Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Минюстом России 29.03.2016 г.)
Президентом Российской Федерации предложено перевести преступления, не представляющие большой общественной опасности, в разряд административных правонарушений, но с принципиальной оговоркой: повторное совершение проступка должно квалифицироваться уже как уголовное деяние.
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация с уплатой и взысканием алиментов на детей в настоящее время остается неблагополучной. Далеко не все несовершеннолетние дети, по закону имеющие право на получение содержания от своих родителей, реализуют это право. Качество исполнения гражданами алиментных обязательств, возложенных на них судами в интересах детей, неудовлетворительно.
Действенным способом влияния на недобросовестных плательщиков алиментов является возможность привлечения должника, злостно уклоняющегося от уплаты алиментов, к уголовной ответственности по статье 157 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ). Роль своевременного исполнения судебных решений о взыскании алиментов средствами уголовно-процессуального принуждения остается актуальной.
Так, по уголовным делам, расследованным дознавателями ФССП России, за неисполнение решений судов о взыскании алиментов в 2014 году и первом полугодии 2015 года осуждено 71 392 должника.
При этом сумма задолженности по алиментным обязательствам по состоянию на 01.01.2016 составляет 127 033 млрд рублей, которая по сравнению с суммой задолженности за 2015 год возросла на 38 млрд рублей.
Злостное уклонение от алиментных выплат приводит к грубому нарушению законных прав несовершеннолетних детей, установленных статьей 38 Конституции Российской Федерации, статьями 80 и 87 Семейного кодекса Российской Федерации и подрывает нравственные устои общества.
Механизмом, позволяющим в полной мере реализовать предложение, обозначенное Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, оглашенному 03.12.2015, является включение в состав объективной стороны указанного состава преступления административной преюдиции. При таких обстоятельствах уголовная наказуемость для лица наступает после применения к нему административного наказания.
В этой связи подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 157 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект).
Законопроектом предусмотрено привлечение лица к уголовной ответственности в случае неуплаты без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание детей или родителей, если это деяние совершено неоднократно.
При этом под неоднократностью понимается неуплата без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание детей (родителей) лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние. Наказание за совершенное деяние предлагается установить аналогично наказанию, предусмотренному действующей редакцией статьи 157 УК РФ (исправительные работы на срок до одного года, либо принудительные работы на тот же срок, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года).
Согласно изменениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предлагаемым законопроектом, неуплата лицом без уважительных причин по решению суда или нотариально удостоверенному соглашению средств на содержание детей (родителей) в течение двух месяцев после истечения срока, установленного для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе требований, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток либо наложение административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
Предлагаемый законопроектом механизм позволяет реализовать предложение, обозначенное Президентом Российской Федерации, касающееся включения в состав объективной стороны преступления административной преюдиции (послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, оглашенное 03.12.2015).
Полномочия по составлению протоколов о совершении данных административных правонарушений предлагается возложить на должностных лиц ФССП России, а рассмотрение соответствующих дел об административных правонарушениях - на суд.
Реализация законопроекта не повлечет расходов из федерального бюджета, иных бюджетов бюджетной системы Российской федерации, а также не потребует увеличения штатной численности заинтересованных органов государственной власти и организаций.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.