Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон РФ "О недрах" в части определения понятия "существенные условия лицензии"
(подготовлен Минприроды России 22.04.2016 г.)
Законопроектом предлагается изложить статью 12 Закона Российской Федерации "О недрах" в новой редакции, конкретизирующей условия лицензии на пользование недрами в зависимости от вида пользования недрами с учетом накопленной правоприменительной практики. При этом основные условия пользования недрами, включаемые в лицензию, в соответствии с предлагаемой редакцией статьей 12 Закона Российской Федерации "О недрах", составляют сроки исполнения отдельных обязательств недропользователя. В свою очередь, обязательства по соблюдению конкретных видов, объемов и сроков проведения работ сохраняются исключительно в отношении участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерация и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф.
Кроме того, помимо условий, закрепляющих сроки осуществления отдельных видов работ по пользованию недрами, также предлагается включать:
- условия, определяющие срок ввода месторождения полезных ископаемых в эксплуатацию;
- условия представления геологической информации, а также государственной отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о недрах.
Включение в лицензии на пользование недрами этих условий позволит контролировать процесс геологического изучения участков недр, а также обеспечить своевременный ввод в разработку месторождений полезных ископаемых, получение государством всего объема геологической информации, получаемой пользователями недр.
Следует также отметить, что действующая редакция части первой статьи 12 Закона Российской Федерации "О недрах" устанавливает неотъемлемые составные части лицензии, без указания какие из них являются существенными. При этом в соответствии с пунктом 2 части второй статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах", право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Таким образом, вопрос досрочного прекращения права пользования недрами решается по усмотрению органов, предоставивших лицензию и перечень условий, которые являются существенными для лицензии, не определен.
Законопроект направлен на решение данной правовой неопределенности. В частности, с учетом накопленной практики лицензирования пользования недрами, а также контрольно-надзорной деятельности по исполнению лицензионных обязательств, к существенным условиям лицензии предлагается относить следующие:
- сроки подготовки и утверждения в соответствии с настоящим Законом проектной документации на проведение работ по геологическому изучению недр, проектной документации на проведение работ по разведке месторождений полезных ископаемых, технического проекта разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами;
- срок начала работ по геологическому изучению недр, разведке месторождений полезных ископаемых;
- виды, объемы и сроки проведения работ по геологическому изучению недр и разведке месторождений полезных ископаемых (в отношении участков недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации и участков недр федерального значения, расположенных на территории Российской Федерации и простирающихся на ее континентальный шельф);
- срок ввода месторождения полезных ископаемых в разработку (эксплуатацию);
- сроки предоставления подготовленных в установленном порядке материалов по результатам геологического изучения недр, разведки месторождений полезных ископаемых на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр в соответствии со статьей 29 настоящего Закона;
- сроки представления геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 настоящего Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, включая сроки представления окончательных геологических отчетов о результатах всех видов проведенных на участке недр работ по геологическому изучению недр и (или) разведке месторождения полезных ископаемых, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);
- условия, связанные с платежами при пользовании недрами;
- обязательные условия конкурса или аукциона на право пользования недрами, по результатам которого было предоставлено право пользования недрами.
Определение указанный условий лицензии на пользование недрами в качестве существенных позволит устранить правовую неопределенность в правоприменении нормы пункта 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации "О недрах", когда право пользования недрами досрочно прекращается, приостанавливается или ограничивается в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
При этом для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами по остальным условиям лицензии на пользование недрами, не отнесенных к существенным, требуется их систематическое (два и более раза) нарушение.
ПЕРЕЧЕНЬ
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с данным законопроектом
Принятие предлагаемого проекта федерального закона не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
ПЕРЕЧЕНЬ
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с реализацией федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Закона Российской Федерации "О недрах" в части определения содержания лицензии на пользование недрами, а также ее существенных условий
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части определения содержания лицензии на пользование недрами, а также ее существенных условий, не потребует принятия актов Президента Российской Федерации.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части определения содержания лицензии на пользование недрами, а также ее существенных условий, потребует принятия:
приказа Минприроды России "О внесении изменений в приказ Минприроды России от 29.09.2009 N 315 "Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр".
Обоснование необходимости подготовки: пункт 23 указанного Административного регламента перечисляет содержание лицензии на пользование недрами. При этом законопроектом статья 12 Закона Российской Федерации "О недрах", определяющая содержание лицензии на пользование недрами, излагается в новой редакции. Кроме того, изменениями в статью 12 Закона Российской Федерации "О недрах" закрепляются условия лицензии на пользование недрами, признаваемые существенными.
Изложение предполагаемых правовых предписаний: цель подготовки - привести в соответствие положения указанного Административного регламента по данным вопросам в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации; предмет и содержание правового регулирования - указанным приказом Минприроды России необходимо привести положения указанного Административного регламента в соответствие с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
Сроки подготовки: установленные после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: головной - Минприроды России, соисполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, Роснедра.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 12 и 20 Закона Российской Федерации "О недрах" в части определения содержания лицензии на пользование недрами, а также ее существенных условий
Принятие и реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Реализация федерального закона осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах установленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов и бюджетных ассигнований, предусмотренных данными органами в федеральном бюджете на руководство и управления в сфере установленных функций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.