Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении Требований к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета"
(подготовлен Минфином России 14.04.2016 г.)
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344; 2013, N 30, ст. 4084), подпунктом 5.2.21(4) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2012, N 44, ст. 6027), приказываю:
утвердить прилагаемые Требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета.
Министр |
А.Г. Силуанов |
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от "___"_______ 2016 г. N___
ТРЕБОВАНИЯ
к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета
1. Настоящий документ устанавливает требования к оформлению проектов федеральных и отраслевых стандартов бухгалтерского учета, представляемых в Министерство финансов Российской Федерации для организации их экспертизы.
2. Структура проекта федерального (отраслевого) стандарта бухгалтерского учета (далее - проект стандарта) должна обеспечить логическое развитие темы в зависимости от предмета его правового регулирования, области рассматриваемых в нем вопросов.
3. Проект стандарта содержит следующие реквизиты:
наименование разработчика;
вид стандарта бухгалтерского учета (далее - стандарт);
название проекта стандарта;
текст проекта стандарта.
4. Наименование разработчика указывает на субъект регулирования бухгалтерского учета - разработчика проекта стандарта и должно содержать его полное наименование в соответствии с учредительными документами.
5. Название проекта стандарта должно отражать его содержание и основной предмет правового регулирования.
6. Текст проекта стандарта состоит из разделов и пунктов. В зависимости от содержания пункты могут подразделяться на подпункты, абзацы. Разделы, пункты, подпункты, абзацы являются структурными единицами проекта стандарта.
7. Текст проекта стандарта излагается в следующей последовательности:
общие положения, устанавливающие предмет правового регулирования стандарта, сферу применения, определения используемых в стандарте понятий (понятийный аппарат);
специальные положения, устанавливающие нормативные предписания о правилах формирования в бухгалтерском учете информации о предмете правового регулирования стандарта, а также (при необходимости) о сопутствующей (взаимосвязанной) информации;
положения о раскрытии информации о предмете правового регулирования стандарта в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В зависимости от предмета правового регулирования последовательность и содержание положений стандарта могут иметь особенности (например, план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности).
Переходные положения, связанные с введением в действие стандарта, отражаются в распорядительной части документа, утверждающего стандарт.
8. В содержательной части общих положений проекта стандарта:
1) предмет правового регулирования определяется исходя из части 3 статьи 21 Федерального закона "О бухгалтерском учете";
2) сфера применения стандарта определяет общие и особые случаи применения и (или) неприменения стандарта и может обуславливать:
а) отношения, объекты бухгалтерского учета, экономические субъекты, на которые действие стандарта не распространяется;
б) структурные единицы стандарта, которые действуют лишь при определенных условиях или не применяются отдельными экономическими субъектами;
в) структурные единицы стандарта, которые применяются экономическими субъектами лишь при определенных условиях или отношениях;
г) оговорки о возможности добровольного применения стандарта;
3) определения используемых в стандарте понятий (понятийный аппарат) располагаются в алфавитном порядке;
4) в проекте отраслевого стандарта указывается федеральный стандарт (федеральные стандарты), особенности применения которого (которых) предполагаются этим проектом.
9. Содержательная часть специальных положений проекта стандарта должна содержать логически структурированные и сгруппированные конкретные нормативные предписания, детально описывающие и раскрывающие предмет правового регулирования проекта стандарта. В случае, если предметом правового регулирования стандарта является бухгалтерский учет какого-либо объекта бухгалтерского учета (например, конкретного вида активов), то в специальных положениях раскрываются вопросы признания, классификации, оценки при признании, оценки после признания (переоценки), переклассификации, прекращения признания (списания) такого объекта бухгалтерского учета.
10. Содержательная часть положений проекта стандарта о раскрытии информации о предмете правового регулирования стандарта в бухгалтерской (финансовой) отчетности должна содержать порядок и правила раскрытия информации о предмете правового регулирования стандарта в отчетах, включаемых в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности. В случае, если предметом правового регулирования проекта стандарта является бухгалтерский учет какого-либо объекта бухгалтерского учета, эти положения должны содержать:
1) минимально требуемый состав и детализацию информации об объекте бухгалтерского учета (например, необходимость представления информации об объектах бухгалтерского учета в зависимости от срока их обращения (погашения));
2) требуемый объем пояснений, сопровождающих информацию об объекте бухгалтерского учета (например, используемые составителями отчетности способы оценки, способы погашения стоимости объекта бухгалтерского учета, способы и методы признания объекта доходов, расходов, прочую аналогичную информацию, включающую элементы учетной политики составителя бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимые для понимания этой отчетности ее пользователями при принятии ими экономических решений).
При структурировании нормативных предписаний в таких положениях проекта стандарта следует исходить из последовательности включения отчетов в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.
11. В случае, если в проекте стандарта приводятся таблицы, формулы, примеры и т.д. большого объема, то они должны оформляться в виде приложений, а соответствующие структурные единицы проекта стандарта должны содержать ссылки на эти приложения.
12. Используемые в проекте стандарта сокращения слов и словосочетаний должны быть разъяснены.
13. В случае, если проект стандарта предполагает внесение изменений в другие стандарты, положения по бухгалтерскому учету, иные нормативные правовые акты, либо признание утратившими силу их отдельных положений (структурных единиц) (далее - изменения в стандарт), то одновременно с проектом стандарта подготавливается проект таких изменений.
14. Проект изменений в стандарт оформляется самостоятельным документом, который содержит следующие реквизиты:
наименование разработчика;
название, отражающее объем вносимых изменений в стандарт;
текст проекта изменений в стандарт.
15. Текст проекта изменений в стандарт состоит из пунктов. В зависимости от содержания пункты могут подразделяться на подпункты и абзацы. Пункты, подпункты, абзацы являются структурными единицами проекта изменений в стандарт.
16. В случае внесения изменений в несколько стандартов (положений по бухгалтерскому учету, иных нормативных правовых актов) каждому затрагиваемому стандарту (положению, иному нормативному правовому акту) отводится отдельный пункт.
17. Вносимые в стандарты изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы стандарта, в которую вносятся изменения (начиная с наименьшей структурной единицы).
18. Внесением изменений считается:
а) замена слов, цифр;
б) исключение слов, цифр, предложений;
в) изложение структурных единиц в новой редакции;
г) дополнение новыми структурными единицами;
д) признание утратившими силу отдельных структурных единиц.
19. Проект стандарта, проект изменений в стандарт должны быть завизированы руководителем разработчика.
20. Проект стандарта, проект изменений в стандарт оформляются в соответствии с техническими требованиями приведенными в приложении N 1 к настоящим Требованиям.
Образец оформления и типовой структуры проекта стандарта бухгалтерского учета, предметом регулирования которого является признание, оценка и раскрытие информации об объекте бухгалтерского учета, приведен в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
21. В случае, если проект изменений в стандарт не связан с введением в действие нового стандарта, оформление проекта изменений в стандарт осуществляется в соответствии с пунктами 14 - 20 настоящих Требований.
22. В случае, если представленный в Министерство финансов Российской Федерации проект стандарта, проект изменений в стандарт не соответствует настоящим Требованиями, он возвращается разработчику на доработку.
_______________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Требованиям к оформлению
проектов стандартов
бухгалтерского учета
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
к оформлению проекта стандарта бухгалтерского учета, проекта изменений в стандарт бухгалтерского учета
1. Проект стандарта оформляется на листах форматом А4 (210 мм x 297 мм) со следующими полями: верхнее - 2 см; левое - 2 см; правое - 1 см; нижнее - 2 см.
2. Проект стандарта подготавливается в текстовом редакторе Microsoft Word версии от 6.0 и выше.
3. Для оформления проекта стандарта используется шрифт "Times New Roman Cyr" размером 14 пт, для табличных материалов шрифтом "Times New Roman Cyr" размером 12 пт.
4. Проект стандарта, в том числе входящие в его состав приложения, должен иметь сквозную (сплошную) нумерацию страниц. На первой странице проекта стандарта и на первой странице каждого приложения к проекту стандарта номер страницы не проставляется, но при этом такая страница считается. Номера страниц проставляются в верхнем колонтитуле листа по центру текстового поля проекта стандарта.
5. Наименование разработчика (в творительном падеже после слова "Разработан") размещается на первой странице проекта стандарта в пределах верхней и правой границ текстового поля (в верхнем правом углу). Данный реквизит печатается через один межстрочный интервал и выравнивается по своей правой границе. Через один межстрочный интервал от данного реквизита у правой границы текстового поля печатается слово "Проект".
6. Вид стандарта бухгалтерского учета - ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА или ОТРАСЛЕВОЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - отделяется от предыдущего реквизита 2 межстрочными интервалами; пишется прописными (заглавными) буквами; выделяется полужирным шрифтом; выравнивается по центру; точка в конце не ставится.
7. Название стандарта отделяется от предыдущего реквизита одним межстрочным интервалом; пишется с прописной (заглавной) буквы; выделяется полужирным шрифтом; выравнивается по центру и заключается в кавычки; точка в конце не ставится. Название, состоящее из двух и более строк, печатается через один межстрочный интервал и центрируется относительно самой длинной строки.
8. Текст проекта стандарта отделяется от предыдущего реквизита 2 межстрочными интервалами и печатается через один межстрочный интервал.
Разделы текста проекта стандарта имеют порядковые номера, обозначаемые римскими цифрами. После римских цифр ставится точка и через пробел с прописной (заглавной) буквы указывается наименование раздела. Точка в конце не ставится. Номер и наименование раздела выравниваются по центру и выделяются полужирным шрифтом. Номер и наименование второго и последующих разделов размещаются на расстоянии 2 межстрочных интервалов от основного текста.
Текст проекта стандарта печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по ширине текстового поля, отделяется от номера и наименования раздела одним межстрочным интервалом. При этом каждая первая строка абзаца основного текста (за исключением текста в таблицах) должна начинаться с отступом 1,25 см от левой границы текстового поля (далее - абзацный отступ).
Пункты имеют единую сквозную нумерацию, не зависящую от номеров разделов. Порядковый номер пункта обозначается арабскими цифрами, после которых ставится точка. Пункт печатается с прописной буквы с абзацного отступа.
Подпункты обозначаются строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой или арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Подпункты печатаются со строчной буквы с абзацного отступа. В конце подпункта ставится точка с запятой. В конце последнего подпункта ставится точка. Допускается разбивать подпункты, обозначенные арабской цифрой с закрывающей круглой скобкой, на абзацы, обозначенные строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
9. Графы и строки таблиц должны иметь заголовки, выраженные именем существительным в именительном падеже. Подзаголовки граф и строк грамматически должны быть согласованы с заголовками.
В случае, если таблица печатается более чем на одной странице, графы таблицы должны быть пронумерованы и повторяться на каждой странице.
10 Приложение к проекту стандарта оформляется согласно пунктам 1 - 8 настоящих Технических требований с учетом следующего.
Каждое приложение к проекту стандарта должно начинаться с новой страницы.
На первой странице приложения в правом верхнем углу помещается гриф приложения. Слово "приложение" печатается прописными (заглавными) буквами без кавычек, ниже через один межстрочный интервал строчными буквами указывается вид и название стандарта, в состав которого входит приложение. При наличии нескольких приложений они нумеруются арабскими цифрами с проставлением знака "N". Выражение "ПРИЛОЖЕНИЕ N" центрируется относительно самой длинной строки грифа приложения.
Название приложения печатается на расстоянии 2 межстрочных интервалов от предыдущего реквизита, выравнивается по центру, пишется с прописной (заглавной) буквы, выделяется полужирным шрифтом; точка в конце названия не ставится. Название, состоящий из двух и более строк, печатается через один межстрочный интервал и центрируется относительно самой длинной строки.
При наличии в тексте приложения нескольких разделов их названия выравниваются по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Допускается выделять заголовки разделов полужирным шрифтом.
11. При наличии в тексте проекта стандарта и приложений к нему ссылки на сноску она оформляется цифрой со скобкой в виде верхнего индекса, например: 1). Текст сноски печатается шрифтом "Times New Roman Cyr" размером 11 пт через один межстрочный интервал в конце каждой страницы. После символа сноски ее текст печатается с прописной (заглавной) буквы. В конце текста сноски ставится точка. На одной странице не должно проставляться более трех сносок.
12. Визы разработчика проставляются на лицевой стороне последнего листа проекта стандарта в нижней его части. При наличии приложений каждое из них визируется в аналогичном порядке.
13. Проект изменений в стандарт оформляется в соответствии с пунктами 1 - 8, 10, 11 настоящих Технических требований с учетом следующих особенностей.
название центрируется и выделяется полужирным шрифтом, слово "ИЗМЕНЕНИЯ" в заголовке печатается отдельной (первой) строкой вразрядку прописными (заглавными) буквами.
В случае, если изменения вносятся только в один стандарт или вносимые изменения связаны с введением в действие нового стандарта, то название должно отражать это, например:
И З М Е Н Е Н И Я
в отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Бухгалтерская (финансовая) отчетность негосударственных пенсионных фондов"
или
И З М Е Н Е Н И Я
в отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Бухгалтерская (финансовая) отчетность страховщиков" в связи с введением в действие федерального стандарта бухгалтерского учета "Бухгалтерская (финансовая) отчетность"
В случае, если вносимые изменения затрагивают несколько стандартов, название имеет следующий обобщённый вид:
И З М Е Н Е Н И Я
в некоторые федеральные стандарты бухгалтерского учета
Пункты обозначаются арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Подпункты обозначаются буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой. Абзацы подпунктов начинаются со строчной буквы.
Текст вносимых в стандарт изменений заключается в кавычки.
________________
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Требованиям к оформлению
проектов стандартов
бухгалтерского учета
ОБРАЗЕЦ
оформления и типовой структуры проекта стандарта бухгалтерского учета
Разработан
некоммерческой организацией
(организационно-правовая форма
"Наименование")
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
"Основные средства"
I. Общие положения |
(раздел I) |
|
|
1. Настоящий Стандарт устанавливает_ |
(пункт 1) |
2. Настоящий Стандарт применяется_ |
(абзац первый пункта 2) |
Настоящий Стандарт применяется также в отношении_ |
(абзац второй пункта 2) |
3. Настоящий Стандарт не применяется в отношении: |
(абзац первый пункта 3) |
1) машин, оборудования и иных _; |
(подпункт 1 пункта 3) |
2) предметов, _, находящихся в пути; |
(подпункт 2 пункта 3) |
3) капитальных и финансовых вложений. |
(подпункт 3 пункта 3) |
4. Настоящий стандарт не распространяется на: |
(абзац первый пункта 4) |
а) организации государственного сектора; |
(подпункт "а" пункта 4) |
б) государственные внебюджетные фонды; |
(подпункт "б" пункта 4) |
в) кредитные организации; |
(подпункт "в" пункта 4) |
_ |
_ |
II. Оценка основных средств |
(раздел II) |
_ |
_ |
12. Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются: |
(абзац первый пункта 12) |
суммы, уплачиваемые_; |
(абзац второй пункта 12) |
таможенные пошлины и таможенные сборы; |
(абзац третий пункта 12) |
невозмещаемые налоги_; |
(абзац четвертый пункта 12) |
вознаграждения, уплачиваемые_; |
(абзац пятый пункта 12) |
иные затраты, неродственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств. |
(абзац шестой пункта 12) |
13. _ |
(пункт 13) |
1) _ |
(подпункт 1 пункта 13) |
а) _ |
(абзац второй подпункта 1 пункта 13) |
_ |
|
_________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен проект Приказа Минфина России об утверждении Требований к оформлению проектов стандартов бухучета.
Речь идет проектах федеральных и отраслевых стандартов, представляемых в Министерство для организации их экспертизы.
Проект стандарта должен следующие реквизиты: наименование разработчика; вид стандарта; название проекта; текст проекта.
Текст проекта излагается в следующей последовательности: общие положения (предмет правового регулирования, сфера применения, определения используемых понятий (понятийный аппарат)); специальные положения (нормативные предписания о правилах формирования в бухучете информации о предмете регулирования, а также (при необходимости) о сопутствующей (взаимосвязанной) информации); положения о раскрытии информации о предмете регулирования в бухгалтерской (финансовой) отчетности.