Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 января 2009 г. N КА-А40/12609-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 декабря 2008 г.
ООО "Софтком" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Балтийской таможни от 13 мая 2008 года N 10216000-433/2008 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2008 года, оспариваемое постановление Балтийской таможни признано незаконным, так как таможенным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности.
В кассационной жалобе Балтийская таможня просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального и процессуального права. Выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Таможенный орган утверждает, что им не нарушен порядок привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Балтийской таможни поддержал доводы и требования кассационной жалобы.
Представитель ООО "Софтком", извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что оспариваемым постановлением Балтийской таможни от 13 мая 2008 года N10216000-433/2008 ООО "Софтком" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 48606,82 рублей за действия, выразившиеся в заявлении при декларировании недостоверных сведений о товаре (его стоимости), послуживших основанием для занижения размера таможенных пошлин и налогов, а именно ООО "Софтком" были представлены сертификаты качества завода-производителя, содержащие недостоверные сведения о получателе товара.
Удовлетворяя заявленное требование, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу о нарушении таможенным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, выразившееся в ненадлежащем извещении ООО "Софтком" о времени и месте рассмотрении административного дела.
При этом суды правильно исходили из того, что в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Суды правомерно указали, что в настоящем случае дело об административном правонарушении рассмотрено Балтийской таможней в отсутствие представителя ООО "Софтком", не извещенного о месте и времени его составления.
На момент рассмотрения дела у таможенного органа отсутствовали сведения о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, получило определение о месте и времени рассмотрения дела.
Так из содержания определения от 29 апреля 2008 года о назначении времени и места рассмотрения дела следует, что ООО "Софтком" уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на 13 мая 2008 года на 15 час. 30 мин.
Вместе с тем, в материалах дела имеется копия конверта с отметками почтового отделения связи, из которого видно, что определение поступило в адрес заявителя лишь 16 мая 2008 года.
Иные доказательства извещения ООО "Софтком" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении таможенным органом не представлены.
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные таможенным органом нарушения носят существенный характер и не позволяют полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, в том числе и о соблюдении порядка привлечения к административной ответственности, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, а также неправильному толкованию норм действующего законодательства, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении арбитражными судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 1 августа 2008 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 ноября 2008 года по делу N А40-32487/08-154-404 оставить без изменения, а кассационную жалобу Балтийской таможни без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленное требование, арбитражные суды обоснованно пришли к выводу о нарушении таможенным органом порядка привлечения заявителя к административной ответственности, выразившееся в ненадлежащем извещении ... о времени и месте рассмотрении административного дела.
При этом суды правильно исходили из того, что в соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, а также соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности.
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.
...
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 января 2009 г. N КА-А40/12609-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании