Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части вовлечения в гражданский оборот неизолированных частей нежилых помещений, расположенных в зданиях, сооружениях (в том числе парковочные места, торговые и офисные помещения)"
(от 30.03.2016)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части вовлечения в гражданский оборот площадок, являющихся частями здания или сооружения)" (далее - проект акта) и сообщает следующее.
Согласно пункту 1.5 сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) проект акта разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 29 июля 2015 г. N ИШ-П13-55пр (далее - Поручение Правительства).
В соответствии с пунктом 1.6 сводного отчета целью принятия проекта акта является обеспечение возможности вовлечения в гражданский оборот в качестве самостоятельного объекта недвижимости неизолированной части здания, сооружения, а также возможности индивидуализировать такие неизолированные части зданий, сооружений.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 24 августа 2015 г. по 9 сентября 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 12 января 2016 г. по 8 февраля 2016 г., посредством размещения указанных документов на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) по адресу: regulation.gov.ru, ID 02/04/08-15/00039290.
В соответствии с пунктом 28 правил проведения оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России были проведены публичные консультации по проекту акта в период с 14 марта 2016 г. по 21 марта 2016 г.
По итогам проведения публичных консультаций по проекту акта в Минэкономразвития России поступили позиции Министерства развития промышленности и предпринимательства Мурманской области, Министерства строительства Камчатского края, Министерства экономического развития Республики Северная Осетия-Алания, Министерства экономического развития Иркутской области, Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, Департамента экономики и развития предпринимательства Приморского края, Министерства экономического развития Новосибирской области, Министерства экономического развития Кировской области, Министерства развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области, Комитета экономики Волгоградской области, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской республики, Управления экономики Администрации города Челябинска, Министерства строительства Тверской области, Министерства ЖКХ и энергетики Республики Саха (Якутия), Национального Объединения Изыскателей и Проектировщиков, Вятской торгово-промышленной палаты, Челябинского регионального отделения общероссийской общественной организации "Деловая Россия", эксперта Голунова С.А., содержащие ряд замечаний и указаний на возможные риски принятия предлагаемого регулирования, учтенные в настоящем заключении.
Минэкономразвития России с учетом информации, представленной разработчиком, а также поступивших в ходе подготовки настоящего заключения позиций по проекту акта, обращает внимание разработчика на следующие замечания.
1. В соответствии с пунктом 1.4 сводного отчета принятие проекта акта направлено на решение проблемы отсутствия возможности вовлечения в гражданский оборот в качестве самостоятельного объекта недвижимости неизолированной части здания, сооружения, а также возможности индивидуализировать такие неизолированные части зданий, сооружений.
В соответствием с изложенным в статье 5 проекта акта определением понятия "площадка" таким объектом является определенная в соответствии с федеральным законом часть здания или сооружения и неограниченная строительной конструкцией.
Учитывая, что проектом акта и действующими в настоящее время федеральными законами части зданий и сооружений в качестве площадок конкретно не определены, предлагаемое регулирование представляется недостаточно определенным, а также может носить дублирующий характер.
Также представляется с учетом отсылочной нормы пункта 3 статьи 1 проекта акта, что Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - закон N 384-ФЗ) является тем самым законом, в котором должно быть дано четкое определение понятия "площадка" либо понятия "индивидуально-определенная часть здания, строения, сооружения, помещения" в соответствии с положениями пункта 2.1 настоящего заключения.
Кроме того, в соответствии со статьей 2 проекта акта положения статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), регулирующей вопросы права собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, предлагается распространить на площадки.
Вместе с тем, в соответствии с действующей редакцией статьи 36 ЖК РФ к общему имуществу собственников помещений отнесены:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, части зданий и помещений в соответствии с предлагаемым проектом акта определением понятия "площадка" уже включены в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в соответствии с действующей редакцией ЖК РФ. Следовательно, по замыслу разработчика в соответствии с предлагаемыми проектом акта нормами межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи, чердаки и иные части многоквартирного дома будут вовлечены в гражданский оборот в качестве самостоятельного объекта недвижимости неизолированной части здания, что не может быть поддержано. Представленное разработчиком определение способно привести к противоречивой правоприменительной практике и не позволит решить заявленную проблему и достигнуть целей предлагаемого регулирования.
Изложенное приводит к необходимости доработки определения понятия "площадка" и вышеуказанных положений проекта акта.
2. Предлагаемым проектом акта регулированием, в том числе в части определения понятия "площадка", фактически предполагается вовлечение в гражданский оборот недвижимых вещей, не являющихся индивидуально-определенными и без определения их характерных признаков.
В связи с изложенным предлагается рассмотреть следующие предложения.
2.1. Редакцию пункта 1 статьи 130 ГК РФ, проектируемую пунктом 3 статьи 1 проекта акта, изложить следующим образом: "К недвижимым вещам также относятся индивидуально-определенные в соответствии с требованиями федерального закона части зданий, строений, сооружений, помещений".
Таким образом, для достижения разработчиком целей, заявленных в пункте 1.6 сводного отчета, а также решения возникающих в связи с отсутствием предлагаемого регулирования проблем согласно пунктам 1.4 и 3.2 сводного отчета, предлагаемая к рассмотрению редакция позволит ввести в гражданский оборот вышеуказанные недвижимые вещи без введения понятия "площадка".
2.2. Внести соответствующие изменения в иные нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе не предусмотренные проектом акта.
3. С учетом изложенного выше требуется обратить внимание на следующее. В составе материалов к совещанию 31 марта 2016 г. под председательством Заместителя Министра экономического развития П.Э Королева, поступившими письмом от 29 марта 2016 г. N Д23вн-628, содержалась редакция проекта акта, отличающаяся от поступившей на подготовку заключения об оценке регулирующего воздействия редакции (далее - промежуточная редакция проекта акта).
В соответствии со статьей 5 промежуточной редакции проекта акта устанавливается иное определение понятия "площадка". В соответствии с проектируемыми изменениями в часть 2 статьи 2 закона N 384-ФЗ площадкой является неограниченная конструкцией часть здания и сооружения, границы которой определены в соответствии с федеральным законом, предназначенная для стоянки транспортных средств или размещения нестационарных объектов.
Указанное определение понятия "площадка" в целом снимает замечания, представленные в пунктах 1-2 настоящего заключения, но одновременно носит недостаточно определенный характер.
Так, остается неясным, могут ли быть отнесены к площадкам ограниченные внутренними стенами (полом, потолком) зданий или сооружений с одной или более сторон части зданий или сооружений. Одновременно остается неясным, какие объекты могут быть отнесены к нестационарным объектам, так как промежуточная редакция проекта акта не содержит указанного определения.
Учитывая изложенное, абзац второй поручения Президента Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N Пр-515, которым предусмотрена необходимость установления правового статуса парковочных мест, расположенных в зданиях или сооружениях, включая многоуровневые парковки, в качестве объектов недвижимого имущества, а также порядка и условий их индивидуализации и государственного кадастрового учета в срок до 1 июня 2016 г., а также тот факт, что Поручение Правительства не содержит конкретных сроков принятия проекта акта, представляется целесообразным следующее:
доработать промежуточную редакцию проекта акта в части распространения определения понятия "площадки" только на парковочные места. В связи с чем предлагается в качестве площадки определить неограниченную или частично ограниченную конструкцией часть здания и сооружения, границы которой определены в соответствии с федеральным законом, предназначенная для стоянки транспортных средств;
в целях надлежащего выполнения Поручения Правительства продолжить работу по подготовке изменений в действующее законодательство, направленных на вовлечение в гражданский оборот неизолированных частей нежилых помещений (функциональные части торговых и офисных помещений) в качестве самостоятельного объекта недвижимого имущества.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования.
В случае учета замечания, представленного в пункте 3 настоящего заключения, может быть сделан вывод, что в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.