Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", Федеральный закон "О судебных приставах" и в Бюджетный кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 31.03.2016 г.)
Основной тенденцией в деятельности Федеральной службы судебных приставов за последние годы является ежегодный рост количества поступающих на принудительное исполнение исполнительных документов, а также увеличение задолженности по ним. Учитывая социально-экономическую ситуацию, можно прогнозировать дальнейший рост поступления на принудительное исполнение судебных актов о взыскании задолженности по кредитам, заработной плате, плате за жилищно-коммунальные услуги, налоговым платежам.
За период с 2011 по 2015 год в ФССП России находилось на исполнении 207,6 млн исполнительных производств, практически половину из которых составляют судебные акты (92,3 млн). В 2015 году в пользу физических лиц ФССП России взыскано 78,8 млрд руб., в пользу юридических лиц - 250 млрд руб. В консолидированный бюджет Российской Федерации по исполнительным производствам в 2015 году взыскано более 145,9 млрд руб., в том числе перечисленная в бюджет сумма исполнительского сбора составила 9,6 млрд руб.
Однако в условиях постоянного роста нагрузки на ФССП России объективно не удается обеспечить высокий уровень оперативности исполнения требований исполнительных документов и сократить остаток находящихся на исполнении исполнительных производств. Так, за последние 5 лет доля фактически исполненных исполнительных документов от общего числа находившихся на исполнении составляет 55,3%, по судебным актам - 47,6%.
Уровень оплаты труда судебных приставов не отвечает требованиям к профессиональному уровню, необходимому для выполнения сотрудниками ФССП России возложенных на них функций. Так, в среднем денежное содержание судебных приставов в 2015 году составляло от 18,5 до 29,6 тыс. руб. в месяц. При существующем в настоящее время денежном содержании сохраняется высокая текучесть кадров судебных приставов-исполнителей (в 2013 году - 33,3%, в 2014 году - 30,3%, в 2015 году - 31%).
В настоящее время у ФССП России отсутствует возможность самостоятельно создать для своих работников достойные условия оплаты труда. Действующая система поощрения судебных приставов-исполнителей не мотивирует их на достижение конкретного результата - фактического исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.
В то же время в Российской Федерации до 2004 года существовал внебюджетный фонд развития исполнительного производства, формируемый из отчислений от исполнительского сбора (70%), за счет которого судебные приставы стимулировались к эффективной работе.
Практика дополнительного материального стимулирования работников органов принудительного исполнения широко используется в иностранных государствах (например, в Германии, Финляндии, Беларуси, Азербайджане). При этом механизм выплат в основном сводится к тому, что денежные средства для поощрения судебных исполнителей аккумулируются в специально создаваемых фондах за счет возврата из бюджета части сумм, поступивших от должников.
Например, в Республике Беларусь с апреля 2014 года введена система выплаты вознаграждения судебным исполнителям за счет средств, взысканных с должников. Введенная система выплаты положительно влияет на результаты принудительного исполнения. Так, если процент полностью исполненных исполнительных документов (с учетом направленных по месту получения должниками доходов) в 2013 году составил 53,8%, то в 2015 году - 78,8% от оконченных исполнительных производств.
Принимая во внимание изложенное, законопроектом в целях повышения эффективности и оперативности исполнения требований исполнительных документов, прежде всего судебных актов, предлагается законодательно закрепить дополнительное стимулирование судебных приставов сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, за счет части взысканного исполнительского сбора при достижении конкретных показателей деятельности на основании порядка распределения денежных средств, установленного нормативным правовым актом Минюста России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.