Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(N 7932-ОФ/Д26и от 23.03.2016)
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минкультуры России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 30 ноября по 12 декабря 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 26 января по 24 февраля 2016 г. По результатам публичных обсуждений в отношении проекта акта и сводного отчета замечаний и предложений не поступало.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/04/11-15/00042906).
В соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России с 3 по 11 марта 2016 г. провело публичные консультации в отношении проекта акта, по результатам которых замечания и предложения поступили от Некоммерческого партнерства "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (справка прилагается).
Согласно проектируемым нормам в случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин, владелец сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, участвующий в перепродаже оригинала произведения изобразительного искусства в качестве посредника несет солидарную с продавцом обязанность по выплате вознаграждения.
Представляется необходимым уточнить положение проекта акта в части включения в число участников правоотношений владельца сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Представляется, владелец сайта может не иметь отношения к проводимым торгам.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России может быть сделан вывод, что при учете замечания проект акта не будет содержать положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Вместе с тем, представляется, что реализация проектируемого регулирования не приведет к заявленной разработчиком цели в части восстановления права автора оригинала произведения искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений на получение вознаграждения при его перепродаже в связи с непрозрачностью действующей системы купли-продажи указанных объектов. Полагаем, что для эффективного решения существующих проблем необходимо разработать основные принципы функционирования такой системы, в частности, определить правила поведения для всех заинтересованных сторон сделки.
Одновременно обращаем внимание на необходимость приведения в соответствие с принимаемыми нормами положений постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2008 г. N 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений".
Приложение: на 3 л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - проект акта) были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности, по результатам которых была представлена следующая позиция Некоммерческого партнерства "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (УПРАВИС).
"Проблема, описанная разработчиком в сводном отчете, представляется крайне актуальной по следующим основаниям. В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1293 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, вступившей в силу 01.10.2014) "право следования" означает право автора оригинала произведения изобразительного искусства на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи в случае отчуждения автором оригинала произведения при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин).
Необходимо отметить, что в первоначальной редакции (до 01.10.2014) пункта 1 статьи 1293 ГК РФ и указанное вознаграждение должно было выплачиваться при каждой публичной перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве продавца, покупателя или посредника участвует галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин или иная подобная организация. Иными словами, на сделки по перепродаже оригиналов произведения, совершенные после 01.10.2014, где продавцом или покупателем выступают профессиональные участники арт-рынка, "право следования" не распространяется.
Действующая редакция пункта 1 статьи 1293 ГК РФ существенно сократила перечень случаев (групп сделок по перепродаже оригиналов произведений), когда авторы или их наследники вправе претендовать на вознаграждение по "праву следования", что, в свою очередь, необоснованно ослабляет уровень правовой защиты законных прав и интересов указанных лиц.
Кроме того, серьезным препятствием для сбора вознаграждения по "праву следования" является указание закона на то, что плательщиком вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи является продавец оригинала произведения. Продавцами таких произведений являются, как правило, физические лица, собрать вознаграждение, с которых весьма затруднительно, а в некоторых случаях невозможно. Фактически, действующие положения законодательства о "праве следования" не только не способствуют получению авторами дополнительных доходов, но и приводят к деформации рынка по перепродаже произведений изобразительного искусства, открывая для профессиональных участников арт-рынка возможности для злоупотреблений.
В этой связи следует отметить, что "право следования" успешно реализуется в европейских странах. Основным нормативным актов в этой сфере является Директива 2001/84/ЕС "О праве следования в пользу авторов оригинальных произведений искусства" (англ. Resale Rights Directive). Директивой установлено, что государства-члены Европейского союза вправе возложить обязанность по выплате вознаграждения автору на привлекаемого профессионального участника рынка (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин), солидарно на участника рынка и продавца, или только на продавца. Анализ национальных законов и правоприменительной практики европейских стран позволяет с уверенностью утверждать, что солидарная ответственность, предложенная разработчиком законопроекта, является непременным условием для практической реализации права следования.
Усматривается несколько положительных эффектов в случае принятия данного законопроекта.
Во-первых, выплачиваемое вознаграждение является существенной социальной поддержкой для авторов произведений изобразительного искусства в виде дополнительного источника дохода (по приблизительным оценкам, на арт-рынках, аналогичных Российской Федерации, суммы сборов в пользу авторов составляют порядка 1 000 000 евро в год).
Во-вторых, это позволит увеличить налоговые поступления в бюджет Российской Федерации. Риски и негативные последствия для бизнеса не усматриваются. Представляется, что принятие указанного законопроекта является наиболее эффективным способом решения проблемы.
Предлагаемая в законопроекте формулировка в отношении поименованных посредников, покупателей и продавцов (т.е. аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин, владелец сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы) позволяет толковать перечень таких поименованных субъектов как открытым, так и закрытым (то есть допускает неоднозначное толкование).
В этой связи предлагаем изложить первое предложение пункта 1 проектируемой статьи в следующей редакции: "В случае отчуждения автором оригинала произведения изобразительного искусства при каждой перепродаже соответствующего оригинала, в которой в качестве посредника, покупателя или продавца участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин, владелец сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы и иные), автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи (право следования)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.