Проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов и объектов недропользования"
(подготовлен Минэкономразвития России 20.03.2016 г.)
Вносится Правительством
Российской Федерации
Проект
Федеральный закон
О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов и объектов недропользования
Статья 1.
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст. 5276; 2005, N 1, ст. 15, 17; N 10, ст. 763;N 30, ст. 3122, 3128; 2006, N 1, ст. 17; N 17, ст. 1782; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2880, 2881; N 31, ст. 3453; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279, 5282; N 52,ст. 5498; 2007, N 1, ст. 23, 24; N 10, ст. 1148; N 21, ст. 2455; N 26, ст. 3075; N 31, ст. 4009; N 45, ст. 5417; N 46, ст. 5553; 2008, N 20, ст. 2251, 2253; N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3597, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 19; N 11, ст. 1261; N 29, ст. 3582; ст. 3601; N 30, ст. 3735; N 52 , ст. 6416; 6419, 6441; 2010, N 30, ст. 3998; 2011, N 1, ст. 47, 54; N 13, ст. 1688; N 15, ст. 2029; N 25, ст. 3531; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4284; N 30, ст. 4562, 4563, 4567, 4590, 4594, 4605, 7011, 2013, N 9, ст. 873; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4225, 4235; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 52; N 10, ст. 1418; N 17, ст. 2477; N 27, ст. 3997; N 29, ст. 4339; N 29, ст. 4359, 4378; N 41, ст. 5631) следующие изменения:
1) в наименовании главы IV слова "ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ (СЕРВИТУТ)," исключить;
2) статью 23 признать утратившей силу;
3) дополнить главой IV.1 следующего содержания:
"Глава IV.1. Публичные сервитуты
Статья 24.1. Понятие публичного сервитута
1. Под публичным сервитутом понимается установленное решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления ограничение прав на земельный участок, находящийся, в том числе в частной собственности, или в отношении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в силу которого разрешается ограниченное пользование чужим земельным участком (землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности).
2. Публичный сервитут устанавливается вне зависимости от наличия господствующей недвижимости, то есть вне зависимости от наличия у обладателя сервитута прав собственности на соседний земельный участок, здания или сооружения, для использования которых необходимо установление публичного сервитута.
Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированном праве на обременяемые публичным сервитутом земельные участки, и отсутствие надлежащего описания их границ не является препятствием к установлению публичного сервитута.
Наличие иного обременения земельного участка или ограничения прав на земельный участок не является препятствием для установления публичного сервитута, за исключением случаев, когда ранее возникшее ограничение прав на земельный участок запрещает виды деятельности, для обеспечения которой необходимо установление публичного сервитута.
3. Публичный сервитут может устанавливаться только для обеспечения видов деятельности, указанных в статье 24.3 настоящего Кодекса. Обладателем публичного сервитута может быть только юридическое лицо, осуществляющее данную деятельность.
4. Особенности установления сервитутов, в том числе публичных, в отношении полос отвода автомобильных дорог для размещения инженерных сооружений, объектов дорожного сервиса и рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статья 24.2. Органы, уполномоченные устанавливать публичный сервитут
1. Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления (далее - орган, уполномоченный устанавливать публичный сервитут):
а) органа, уполномоченного на принятие решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии со статьей 56.2 настоящего Кодекса, если публичный сервитут устанавливается для целей размещения объектов, указанных в подпункте 2 статьи 49 настоящего Кодекса или в целях пользования недрами, совпадающих с целями установления публичного сервитута, предусмотренными статьей 24.3 настоящего Кодекса;
б) органа местного самоуправления поселения (городского округа), муниципального района (в отношении межселенных территорий) - в иных случаях.
2. Законами субъектов Российской Федерации полномочия, указанные в подпункте "б" пункта 1 настоящей статьи могут быть переданы иным органам местного самоуправления или органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Если публичный сервитут необходимо установить в связи с переносом линейного сооружения (объекта) с изымаемого для государственных или муниципальных нужд земельного участка, то он устанавливается органом, принимающим решение об изъятии данного земельного участка.
4. На территории городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя публичный сервитут устанавливается решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, если законом указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что публичные сервитуты устанавливаются решениями органов местного самоуправления.
Статья 24.3. Цели установления публичных сервитутов
Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения следующих видов деятельности:
1) для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) сооружений (объектов) электросетевого хозяйства, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, линий и сооружений связи, в том числе антенно-мачтовых сооружений, трубопроводов различного назначения, а также их принадлежностей, если указанные сооружения являются объектами федерального, регионального или муниципального значения, либо необходимы для оказания услуг неограниченному кругу лиц;
2) в целях складирования строительных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), стоянок строительной техники, необходимых для ремонта, реконструкции и строительства объектов транспорта федерального, регионального или муниципального значения;
3) пользования недр и размещения линейных и площадных сооружений, а также их принадлежностей, необходимых для использования недр;
4) проведения изыскательских работ, в том числе работ по геологическому изучению недр, и исследовательских работ, проводимых для обоснования размещения сооружений (объектов), указанных в настоящем пункте;
5) размещения геодезических, предупреждающих и иных информационных знаков;
6) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства и рыбоводства;
7) устройства защитных сооружений;
8) обеспечения подъезда к сооружениям (объектам), указанным в настоящей статье, если данный подъезд не обеспечивается долгосрочным публичным сервитутом.
Статья 24.4. Порядок установления публичного сервитута
1. Лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута (далее - заявитель), направляет в орган, уполномоченный устанавливать публичный сервитут, ходатайство об установлении публичного сервитута, в котором указывает:
1) наименование и место нахождения заявителя, а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
2) цель установления публичного сервитута, в соответствии со статьей 24.3 настоящего Кодекса;
3) испрашиваемый (предполагаемый) срок действия публичного сервитута;
4) реквизиты проекта планировки территории, проекта межевания территории, которыми предусмотрено размещение сооружения, в целях размещения которого испрашивается публичный сервитут (при их наличии);
5) реквизиты лицензии на пользование недрами в случае установления публичного сервитута для целей недропользования;
6) обоснование необходимости установления публичного сервитута, в случае отсутствия документации по планировке территории или лицензии на пользование недрами (в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, в аренде, владении или пользовании иных лиц). В указанном обосновании приводятся доводы и расчеты, касающиеся наиболее безопасного и целесообразного способа установления публичного сервитута;
7) почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с заявителем.
2. К ходатайству об установлении публичного сервитута, прилагается документ, содержащий описание границ испрашиваемого (предполагаемого) публичного сервитута в виде:
1) описания границ испрашиваемого (предполагаемого) публичного сервитута, содержащего перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, за исключением подачи ходатайства об установлении краткосрочного публичного сервитута;
2) схемы границ испрашиваемого (предполагаемого) публичного сервитута на кадастровом плане территории, если ходатайство подано об установлении краткосрочного публичного сервитута в отношении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, и не предоставленных третьим лицам.
3. Форма описания границ сервитута, требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ сервитута, форме электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Описание границ публичного сервитута должно быть изготовлено и подано в электронном виде.
4. Если осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции, сноса или переноса ранее размещенного линейного сооружения, к ходатайству об установлении публичного сервитута должно быть приложено соглашение об условиях реконструкции, сноса или переноса линейных сооружений, заключенное с их правообладателем.
5. В случае обращения представителя юридического лица к заявлению об установлении публичного сервитута прилагается копия доверенности, подтверждающая полномочия представителя, заверенная в установленном законом порядке.
6. Ходатайство об установлении публичного сервитута и приложения к нему могут быть поданы в письменном или в электронном виде в порядке, установленном для подачи заявлений о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Форма ходатайства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области земельных отношений.
7. Изготовление описания границ публичного сервитута или схемы границ сервитута на кадастровом плане территории обеспечивает лицо, заинтересованное в установлении публичного сервитута, а в случае, когда публичный сервитут устанавливается в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд - лицо, указанное в пункте 1 статьи 56.7 настоящего Кодекса.
8. Ходатайства об установлении публичного сервитута рассматриваются в порядке их поступления.
9. Орган, уполномоченный устанавливать публичный сервитут, рассматривает ходатайство и прилагаемые к нему документы и в течение двадцати рабочих дней со дня поступления указанного ходатайства принимает решение об установлении публичного сервитута или об отказе в его установлении.
10. Решение об установлении публичного сервитута должно содержать:
1) цели установления публичного сервитута;
2) сведения об обладателе (обладателях) публичного сервитута;
3) срок, на который устанавливается публичный сервитут;
4) указание на нормативные акты, определяющие содержание ограничений прав на землю в границах охранных зон сооружений, для размещения которых устанавливается публичный сервитут;
5) расчет и порядок внесения платы за публичный сервитут (в случае установления публичного сервитута на земельных участках (землях), находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе собственность на которые не разграничена).
11. Подача ходатайства об установлении публичного сервитута не требуется в случае установления публичного сервитута для размещения линейных сооружений, переносимых с земельного участка, изъятого для государственных или муниципальных нужд .
12. К решению об установлении публичного сервитута прилагается документ, указанный в пункте 2 настоящей статьи.
13. Если к решению об установлении публичного сервитута прилагается описание границ сервитута, то указанное решение направляется в орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения.
Правовые последствия установления публичного сервитута возникают с момента внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости. Краткосрочный сервитут в отношении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленных третьим лицам, считается установленным со дня принятия соответствующего решения.
14. Решение об установлении публичного сервитута подлежит опубликованию в порядке, установленном подпунктами 1 и 2 пункта 10 статьи 56.6 настоящего Кодекса для опубликования решений об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
15. Правообладатель земельного участка, обремененного публичным сервитутом также уведомляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости").
16. В пятидневный срок после принятия решения об установлении публичного сервитута электронная копия такого решения (решения об отказе в его установлении) направляется органом, уполномоченным устанавливать публичный сервитут, заявителю.
17. Решение об установлении публичного сервитута (об отказе в его установлении) может быть обжаловано в судебном порядке.
Статья 24.5. Основания для отказа в установлении публичного сервитута
В установлении публичного сервитута должно быть отказано, если:
1) деятельность, осуществляемая в соответствии с целями установления публичного сервитута, запрещена в отношении обременяемого земельного участка в соответствии с федеральными законами;
2) цели установления публичного сервитута, указанные в ходатайстве, не предусмотрены статьей 24.3 настоящего Кодекса;
3) деятельность, для которой испрашивается публичный сервитут повлечет долговременную невозможность использования всего обременяемого земельного участка (три месяца - для земельных участков, предназначенных для жилищного, в том числе индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного хозяйства, один год - для иных земельных участков). Правила настоящего подпункта не распространяются на случаи установления публичного сервитута в отношении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности и не обремененных правами иных лиц;
4) осуществление публичного сервитута повлечет необходимость реконструкции, сноса или переноса ранее размещенного линейного сооружения, и не предоставлено соглашение об условиях реконструкции, сноса или переноса линейных сооружений, заключенное с правообладателем такого объекта;
5) местоположение сооружения, для размещения которого испрашивается публичный сервитут не соответствует местоположению, предусмотренному утвержденной документацией по планировке территории в отношении данного сооружения (при наличии такой документации) либо делает невозможным использование земельных участков в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории;
6) ходатайство об установлении публичного сервитута подано в ненадлежащий орган или представленные документы не соответствуют требованиям установленным в пунктах 1-3 статьи 24.4 настоящего Кодекса;
7) заявитель не является юридическим лицом или не имеет права осуществлять деятельность, для осуществления которой допускается установление публичного сервитута.
Статья 24.6. Соглашение о порядке осуществления публичного сервитута
1. Размер платы за публичный сервитут, а также порядок и срок ее внесения, график и сроки работ, осуществляемых на условиях публичного сервитута, определяются соглашением о порядке осуществления публичного сервитута.
Форма соглашения о порядке осуществления публичного сервитута утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области земельных отношений.
Соглашение о порядке осуществления публичного сервитута заключается на срок действия публичного сервитута.
Если публичный сервитут устанавливается в отношении земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных третьим лицам, соглашение о порядке осуществления публичного сервитута не заключается.
2. Проект соглашения о порядке осуществления публичного сервитута подготавливается обладателем публичного сервитута. Указанное соглашение заключается между обладателем публичного сервитута и собственником земельного участка, землевладельцем, землепользователем или арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
3. Проект соглашения о порядке осуществления публичного сервитута направляется правообладателям земельных участков в порядке, установленном пунктом 3 статьи 56.10 настоящего Кодекса для направления соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Указанный проект соглашения, подписанный обладателем публичного сервитута, направляется по почтовому адресу, содержащемуся в Едином государственном реестре прав недвижимости, по которому осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано. В случае отсутствия в реестре прав на недвижимость сведений о зарегистрированном праве на обременяемый публичным сервитутом земельный участок, соглашение о порядке осуществления публичного сервитута направляется лицом, ходатайствующем об установлении публичного сервитута по всем известным ему адресам правообладателя земельного участка, обременяемого публичным сервитутом.
4. В случае если в Едином государственном реестре прав недвижимости содержится только адрес электронной почты, по которому осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, то проект соглашения о порядке осуществления публичного сервитута направляется правообладателю земельного участка только в электронном виде. Электронная копия проекта соглашения о порядке осуществления публичного сервитута должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью обладателя публичного сервитута.
5. Если в течение одного месяца со дня направления соглашения о порядке осуществления публичного сервитута указанное соглашение не подписано правообладателем земельного участка, в том числе вследствие его отсутствия по адресам места жительства или нахождения юридического лица, либо вследствие его отказа от переговоров по данному вопросу с обладателем публичного сервитута, либо вследствие недостижения согласия между сторонами, то плата за публичный сервитут вносится в депозит нотариуса по месту нахождения земельного участка, а график работ считается согласованным. При этом плата за публичный сервитут определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 24.8 настоящего Кодекса.
6. График работ, осуществляемых на условиях публичного сервитута, может быть изменен судом по иску правообладателя земельного участка, если это не приводит к нарушению требований безопасности и не увеличивает размер убытков правообладателя земельного участка. Размер платы может за публичный сервитут может быть оспорен в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 24.8 настоящего Кодекса.
7. Обладатель публичного сервитута имеет право приступить к его осуществлению со дня подписания соглашения о порядке осуществления публичного сервитута, либо со дня внесения в депозит нотариуса платы за публичный сервитут в соответствии с правилами пункта 5 настоящей статьи.
Если публичный сервитут был установлен в отношении земельных участков (земель), находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности и не предоставленных третьим лицам, то обладатель сервитута вправе приступить к его к осуществлению после внесения платы за публичный сервитут, рассчитанной в соответствии с решением об установлении публичного сервитута.
Статья 24.7. Содержание публичного сервитута
1. Обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя земельного участка прав владения, пользования и распоряжения таким земельным участком или его частью.
Публичный сервитут должен устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для сохранения разрешенного использования земельного участка.
2. Публичный сервитут осуществляется вне зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельных участков (земель), за исключением случаев, когда деятельность, осуществляемая на условиях публичных сервитутов, запрещена в соответствии с федеральными законами.
3. Публичный сервитут устанавливается в границах, определенных в соответствии с нормами установления охранных зон для сооружений, размещаемых на условиях публичного сервитута, либо в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории или проектной документацией или в соответствии с нормами отвода земель для строительства соответствующих сооружений.
4. Установление охранных зон линейных сооружений, размещенных на условиях публичного сервитута, не требуется.
5. Публичный сервитут устанавливается на срок до 50 лет для целей, размещения сооружений, указанных в статье 24.3 настоящего Кодекса (долгосрочный публичный сервитут), а в случаях, установленных пунктами 2 и 4 указанной статьи - на срок до трех лет (краткосрочный публичный сервитут). Заявитель вправе ходатайствовать об установлении публичного сервитута на меньший срок.
Срок публичного сервитута, устанавливаемого для целей пользования недрами, не может превышать более чем на два года срок действия соответствующей лицензии на пользование недрами.
6. Установление публичного сервитута дает право обладателю публичного сервитута или действующему по соглашению с ним лицу, обеспечивающему размещение и содержание сооружения (объекта), для которого установлен публичный сервитут, осуществлять в соответствии с требованиями законодательства:
1) проход, проезд, провоз и складирование строительных материалов через земельный участок, необходимый для размещения сооружений, указанных в статье 24.3 настоящего Кодекса,
2) строительство сооружений, указанных в статье 24.3 настоящего Кодекса, а также временных или вспомогательных сооружений, необходимых для такого строительства;
3) эксплуатацию, текущее содержание и охрану сооружений, указанных в статье 24.3 настоящего Кодекса;
4) консервацию и снос принадлежащих обладателю публичного сервитута сооружений;
5) земляные, изыскательские работы и рекультивацию земель;
6) рубку лесных насаждений, если это необходимо для целей установления публичного сервитута.
7. Обладатель публичного сервитута приобретает права на вещи, в том числе недвижимые, размещенные им на чужом земельном участке в связи с осуществлением публичного сервитута, если иное не установлено заключенным с правообладателем обремененного земельного участка соответствующим соглашением.
8. Обладатель публичного сервитута в связи с произведенным ремонтом или реконструкцией сооружения (вследствие которой изменяется исключительно местоположение линейных сооружений) вправе самостоятельно уточнить его границу при условии, что общая площадь обременения не увеличивается, а расстояние от оси линейного сооружения до границы публичного сервитута изменяется не более чем на 10% от прежнего, и не нарушит требования безопасности эксплуатации зданий, сооружений. Для этого обладатель публичного сервитута обращается с соответствующим заявлением в орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением описания уточненных границ публичного сервитута.
9. Обладатель публичного сервитута обязан привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с установленным видом разрешенного использования, после завершения строительства, ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации или сноса сооружений, для размещения которых был установлен публичный сервитут, либо после проведения изыскательских или исследовательских работ.
10. Правообладатель земельного участка, в отношении которого устанавливается публичный сервитут, не вправе осуществлять действия, которые исключают или затрудняют осуществление публичного сервитута.
11. Публичный сервитут следует судьбе сооружений, для размещения которых установлен, в случае, если права на такие сооружения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Если для размещаемых сооружений не требуется регистрация в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", то такие объекты следуют судьбе публичного сервитута.
Переход права собственности на обремененный земельный участок, преобразование обремененного земельного участка, либо предоставление земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не влечет прекращения или пересмотра условий публичного сервитута и его границ.
Статья 24.8. Плата за публичный сервитут
1. В отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и не предоставленного третьим лицам, плата за публичный сервитут устанавливается в размере:
1) 0,01 процента кадастровой стоимости земельного участка, подлежащих уплате за каждый год использования земельного участка на условиях краткосрочного публичного сервитута;
2) 0,5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, подлежащих уплате за весь срок использования земельного участка на условиях долгосрочного публичного сервитута.
2. Правообладатель земельного участка, не заключивший соглашение о порядке осуществления публичного сервитута, может оспорить размер платы за установление публичного сервитута в судебном порядке в течение трех лет со дня ее внесения в депозит нотариуса. Суммы, внесенные в депозит нотариуса, зачитываются в счет такого возмещения.
3. Плата за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков (земель) находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных третьим лицам, вносится разовым платежом не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установлении публичного сервитута.
4. В случаях, если необходимо использование части земельного участка, плата за публичный сервитут устанавливается пропорционально площади указанной части земельного участка. Если кадастровая стоимость в отношении земельного участка (земель) не определена, она принимается равной среднему показателю кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения.
5. Плата за публичный сервитут является платой за занятие земельного участка и размещение сооружений на условиях публичного сервитута. Однако плата за публичный сервитут не покрывает прочих убытков, вызванных деятельностью, осуществляемой в связи с установлением публичного сервитута, предусмотренных статье 57 настоящего Кодекса, а также вызванных случайным повреждением имущества, повреждением имущества вследствие аварии или в связи с предотвращением аварии. Плата за публичный сервитут также не покрывает убытки, причиненные обладателем публичного сервитута правообладателю земельного участка, в результате деятельности, не связанной с осуществлением публичного сервитута.
Размер присуждаемых судом убытков не может быть больше разницы в рыночной стоимости соответствующего земельного участка до и после его обременения публичным сервитутом.
В случае досрочного прекращения публичного сервитута, внесенная за него плата не возвращается.
6. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка или его части в соответствии с установленным видом разрешенного использования, собственник земельного участка вправе требовать выкупа данного земельного участка или соответствующей его части, а иной правообладатель земельного участка - соразмерного возмещения убытков. Указанные требования предъявляются к обладателю публичного сервитута, установление которого привело к невозможности использовать земельный участок, а при наличии нескольких публичных сервитутов - к обладателю того публичного сервитута, установление которого привело к использованию земельного участка наиболее обременительным образом.
Статья 24.9 Прекращение публичного сервитута
1. Публичный сервитут подлежит прекращению на основании решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об установлении публичного сервитута, в случае, если:
1) деятельность, для осуществления которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении трех и более лет;
2) обремененный земельный участок был изъят для государственных или муниципальных нужд и установленный публичный сервитут противоречит целям изъятия;
3) в связи с подачей ходатайства о прекращении публичного сервитута;
4) в связи с не поступлением в установленный срок платы за публичный сервитут, установленный в отношении земельных участков (земель), находящихся в государственной или муниципальной собственности и не представленных третьим лицам.
2. В случае истечения срока, на который установлен публичный сервитут, он считается прекращенным по истечении последнего дня последнего месяца указанного срока. Принятие решения о прекращении публичного сервитута в этом случае не требуется.
3. Правообладатель земельного участка вправе требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также:
1) в связи с невозможностью использования земельного участка, обремененного публичным сервитутом, в связи с изменением разрешенного использования земельного участка;
2) в связи с изменением документации по планировке территории, на основании которой был установлен публичный сервитут, предусматривающего иное местоположение сооружения, для размещения которого был установлен публичный сервитут, при условии, что текущее местоположение указанного сооружения делает невозможным использование земельного участка.
4. Обладатель публичного сервитута вправе отказаться от его осуществления в любое время, при этом такой отказ не прекращает его обязанностей осуществить рекультивацию земель (при необходимости такой рекультивации), а так же снести сооружения, размещенные на условиях прекращаемого публичного сервитута.".
4) в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 слова "строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение)" заменить словом "размещения";
5) в пункте 4 статьи 39.25 исключить слово "действия";
6) в статье 39.36:
а) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"На условиях, предусмотренных настоящим пунктом, могут размещаться сооружения, регистрация прав собственности на которые не требуется, либо сооружения, размещаемые на землях общего пользования или на иных земельных участках, в качестве средства подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, вне зависимости от необходимости такой регистрации. Права собственности на построенные сооружения, размещенные на условиях, предусмотренных настоящим пунктом и не требующие государственной регистрации права, возникают у лица, обеспечившего их строительство со дня завершения такого строительства.";
б) в пункте 4 слова "принудительные снос или демонтаж указанных объектов (за исключением случаев, если наличие указанных объектов приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием)" заменить словами "прекращение права собственности на них у прежнего владельца. Однако правообладатель земельного участка вправе требовать по суду снести или перенести указанные сооружения, если они приводит к невозможности использования земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием и не используются более для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, расположенных на данном земельном участке.";
7) статью 48 изложить в следующей редакции:
"Статья 48. Основания прекращения сервитута.
Сервитут прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а сервитут, установленный в отношении государственных или муниципальных земельных участков в соответствии с главой V.3 настоящего Кодекса, также и по основаниям, предусмотренным статьей 24.9 настоящего Кодекса.
Основания для прекращения публичных сервитутов определяются статьей 24.9 настоящего Кодекса.";
8) в статье 56.4:
а) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
"6.1. В случае необходимости временного занятия земельного участка на условиях публичного сервитута, а также переноса линейных сооружений из границ земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, к ходатайству прилагается описание границ устанавливаемых публичных сервитутов, а также обосновывается их местоположение по правилам статьи 24.4 настоящего Кодекса.";
б) пункт 11 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:
"5) размещение объекта, указанного в статье 49 настоящего Кодекса, возможно на условиях публичного сервитута;";
9) статью 56.6 дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
"4.1. Если сооружение, находящееся на земельном участке, изымаемом для государственных или муниципальных нужд, не может быть сохранено на данном земельном участке на условиях сервитута, но отвечает признакам, предусмотренным пунктом 1 статьи 24.3 настоящего Кодекса, то в решении об изъятии должны содержаться положения об установлении публичного сервитута с целью размещения данных сооружений на иных земельных участках.
Владелец данного сооружения вправе подать ходатайство об установлении долгосрочного публичного сервитута или уточнить границу публичного сервитута в соответствии с Главой IV.1 настоящего Кодекса.";
10) пункт 3 статьи 56.8 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
"4) в случае переноса сооружения, указанного в пункте 1 статьи 24.3 настоящего Кодекса, оплачивается стоимость работ по переносу сооружения и плата за долгосрочный публичный сервитут, устанавливаемых в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.";
11) статью 56.9 дополнить пунктом 8 следующего содержания:
"8. Соглашение об изъятии недвижимости, заключенное по поводу переноса сооружения, предусмотренного пунктом 24.3 настоящего Кодекса, должно содержать схематическое описание границ публичного сервитута, технические условия осуществления, сроки такого переноса, размер возмещения за перенос, которое выплачивается правообладателю сооружения либо обязательство стороны, заключившей соглашение об изъятии недвижимости, осуществить данный перенос своими силами и средствами.";
12) в Главе VIII слова "ВРЕМЕННОМ ЗАНЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ," исключить;
13) в статье 57:
а) в названии статьи слова "временном занятии земельных участков," исключить;
б) подпункт 3 пункта 1 признать утратившим силу;
в) в пункте 4 слова "принятию решения о временном занятии земельных участков или" исключить;
г) в пункте 5 слова "временным занятием земельных участков," исключить;
14) пункт 3 статьи 89 дополнить предложением следующего содержания: "Данные правила не распространяются на определение границ сервитутов или публичных сервитутов, устанавливаемых для размещения электрических сетей.".
Статья 2.
Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 17; N 25, ст. 2425; 2006, N 1, ст. 3, 17; N 17, ст. 1782; N 27, ст. 2881; N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 31, ст. 4009; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; N 48, ст. 5812; N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3597; 2009, N 1, ст. 19; N 19, ст. 2281, 2283, N 29, ст. 3582; N 52, ст. 6418, 6427; 2010, N 30, ст. 3999; 2011, N 1, ст. 47; N 13, ст. 1688; N 29, ст. 4300; N 30 , ст. 4562; 2012, N 27, ст. 3587, N 53 ,ст. 7614, 7615; 2013, N 14, ст. 1651, N 23, ст. 2866, 2881, N 27, ст. 3477, N 30, ст. 4072; 2014 N 26, ст. 3377; 2015 N 1, ст. 9, 38, 72, N 10, ст. 1418, N 24, ст. 3369) изменение, дополнив статьей 3.5 следующего содержания:
"Статья 3.5
1. Юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении сооружения, в том числе линейные, которые в соответствии с законодательством могут размещаться на условиях публичного сервитута, имеют право оформить по своему желанию право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки на условиях публичного сервитута по правилам, установленным федеральными законами и настоящей статьей, при условии, что сооружения, указанные в настоящем пункте, были введены в эксплуатацию или права на них были зарегистрированы до 1 января 2017 года.
При этом переоформление прав по правилам, предусмотренным настоящей статьей, может быть осуществлено до 1 января 2030 года.
2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается с момента вступления в силу решения об установлении публичного сервитута.
Права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и используемые для размещения линейных сооружений на условиях аренды, могут быть переоформлены на условиях публичного сервитута после прекращения действия аренды.
В случае, если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или право аренды земельного участка было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, то решение об установлении публичного сервитута, обеспечивающего размещение соответствующего сооружения, в том числе линейного, является решением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или право аренды земельного участка. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении публичного сервитута, в недельный срок со дня принятия указанного решения обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды на земельный участок.
3. Если для размещения сооружений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, были образованы земельные участки, то при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования или права аренды на такие участки, на публичный сервитут, данные земельные участки перераспределяются со смежными земельными участками (землями), находящимися в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные третьим лицам.
В случае, если смежные участки находятся в частной собственности, либо находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в аренду третьим лицам, то правообладатели данных земельных участков вправе осуществить перераспределение земельных участков, ранее образованных для размещения линейного сооружения, на условиях безвозмездности.
4. Плата за публичный сервитут, устанавливаемый в порядке, предусмотренном настоящей статьей, не устанавливается.
5. Установленная ранее охранная зона линейного объекта, не препятствующего использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, признается установленным публичным сервитутом. Уполномоченный исполнительной орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение об установлении публичного сервитута в границах охранных зон соответствующего линейного сооружения, объекта недропользования. При этом к названному ходатайству описание границ сервитута не прилагается, если описание границ соответствующей охранной зоны имеется в государственном кадастре недвижимости или Едином государственном реестре недвижимости.
6. Соглашение о порядке осуществления публичного сервитута, установленного в порядке настоящей статьи, не требуется, но может быть заключено по взаимному согласию сторон.".
Статья 3.
Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст. 2455; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688;N 30, ст. 4605; N 49, ст. 7015, 7042; N 50, ст. 7343; 2012, N 30, ст. 4171, 4322; N47, ст. 6390; N 53, ст. 7619; 2013, N 9, ст. 873, 874; N 14, ст. 1651; N 27, ст. 3477, 3480; N30, ст. 4040, 4080, N43, ст. 5452; N 52, ст. 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377, 3386, 3387; N 43, ст. 5799; 2015, N 1, ст. 52, 72, 86; N 17, ст. 2477; N 27, ст. 3967; N 29, ст. 4342,4350, 4378, 4389; N 48, ст. 6705; 2016, N 1, ст. 22, ст. 79) следующие изменения:
1) в пункте 11 статьи 1 слова "границы земельных участков, на которых расположены" заменить словами "оси строящихся на основании разрешения на строительство";
2) статью 41 дополнить частью 2.1. следующего содержания:
"2.1. Подготовка документации по планировке территории не осуществляется:
а) при размещении объектов, на строительство которых не требуется разрешение, также той части линейных объектов, которые непосредственно необходимы для технологического присоединения. В данном случае местоположение размещаемого линейного объекта определяется правообладателем земельного участка, если это не нарушает требования по его безопасному размещению.
б) в случае размещения линейных объектов, обеспечивающих работу объектов недропользования (трубопроводы, подъездные дороги необщего пользования, линии электропередачи и связи и другие линейные сооружения, необходимые для обеспечения функционирования объектов недропользования) в границах участка недр, предоставленного в пользование для геологического изучения недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых, расположенного за границами населенного пункта, подготовка документации по планировке территории не требуется.";
3) статью 42 дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. Содержание и особенности подготовки проекта планировки линейных объектов определяется Правительством Российской Федерации.";
4) в пункте 8 части 5 статьи 43 слова "зон действия" исключить;
5) в пункте 2 части 3 статьи 44 слова "зон действия" исключить;
6) пункт 3 части 5.1. статьи 46 изложить в следующей редакции:
"3) линейных объектов и объектов недропользования, сооружений, размещаемых на условиях публичных сервитутов, а также прочих линейных объектов и объектов недропользования, сооружений, размещаемых вне границ населенных пунктов";
7) в статье 51:
а) в части 7:
- пункт 1 после слов "на земельный участок" дополнить словами "или реквизиты решения об установлении публичного сервитута";
- пункт 2 после слов "проекта межевания территории" дополнить словами "за исключением размещения линейного объекта или объекта недропользования, сооружения на условиях публичного сервитута";
- в пункте 3:
-в подпункте "б" слова "зон действия" исключить;
- подпункт "г" после слов "схемы, отображающие архитектурные решения" дополнить словами ", за исключением случаев выдачи разрешения на строительство линейных объектов и объектов недропользования";
- подпункт "д" после слов "к сетям инженерно-технического обеспечения" дополнить словами ", за исключением случаев выдачи разрешения на строительство линейных объектов и объектов недропользования";
б) в пункте 2 части 11 слова "требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям" заменить словами "или объекта недропользования требованиям проекта планировки территории".
в) часть 17 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) строительства, реконструкции или ремонта линейных объектов и объектов недропользования, сооружений, не являющихся техническими сложными, опасными или уникальными, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, а также частей линейных объектов, непосредственно обеспечивающих технологическое присоединение;";
г) часть 21.8 изложить в следующей редакции:
"21.8. В случае, если разрешение на строительство было выдано обладателю сервитута, то образование земельных участков в границах сервитута не влияет на выданное разрешение на строительство.".
8) в статье 55:
а) в части 3:
- пункт 1 после слов "на земельный участок" дополнить словами "или реквизиты решения об установлении публичного сервитута";
- пункт 2 после слов "проекта межевания территории" дополнить словами "за исключением размещения линейного объекта или объекта недропользования, сооружения на условиях публичного сервитута";
б) пункт 13 дополнить предложением следующего содержания:
"Положения настоящего пункта не распространяются на случаи подачи заявления, когда подано заявление о вводе в эксплуатацию объекта, размещенного на условиях публичного сервитута.".
Статья 4.
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2009, N 11, ст. 1261; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 54; N 30, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6980; 2014, N 11, ст. 1092; N 26, ст. 3377; 2015, N 27, ст. 3997, N 29, ст. 4359) следующие изменения:
1) статью 9 после слова "сервитут" дополнить словами ", в том числе публичный сервитут.";
2) статью 25 дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Деятельность, осуществляемая на условиях сервитута, в том числе публичного сервитута, допускается при любом виде использования лесов, за исключением случаев, когда настоящий Кодекс запрещает ее осуществление.";
3) в статье 26:
а) часть 1 изложить в новой редакции:
"1. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов, либо в соответствии с условиями сервитута.";
б) часть 2 изложить в новой редакции:
"2. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду или на праве сервитута.";
4) часть 2 статьи 43 изложить в новой редакции:
"2. Для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании сервитута или в аренду, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.";
5) статью 49 дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1 Обладатель сервитута подает отчет об использовании лесов только в случае состоявшейся в границах действия сервитута рубки лесных насаждений. В этом случае отчет об использовании лесов подается в год проведения такой рубки.";
6) часть 3 статьи 53.1. изложить в следующей редакции:
"3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, либо на условиях сервитута.";
7) часть 2 статьи 55 изложить в следующей редакции:
"2. Указанные в пункте 4 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов, либо на условиях сервитута.";
8) в статье 77:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19, 30 настоящего Кодекса, а также частью 7 настоящей статьи";
б) дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Договор купли-продажи лесных насаждений заключается с юридическими лицами, не являющимися государственными, муниципальными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями, и гражданами в случае использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, а также на условиях сервитута в отношении древесины, полученной при проведении выборочных рубок и сплошных рубок лесных насаждений, осуществляемых, в том числе в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов и объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых.".
Статья 5.
Внести в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344) следующие изменения:
1) статью 1 дополнить частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. Не подлежат регистрации по правилам настоящего Федерального закона права на временные и вспомогательные здания и сооружения, а также сооружения, получение разрешения на строительство которых не требуется и которые соответствуют признакам, установленным Правительством Российской Федерации. Кроме того, не подлежат регистрации права на объекты незавершенного строительства, которые в случае их завершения строительством, будут соответствовать признакам, установленным настоящей частью.";
2) в части 4 статьи 5 после слов "территориальных зон" дополнить словами "публичных сервитутов";
3) в пункте 3 части 2 статьи 7 после слов "территориальных зон" дополнить словами "публичных сервитутов";
4) в пункте 5 части 5 статьи 8 после слов "с особыми условиями использования территории" дополнить словами "в границах публичных сервитутов";
5) статью 10 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. В реестр границ вносятся следующие сведения о публичных сервитутах:
1) условное обозначение публичного сервитута, состоящего из реквизитов решений органов местного самоуправления или государственной власти, об установлении публичного сервитута;
2) описание границ публичных сервитутов;
3) цель установления публичного сервитута;
4) обладатель публичного сервитута и адрес электронной почты для связи с ним;
5) наименования исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении публичных сервитутов и источники официального опубликования этих решений;
6) ссылка на нормативный правовой акт, в соответствии с которым определяется содержание ограничений прав в границах публичного сервитута;
7) основания прекращения публичного сервитута (для архивных записей).";
6) в статье 32:
а) в части 1:
- пункт 18 изложить в следующей редакции:
"18) Об установлении или изменении границ лесничеств, лесопарков;"
- дополнить пунктом 19 следующего содержания:
"19) об установлении или прекращении публичных сервитутов.";
б) дополнить частью 15.1 следующего содержания:
"15.1. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решения об установлении публичного сервитута направляют решение об установление или прекращении публичного сервитута и описание его границ в течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения (в случае принятия решения об установлении публичного сервитута).";
в) в части 16 после цифры "15" включить цифру "15.1";
г) в части 21 после цифры "15" включить цифру "15.1";
7) в части 1 статьи 33:
после цифры "13" включить цифру "15.1";
8) в статье 34:
а) в части 2:
- в пункте 1 после цифры "15" включить цифру "15.1";
- пункт 2 после слов "границ соответствующих территорий или зон" дополнить словами "либо не приложено описание границ публичного сервитута";
б) в части 4 после цифры "10" включить цифру "15.1";
в) дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости о публичном сервитуте уведомляет обладателя публичного сервитута электронным сообщением об имени (наименовании) правообладателя обремененной недвижимости, адресе электронной почты и (или) почтовом адресе, по которым осуществляется связь с ним.";
9) статью 52 дополнить частями 3-7 следующего содержания:
"3. Публичные сервитуты подлежат регистрации в реестре границ, запись о публичном сервитуте в реестр прав на недвижимость не вносится.
4. По истечении срока, на который сервитут, в том числе публичный был установлен, сведения о нем орган регистрации прав исключает из реестра прав на недвижимость и реестра границ соответственно.
5. В случае поступления решений о прекращении публичного сервитута сведения о публичном сервитуте подлежат исключению из реестра границ.
6. В случае перехода прав на объект недвижимости, размещенный на условиях публичного сервитута, орган регистрации прав вносит изменения в сведения реестра границ об обладателе публичного сервитута.
7. На основании заявления обладателя публичного сервитута об уточнении границ публичного сервитута с приложением описания границ публичного сервитута, орган регистрации прав, вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости при условии, что общая площадь обременения не увеличивается, а расстояние от оси линейного сооружения до границы сервитута изменяется не более чем на 10% от прежнего.".
Статья 6.
Признать утратившими силу:
1) пункт 3 статьи 33 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5279);
2) пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 21, ст. 2455);
3) пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ "О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3418,);
4) статью 2 Федерального закона от 11 июля 2011 года N 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Собрание законодательства РФ, 2011, N 29, ст. 4284);
5) пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3440);
6) пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 411-ФЗ "О внесении изменений в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6976);
7) пункт 15 статьи 1 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2014, N 26, ст. 3377);
8) пункты 3-6 статьи 30 Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 26).
Статья 7.
1. Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2017 года, за исключением пункта 8 статьи 3, который вступает в силу с 1 января 2018 года.
2. Публичные сервитуты, установленные в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации до вступления в силу настоящего федерального закона:
1) сохраняются, если они были установлены для целей, предусмотренных статьей 24.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Федерального закона, но не более чем до 1 января 2030 года;
2) подлежат прекращению органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним до 1 января 2022 года, если они не соответствуют целям, указанным в статье 24.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего Федерального закона.
3. Сооружения, указанные в статье 24.3 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), считаются размещенными на условиях публичного сервитута до 1 января 2022 года без его оформления (при условии, что у правообладателя сооружения отсутствуют права на земельный участок, занятый данным сооружением), если право собственности на них возникло до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Президент |
|
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.