Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства"
(подготовлен Минфином России 24.03.2016 г.)
Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева от 02.06.2015 N ДМ-П12-61пр Министерству экономического развития Российской Федерации совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации поручено представить предложения по повышению ответственности главных распорядителей (распорядителей) средств федерального бюджета (далее - главные распорядители) за соблюдением сроков реконструкции и строительства объектов при осуществлении бюджетных инвестиций, предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, а также предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности).
Во исполнение указанного протокола разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства" (далее - законопроект), который направлен на внесение изменений в главу 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) с целью усиления административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.
Необходимость принятия законопроекта обусловлена следующим.
Действующий порядок подготовки и осуществления капитальных вложений и формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее - ФАИП) предполагает исключительно дисциплинарную ответственность главных распорядителей за своевременность реализации инвестиционных проектов.
Одной из причин несвоевременности реализации главными распорядителями инвестиционных проектов строительства (реконструкции) объектов капитального строительства является нарушение исполнительской дисциплины по обеспечению принятия нормативных правовых актов (решений) об осуществлении капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации, согласование которых с заинтересованными органами исполнительной власти продолжается в финансовом году, в течение которого должны производиться расходы, связанные с организацией строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.
Наряду с этим, сроки реализации инвестиционных проектов нарушаются в результате позднего принятия получателями средств федерального бюджета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета: заключение государственным заказчиками государственных контрактов на проектирование и строительство, заключение соглашений о предоставлении субсидий федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, унитарным предприятиям.
В результате значительный объем расходов федерального бюджета с учетом длительности процедур определения подрядчиков проектных и строительных работ приходится на конец года, что приводит к образованию на конец года дебиторской задолженности по оплаченным авансам, а также к неиспользованию утвержденных в федеральном бюджете бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений и образованию незавершенного строительства.
Кроме того, существует практика планирования бюджетных ассигнований в рамках одного финансового года на разработку проектной документации и на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.
С учетом изложенного, в целях повышения ответственности главных распорядителей, получателей бюджетных средств, осуществляющих бюджетные инвестиции в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставляющих бюджетные инвестиции, субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, межбюджетные трансферты на софинансирование объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности, за нарушение сроков реализации мероприятий по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства предлагается установить административную ответственность должностных лиц за нарушения установленных требований при осуществлении капитальных вложений (статьи 15.15.3 - 15.15.6 Кодекса в редакции законопроекта).
Кроме того, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств предлагается внести изменения в статьи 15.15.3, 15.15.7 и 15.15.11 Кодекса.
В статье 15.15.3 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Вместе с тем, в правоприменительной практике возникают разночтения при установлении фактов, влекущих административную ответственность, предусмотренную статьей 15.15.3 Кодекса, так как органами государственного (муниципального) финансового контроля субъектами нарушения условий предоставления межбюджетных трансфертов рассматриваются только участники бюджетного процесса, которым предоставлены межбюджетные трансферты.
Законопроектом предлагается предусмотреть административную ответственность дифференцированно в отношении участников бюджетного процесса, предоставивших межбюджетные трансферты, и участников бюджетного процесса, получивших межбюджетные трансферты.
В статье 15.15.7 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение казенным учреждением, в том числе порядка учета бюджетных обязательств.
Порядок учета бюджетных обязательств казенными учреждениями установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (пункты 9, 314, 318-320) и Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н (пункты 128-149).
Однако в правоприменительной практике органы государственного (муниципального) финансового контроля возбуждают дела об административном правонарушении, выраженном в нарушении порядка учета бюджетных обязательств, за нарушение порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 19.09.2008 N 98н, который регламентирует действия должностных лиц казенного учреждения по составлению и представлению в территориальный орган Федерального казначейства Сведений о принятом бюджетном обязательстве.
Учитывая изложенное, предлагается внести изменения в статью 15.15.7 Кодекса, установив административную ответственность за нарушение порядка бюджетного учета казенным учреждением показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, а также принятых бюджетных и денежных обязательств.
В статье 15.15.11 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несвоевременное доведение до распорядителей или получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
Однако в соответствии со статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджета распределенных главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств является бюджетным полномочием Федерального казначейства.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств распределяют бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и (или) получателям бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, при осуществлении полномочий по обеспечению исполнения федерального бюджета Правительством Российской Федерации устанавливаются сроки завершения расчетов по неисполненным обязательствам отчетного года по государственным контрактам и сроки отзыва неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, доведенные получателям на оплату указанных государственных контрактов.
Однако, ответственность за нарушение указанных сроков законодательством Российской Федерации не установлена.
Учитывая изложенное, в статье 15.15.11 Кодекса законопроектом предлагается установить административную ответственность за несвоевременное распределение (несвоевременный отзыв) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 270.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно действующей редакции части 20 статьи 19.5 Кодекса административная ответственность предусмотрена только за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного финансового контроля.
Законопроектом предлагается также установить административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного представления органа государственного финансового контроля.
Принятие законопроекта и реализация его положений позволит усилить контроль за исполнением бюджетного законодательства, повысить результативность использования бюджетных средств, направленных на капитальные вложения, и снизить объем дебиторской задолженности по расходам из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.