Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части обеспечения права участников хозяйственного общества на информацию)"
(подготовлен Минюстом России 28.03.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в части правового регулирования права участников хозяйственного общества на информацию)" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования правового регулирования права участников хозяйственного общества на информацию.
I. Постановка проблемы. Возможность получения информации о деятельности хозяйственного общества (далее - общество), в том числе путем ознакомления с документами общества, является одним из базовых прав его участников. Однако реализация такого права связана с увеличением потенциальных рисков злоупотреблений со стороны миноритарных участников (акционеров), которые не имеют соразмерной материальной заинтересованности в успешных результатах общего дела, а также с неконтролируемым распространением конфиденциальной информации и с затруднениями деятельности общества в результате значительного количества запросов. Контроль исполнительных органов осуществляется за счет многих механизмов (наблюдательный совет, ревизионная комиссия, обязательная аудиторская проверка), при наличии которых непосредственный контроль со стороны участников является избыточным.
Это обуславливает необходимость поиска баланса интересов между обществом в целом и каждым отдельным его участником, правом знать, что происходит в обществе, и устранением рисков причинения ущерба коммерческим интересам общества вследствие распространения конфиденциальной информации.
Применительно к публичным компаниям (акции торгуются на рынке ценных бумаг) необходимо учитывать, что концепция публичности заключается в том, что любому третьему лицу - потенциальному инвестору доступен такой же объем информации о деятельности компании, как и акционерам, поскольку в обоих случаях ее предоставление обеспечивает возможность оценки рисков и принятия инвестиционного решения (приобрести или продать акции). Распространение среди отдельных лиц (неважно, акционеров или третьих лиц) информации недоступной публично (так называемая инсайдерская информация) рассматривается как нежелательное явление, поскольку влечет риски несправедливого извлечения дохода обладателями такой информации. В связи с этим основной формой получения информации для акционеров таких компаний выступает изучение публично раскрываемой информации. Такое решение обусловлено в том числе тем, что акционеры не вправе вмешиваться в оперативное управление обществом.
II. Зарубежный опыт. Анализ опыта иностранных правопорядков свидетельствует о том, что в публичных компаниях (в российском праве - публичные акционерные общества), а в ряде стран также и в непубличных компаниях объем права акционеров требовать предоставления документов общества сведен к минимуму. В качестве замещающих механизмов выступает право требовать проведения ревизионной (аудиторской) проверки.
Германия. В акционерном праве Германии акционер вправе получить только ту информацию, которая необходима для надлежащей оценки вопросов повестки дня, и не имеет возможности требовать предоставления информации вне связи с общим собранием акционеров. Необходимо также отметить, что статья 131 Закона Германии об акционерных обществах содержит перечень оснований для отказа в предоставлении информации, который четко отражает стремление законодателя оградить общество от злоупотребления правом на информацию со стороны акционеров. Правление имеет право отказать в предоставлении информации, если: 1) ее предоставление, исходя из разумной коммерческой оценки, способно нанести обществу или связанному предприятию значительный ущерб; 2) она касается налогообложения или размеров отдельных налогов; 3) к информации имеется постоянный доступ на сайте общества в течение не менее семи дней до проведения общего собрания и во время его проведения и т.д.
В обществах с ограниченной ответственностью объем права на информацию более обширный: участник может потребовать предоставления любой информации о деятельности компании и проведения инспекции документов общества, но директор вправе отказать, если имеются основания полагать, что такая информация может быть использована в целях, не связанных с компанией, и тем самым может причинить ущерб ей или связанным с ней компаниям (в терминах российского права наиболее близкий эквивалент - аффилированные с ней компании); такой отказ должен быть подтвержден решением общего собрания участников (статья 51а Закона Германии об обществах с ограниченной ответственностью). Также в судебной практике выработан подход, согласно которому в требовании участника может быть отказано при наличии злоупотребления правом на информацию (например, неоднократный запрос одних и тех же документов).
Франция. Французская модель реализации права акционера на информацию близка к немецкой. В соответствии со статьей L. 225-108 Коммерческого кодекса Франции административный совет или директорат, в зависимости от обстоятельств, должен направить или представить акционерам необходимые документы, чтобы те могли принимать решения со знанием дела, а также делать обоснованные выводы об управлении обществом и о развитии его деятельности. После получения вышеуказанных документов акционеры вправе в письменной форме задавать вопросы, на которые менеджмент должен дать ответ на общем собрании акционеров.
Также статьями L. 225-115 - 225-117 Коммерческого кодекса Франции предусмотрен краткий список документов, предоставления которых вправе требовать акционер во всякое время: бухгалтерские и финансовые отчеты, отчеты административного совета или директората и наблюдательного совета, ревизионной комиссии, текст и мотивировку предлагаемых решений, сведения о кандидатах в административный совет, директорат и наблюдательный совет, сведения о вознаграждениях наиболее высокооплачиваемых лицах, число которых определяется в зависимости от общей численности штата, сведения о сделках с заинтересованностью (прим. - имеется в виду их французский аналог), списки лиц, участвовавших в общих собраниях, протоколы собраний; при этом указанные документы могут быть получены за последние три финансовых года.
В обществах с ограниченной ответственностью установлена аналогичная процедура, но перечень документов более обширный, при этом также установлено формальное ограничение в три года (статья L. 223-26 Коммерческого кодекса Франции).
Испания. В статье 196 Закона Испании о компаниях указано, что участник общества с ограниченной ответственностью может в письменном виде до проведения общего собрания или в устной форме во время его проведения потребовать информацию или разъяснений в связи с вопросами повестки дня общего собрания участников, а директор обязан предоставить такую информацию или разъяснения в устной или письменной форме, за исключением случая, когда, по его мнению, раскрытие этой информации нарушит интерес компании. Директор не вправе отказать в предоставлении информации, когда с соответствующим требованием обращается лицо, владеющее не менее 25 процентами долей в уставном капитале общества.
Статья 197 Закона Испании о компаниях регулирует аналогичный вопрос применительно к акционерным обществам, предусматривая более подробную процедуру (запрос может быть сделан не позднее, чем за семь дней до даты проведения общего собрания акционеров, директор может ответить после проведения общего собрания акционеров и т.п.). При этом установлено, что директор праве отказать в предоставлении информации, если запрошенная информация не является необходимой для обеспечения (защиты) прав акционера или существуют разумные основания полагать, что информация может быть использована во вред интересам общества или ее раскрытие может повредить обществу или связанным с ним обществам(в терминах российского права наиболее близкий термин - аффилированные).
Швейцария. Акционерное законодательство Швейцарии содержит схожее регулирование. Так, акционер за двадцать дней до даты проведения очередного общего собрания вправе требовать предоставления только отчета по управлению и ревизионного отчета (статья 696 Швейцарского обязательственного закона). При необходимости во время общего собрания акционеров каждый акционер вправе потребовать от административного совета разъяснений о делах общества и от ревизионного органа сведений об исполнении и о результатах проверок. При этом в акционерном законе Швейцарии сделана оговорка о том, что подобные сведения должны быть предоставлены в той мере, в какой они необходимы для осуществления прав акционера, причем в предоставлении сведений может быть отказано, если они подвергают опасности коммерческую тайну или другие защищаемые коммерческие интересы общества (статья 697 Швейцарского обязательственного закона). Кроме того, бухгалтерские книги и корреспонденция могут быть предоставлены только с разрешения административного совета при условии сохранения коммерческой тайны.
Каждый акционер вправе предложить общему собранию провести внеочередную проверку для прояснения определенных обстоятельств, и, если общее собрание принимает соответствующее решение, само общество или акционер вправе обратиться в суд с требованием назначить специального ревизора (статья 697а Швейцарского обязательственного закона). В случае отказа общего собрания акционер (акционеры), обладающий не менее чем 10% акций, вправе самостоятельно обратиться в суд с требованием о назначении специального ревизора, при этом необходимо представить в суд доказательства, свидетельствующие о наличии признаков нарушений со стороны органов общества (статья 697b Швейцарского обязательственного закона). В целом, процедура проведения такой проверки, а также последующего обсуждения ее результатов подробно урегулирована в Швейцарском обязательственном законе.
В обществах с ограниченной ответственностью, где отсутствует ревизионный орган, участник может запрашивать любую информацию о деятельности общества, а при наличии ревизионного органа - только в той мере, в какой установлена правдоподобность наличия законного интереса; при наличии опасности, что информация будет использована в чуждых обществу целях и в ущерб ему, управляющие могут отказать в предоставлении информации, при этом отказ должен быть подтвержден решением общего собрания (статья 802 Швейцарского обязательственного закона).
Европейский союз. Некоторые положения, касающиеся права на информацию в акционерных обществах, установлены также на уровне Европейского Союза: акционеры могут задавать вопросы по каждому пункту повестки дня общего собрания акционеров, при этом общество имеет право отказать лишь в случае, когда это идет в разрез с защитой конфиденциальной информации и деловых интересов общества (Директива 2007/36/ЕС от 11.07.2007 об осуществлении определенных прав акционеров в компаниях, имеющих листинг на бирже).
США. В США отсутствует единое корпоративное законодательство, но в наиболее популярных для регистрации компаний штатах Делавэр и Нью-Йорк регулирование в этом вопросе более гибкое - предоставление информации вне связи с общим собранием участников возможно, но только если участник укажет цель, с которой он требует предоставить информацию (так называемый критерий "надлежащей цели" или "разумной деловой цели"), при этом компания сохраняет возможность опровергнуть наличие таковой цели у участника. В отношении того, что составляет надлежащую цель, существует значительный объем судебной практики, которая, в частности, исходит из того, что одного любопытства и голословных заявлений о наличии цели недостаточно, а проведение расследования в отношении менеджмента хотя и является обоснованной целью, но только при наличии доказательств, свидетельствующих о недобросовестности менеджмента. Не требуется обосновывать цель при получении самых базовых документов общества: годовой отчет, список акционеров и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что в зарубежных правопорядках в акционерных обществах существует две основных модели получения информации: 1) право на получение информации осуществляется в основном на общем собрании акционеров, что предопределяет потенциальный круг документов - они должны быть связаны с вопросами повестки дня, при этом общество вправе отказать в предоставлении информации, если ее раскрытие может причинить ущерб коммерческим интересам общества; 2) право на информацию ограничивается возможностью получения узкого перечня документов, а запрос иных документов предполагает обязанность доказать наличие надлежащей цели.
В обществах с ограниченной ответственностью такого явного уклона в сторону ограничения права на информацию не имеется, в то же время в той или иной степени иностранное законодательство допускает отказ в предоставлении информации при наличии опасности ее использования против интересов общества либо вводит ограничения по периоду, за который могут быть истребованы документы.
III. Российское регулирование. Участники (акционеры) имеют право на получение информации о деятельности хозяйственного общества (далее - общество), в том числе путем ознакомления с его документами (абзац третий пункта 1 статьи 65.2 ГК РФ). Данная норма находит свою конкретизацию в специальном законодательстве (см. статью 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", статью 50 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Следует отметить, что данные нормы регулируют вопрос предоставления документов по требованию участника (акционера), которое может быть заявлено в любое время, т.е. не только во время общего собрания участников (акционеров).
Вопрос предоставления документов к общему собранию регулируется отдельными положениями (статья 52 Федерального закона "Об акционерных обществах", статья 36 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"), которые при наличии неограниченной возможности запросить любой документ играют второстепенную роль.
С учетом судебной практики (пункт 16 информационного письма Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 N 144 (далее - ИП N 144)), участник (акционер) имеет право на получение практически любого документа общества, в том числе гражданско-правовых договоров, за исключением документов, содержащих охраняемую законом тайну (государственную, банковскую и т.п.), но это ограничение не распространяется на коммерческую тайну (пункт 15 ИП N 144).
Ограничение установлено статьей 91 Федерального закона "Об акционерных обществах", согласно которой протоколы заседаний коллегиального исполнительного органа и документы бухгалтерского учета предоставляются только акционерам, обладающим более 25 процентов акций.
Также следует отметить, что согласно пункту 1 ИП N 144 участники хозяйственных обществ не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе, а также иным образом обосновывать наличие интереса в получении соответствующей информации, за исключением случаев, вытекающих из закона.
Единственный такой случай предусмотрен абзацем четвертым пункта 15 ИП N 144 - требование о предоставлении документов, содержащих персональные данные - участник должен обосновать, что эта информация необходима для целей защиты его прав и законных интересов.
В качестве общего ограничителя выступает запрет злоупотребления правом на информацию (статья 10 ГК РФ, пункт 1 ИП N 144). Однако, как показывает анализ судебной практики, отказ по мотиву злоупотребления правом практически не применяется судами. Число соответствующих судебных актов единично (постановления АС Центрального округа от 30.06.2015 по делу N А62-6896/2014, Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2015 по делу N А40-127270/2014, ФАС Московского округа от 13.03.2013 по делу N А40-24803/12, ФАС Московского округа от 20.12.2012 по делу N А40-46040/10, ФАС Уральского округа от 14.11.2012 по делу N А50-2205/2012), несмотря на то, что в практике встречались случаи, когда участник несколько раз запрашивал одни те же документы (например, см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.07.2008 по делу N А56-37742/2007) либо запрашивал документы за период, начиная с учреждения общества, и т.д., при том, что объем отдельных документов может быть очень значительным, например, для средней по размеру бизнеса компании, активно работающей в течение 3-5 лет, объем документов бухгалтерского учета может составлять десятки томов, и акционер, обладающий 25% голосующих акций, вполне может потребовать предоставить копии всех этих документов, что способно привести к временной приостановке основной деятельности компании. Положение серьезно усугубляется в крупных обществах, осуществивших публичное размещение акций, число акционеров которых может составлять несколько тысяч, каждый из которых может предъявить требование о предоставлении копий всех документов общества.
Таким образом, в российском праве господствует подход неограниченного (за отдельными исключениями) права участника (акционера) на получение информации о деятельности общества, при этом фактически не делается никакого различия в зависимости от того, является ли общество публичным или непубличным.
IV. Изменения, предлагаемые законопроектом. Учитывая зарубежный опыт, а также отечественную правоприменительную практику, можно констатировать явный перекос баланса интересов в отношениях общество - участники в сторону последних. В целях корректировки действующего регулирования предлагаются следующие основные изменения:
1) определяется краткий перечень документов (устав, документы бухгалтерской отчетности, свидетельства о регистрации, лицензии и т.п.), которые будут доступны для ознакомления по требованию любого участника (акционера) во всякое время;
2) доступ к документам, не входящим в указанный в пункте 1 перечень, будет предоставляться только при условии, что участник (акционер) обоснует наличие разумной деловой цели получения информации (например, указав, что информация необходима для целей защиты его прав и законных интересов), при этом в акционерном обществе запросить указанные документы вправе будет только акционер, обладающий более 2 % акций (в обществах с ограниченной ответственностью - любой участник);
3) в целях предоставления судам твердой основы в позитивном праве для отказа в случае злоупотреблений правом на информацию предусмотрен перечень оснований, при наличии которых общество вправе отказать в предоставлении информации, при этом вводится порог (более 25% акций), при превышении которого участнику (акционеру) не может быть отказано в предоставлении информации по соответствующим основаниям;
4) в обществах с ограниченной ответственностью и непубличных акционерных обществах предусмотрена возможность диспозитивного регулирования вопросов предоставления информации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.