Проект Приказа Министерства сельского хозяйства РФ "Об утверждении Порядка разработки и реализации мер по управлению рисками в области карантина растений при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации"
(подготовлен Минсельхозом России 29.03.2016 г.)
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений", в целях определения стратегии и тактики применения системы управления рисками, порядка разработки и реализации мер по управлению рисками, в том числе сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию и тактику применения системы управления рисками, порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, в том числе сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (далее - Стратегия).
2. Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Данкверт С.А.) обеспечить применение Стратегии при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр |
А.Н. Ткачев |
Приложение
к приказу Минсельхоза России
от " " ____________ 2016 г.
N__________________
Стратегия и тактика применения системы управления рисками, порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, в том числе сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)
I. Общие положения
1. Стратегия и тактика применения системы управления рисками, порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, в том числе сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) (далее - Стратегия) разработаны на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе", статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 206-ФЗ "О карантине растений" с учетом положений главы 18 Таможенного кодекса Таможенного союза.
2. Целью разработки Стратегии является установление единых подходов к созданию, наполнению, внедрению и дальнейшему совершенствованию системы управления рисками (далее - СУР) при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзору) (далее - объекты карантинного фитосанитарного контроля).
II. Стратегия применения системы управления рисками
3. Стратегия применения СУР при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля представляет собой систему мер, направленных на достижение следующих целей:
1) обеспечение соблюдения права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации в области карантина растений (далее - Законодательство) на основе реализации процесса управления рисками;
2) обеспечение эффективного выбора объектов карантинного фитосанитарного контроля, объема, форм и мер при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля в ходе операций прибытия товаров и транспортных средств на территорию Российской Федерации на основе оценки фитосанитарных рисков;
3) создание условий для сокращения времени проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и упрощения перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров, по которым риски не выявлены;
4) обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации;
5) обеспечение оптимального использования материальных и трудовых ресурсов Россельхознадзора.
4. Достижение указанных целей осуществляется путем определения и реализации тактики применения СУР.
III. Тактика применения системы управления рисками
5. Тактика применения СУР предусматривает реализацию процесса управления рисками на всех уровнях системы осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и основывается на:
6) планировании и организации деятельности при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по управлению рисками с учетом приоритетных целей, предусмотренных пунктом 3 Стратегии;
7) постоянном совершенствовании порядка сбора, хранения и обработки информации, необходимой для оценки рисков;
8) реализации комплексного, системного и результативного процесса оценки рисков на основе методов оценки рисков и использовании специальных аппаратно-программных комплексов;
9) выявлении объектов карантинного фитосанитарного контроля с признаками рисков и эффективном применении мер по минимизации рисков;
10) оптимальном распределении ресурсов Россельхознадзора для организации воздействия на риски;
11) контроле за единообразным применением мер по минимизации рисков;
12) осуществлении мониторинга и оценке результативности процесса управления рисками в целях совершенствования СУР и выбора наиболее эффективных методов оценки рисков в области карантина растений.
6. Прогнозируемые результаты карантинного фитосанитарного контроля и оптимального использования ресурсов Россельхознадзора достигаются за счет осуществления Россельхознадзором и подведомственными Россельхознадзору федеральными государственными учреждениями (далее - руководители СУР) планирования, организации и контроля процесса управления рисками при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля в ходе функционирования СУР, контроля единообразного применения тактики СУР, а также применения профилей рисков территориальными управлениями Россельхознадзора (далее - пользователи СУР) при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска и местах завершения таможенного оформления.
7. Руководителями СУР осуществляется:
13) методологическое руководство и обеспечение единообразного применения тактики СУР при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора);
14) обеспечение деятельности по планированию, организации, контролю и оценке эффективности применения СУР;
15) проведение оценки рисков;
16) разработка, применение и актуализация профилей рисков;
17) контроль эффективности применения профилей рисков;
18) проведение риск-категорирования подкарантинной продукции, а также принятия по результатам указанного риск-категорирования соответствующих мер к участникам ВЭД;
19) проведение сопоставительного анализа сведений о принимаемых решениях при ввозе подкарантинной продукции и результатах проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) с индикаторами рисков, содержащимися в профилях рисков, в результате применения которых достигнуты результаты для подготовки предложений по применению мер по минимизации рисков при проведении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) после выпуска подкарантинной продукции;
20) управление разработкой и актуализация программных средств, обеспечивающих функционирование СУР, и подготовка предложений по их созданию, модернизации и сопровождению.
8. Пользователями СУР осуществляется:
21) применение системы управления рисками при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска и местах завершения таможенного оформления;
22) подготовка предложений по созданию и внесению изменений в профили риска и их представление руководителям СУР;
23) подготовка предложений по совершенствованию риск-категорирования участников ВЭД и их представление руководителям СУР;
24) подготовка предложений по внесению изменений в программные средства, обеспечивающие функционирование СУР, и их представление руководителям СУР.
IV. Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, в том числе сбора и обработки информации, проведения анализа и оценки рисков при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля
9. Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками предусматривает:
25) определение мер по минимизации рисков, а также порядка их применения;
26) разработку и утверждение профилей рисков.
Профиль риска разрабатывается в целях выявления объекта карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на основании индикаторов риска и применения в отношении него мер по минимизации рисков.
Выбор объектов карантинного фитосанитарного контроля (надзора) осуществляется пользователями СУР как самостоятельно, исходя из утвержденных индикаторов риска, так и с использованием информационно-программных средств АИС Россельхознадзора.
В целях дифференцированного воздействия на риски применяется риск-категорирование подкарантинной продукции.
Риск-категорирование подкарантинной продукции предусматривает выявление в ходе проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора) объектов с признаками критериев рисков, а также использование сведений об уровне риска подкарантинной продукции при применении мер по минимизации рисков.
По результатам риск-категорирования подкарантинная продукция группируются по следующим категориям уровня риска:
- низкий уровень риска;
- средний уровень риска;
- высокий уровень риска.
Риск-категорирование подкарантинной продукции и актуализация категорий уровней риска подкарантинной продукции осуществляется на основе регулярного и всестороннего анализа сведений, содержащихся в АИС Россельхознадзора.
Критерии подразделения Порядок реализации и технология использования риск-категорирования подкарантинной продукции определяются Россельхознадзором;
27) мониторинг результатов риск-категорирования подкарантинной продукции;
28) актуализацию (отмену) профилей рисков.
Предложения об актуализации или отмене профилей рисков разрабатываются на основании результатов анализа фитосанитарного риска, информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории страны-экспортера, биологических особенностей подкарантинных объектов, природно-климатических факторов, данные о которых содержатся в АИС Россельхознадзора, и учитывают:
уровень фитосанитарного риска подкарантинной продукции (высокий или низкий) в соответствии с Перечнем подкаранитнной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318;
сезон ввоза, а также географическую широту мест назначения ввозимой подкарантинной продукции (в соответствии с приказом Минсельхоза России от 29.12.2010 N 456 "Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию Российской Федерации, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании" (далее - Правила N 456);
информацию о распространении карантинных для Российской Федерации объектов в основных странах - торговых партнерах России (в соответствии с Правилами N 456 и с приказом Минсельхоза России от 15.12.2014 N 501 "Об утверждении Перечня карантинных объектов" с учетом группы карантинных объектов (отсутствующие на территории Российской Федерации);
информацию о нотификациях по вопросам обнаружения карантинных объектов в партиях ввозимой подкарантинной продукции;
информацию о введенных экстренных фитосанитарных мерах;
информация о нарушении карантинных фитосанитарных требованиях участником внешней экономической деятельности;
предварительную информацию, полученную Россельхознадзором в соответствии с правом Евразийского экономического союза.
Факты и результаты применения профилей рисков учитываются в АИС Россельхознадзора.
10. Порядок сбора и обработки информации определяет действия должностных лиц Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, подведомственных Россельхознадзору организаций и учреждений, задействованных в анализе рисков, направленные на получение информации об объектах карантинного фитосанитарного контроля, учет, систематизацию, преобразование, хранение информации в целях обеспечения проведения её анализа.
Сбор информации осуществляется должностными лицами Россельхознадзора, территориальных управлений Россельхознадзора, подведомственных Россельхознадзору организаций и учреждений с использованием сведений, содержащихся в документах, имеющихся в их распоряжении, информации, содержащейся в АИС Россельхознадзора, информации, полученной от национальных организаций по карантину и защите растений стран-экспортеров, а также иных федеральных органов исполнительной власти.
Обработка информации в целях проведения анализа включает в себя ее учет, систематизацию, преобразование и хранение.
При учете информации должностные лица Россельхознадзора и территориальных управлений Россельхознадзора, подведомственных Россельхознадзору организаций и учреждений осуществляют регистрацию и обобщение поступившей информации.
Преобразование информации осуществляется путем приведения полученной информации к формату и виду, используемым в информационно-программных средствах АИС Россельхознадзора.
При систематизации информации осуществляется ее группирование и объединение по определенным параметрам и критериям.
Способ хранения информации определяется Россельхознадзором исходя из состава входящих в нее сведений, формата, а также вида ее представления и формализации.
Учет, систематизация, преобразование и хранение информации, составляющей государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информацию, а также совершение с такой информацией иных операций осуществляется в соответствии с требованиями законодательства о защите информации.
Доступ к информации, содержащейся в программных средствах, обеспечивающих функционирование СУР, предоставляется исключительно руководителям и пользователям СУР.
В целях информирования участников ВЭД о введенных на основании риск-категорирования ограничения, соответствующая информация размещается в открытом доступе на официальном сайте Россельхознадзора.
11. Анализ риска проводится на основе разработанных профилей риска в целях определения перечня контрольных мероприятий в отношении подкарантинной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации.
Анализ риска включает в себя оценку рисков, управление рисками и выработку мер по предупреждению и минимизации негативных последствий рисков и коммуникацию рисков (информирование о наличии рисков и результатах реализации мер по их минимизации).
При анализе риска применяются информационно-программные средства АИС Россельхознадзора, включающие системы управления базами данных, системы быстрой (в том числе визуальной) разработки алгоритмов проведения анализа информации, а также общесистемное и прикладное программное обеспечение.
Анализ рисков осуществляется с использованием методов оценки рисков, индикаторов риска, разработанных с использованием математических, статистических и вероятностных методов.
Результат оценки риска является основой для выработки решений по минимизации рисков.
12. При оценке и управлении рисками, а также реализации риск-категорирования участников ВЭД используют информационные системы и информационные технологии, основанные на электронных способах передачи, хранения и обработки информации, а также средства их обеспечения.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Планируется закрепить стратегию и тактику применения системы управления рисками (СУР) при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля.
Целями СУР являются сокращение времени проведения карантинного фитосанитарного контроля (надзора), упрощение перемещения товаров через таможенную границу, обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности ввозимых товаров и эффективного выбора объектов карантинного фитосанитарного контроля, его объема, форм и мер.
Предлагается ввести понятия руководителей СУР, которыми будут выступают Россельхознадзор и подведомственные ему учреждения, и пользователей СУР (территориальные управления Россельхознадзора), а также закрепить их полномочия по СУР.
Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками будет предусматривать меры по минимизации рисков, мониторинг, анализ рисков, сбор, обработку соответствующей информации и др.
Важным является предложение о введении риск-категорирование подкарантинной продукции, которое будет включать три уровня риска (низкий, средний и высокий). Такое деление планируется производить на основе анализа сведений АИС Россельхознадзора.
Предусмотрена актуализациа (отмена) профилей рисков. При этом будут учитываться такие факторы, как уровень фитосанитарного риска подкарантинной продукции, сезон ввоза и географическая широта мест назначения продукции, информация о распространении карантинных объектов в основных странах - торговых партнерах России, данные о введенных экстренных фитосанитарных мерах и др.