующих событие административного правонарушения, путем исполнения выданного предписания в полном объеме и в сроки, установленные данным предписанием и согласованные с лицом, которому оно выдано, до рассмотрения по существу дела об административном правонарушении.
В этой связи законопроектом статья 4.1 КоАП (Общие правила назначения административного наказания) дополняется новой частью 3.4, устанавливающей специальный порядок смягчения административного наказания в виде административного штрафа путем замены его на предупреждение.
В целях гармонизации сроков давности привлечения указанных выше лиц к административной ответственности и сроков исполнения ими предписаний органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в соответствии с проектируемыми частью 3.4 статьи 4.1 КоАП предусматривается приостановление течения срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП, до окончания установленного в предписании срока его исполнения.
Для обеспечения процессуального механизма реализации нормы части 3.4. статьи 4.1 КоАП РФ статья 28.2 КоАП дополняется частью 7, предусматривающей, что при составлении должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля протокола об административном правонарушении в нем делается отметка о выдаче лицу соответствующего предписания, которое является неотъемлемой частью данного протокола. При этом лицо, в отношении которого составляется протокол, берет на себя обязанность исполнить предписание в полном объеме и в согласованные с органом государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сроки, указываемые в предписании.
В целях обеспечения лицам, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении и которым одновременно выдано предписание, возможности исполнить данное предписание до рассмотрения дела об административном правонарушении, статью 29.6 КоАП предлагается дополнить частью 6, предусматривающей приостановление течения срока рассмотрения дела, установленного частями 1,1.1, 3 данной статьи до поступления судье, органу, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, акта внеплановой проверки, содержащего сведения о выполнении или невыполнении предписания органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Принятие законопроекта позволит применять административное наказание в виде предупреждения в качестве меры административной ответственности взамен административного штрафа к субъектам малого и среднего предпринимательства сопоставимо с характером допущенных ими нарушений обязательных требований, образующих событие административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями, а также с учетом исполнения предписания органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля об устранении нарушений обязательных требований. Реализация законопроекта направлена на то, чтобы в конечном счете обеспечить дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, предотвратить чрезмерное, несоотносимое с достигнутым уровнем социально-экономического развития Российской Федерации административное принуждение, сделать акцент на профилактике административных правонарушений, совершаемых субъектами малого и среднего бизнеса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.