Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию"
(27.04.2016)
Минэкономразвития России в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), проведена оценка регулирующего воздействия проекта постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - проект акта), результаты которой отражены в настоящем заключении.
Проект акта разработан во исполнение пункта 8 плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня 75% объема указанных выбросов в 1990 году, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2014 г. N 504-р.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 Правил, разработчиком соблюдены.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения повторно. Доработанный проект акта учитывает ранее направленное замечание об установлении переходного периода не менее 6 месяцев с момента утверждения проекта акта, а также исключении требований к магистральным газопроводам.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 7 июля 2015 г. по 18 июля 2015 г., а также публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета в срок с 27 июля 2015 г. по 24 августа 2015 г.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru, ID проекта акта 00/00/07-15/00019559.
Пунктом 7 сводного отчета указано, что действие проекта акта будет распространяться на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (около 3 тыс. ед.), а также на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
С учетом информации, представленной по проекту акта, а также проведенного рабочего совещания, обращаем внимание на следующее.
Раздел, в который предлагается поместить информацию о выбросах парниковых газов, исходя из его наименования и содержания, не предполагает содержания информации о расчетах за выбросы парниковых газов. Подпункт "б" пункта 25 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, содержит информацию о мероприятиях по охране окружающей среды, то есть действий, направленных на улучшение состояния окружающей среды, а не сведения об оценке.
Целью проекта акта является информирование субъектов хозяйственной деятельности о необходимости снижения уровня выбросов парниковых газов, на которые будет распространяться действие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования объема выбросов парниковых газов", вступление в силу которого предусмотрено с 1 января 2016 г. (далее - законопроект). При этом законопроектом предусматриваются меры по сокращению объема выбросов парниковых газов в целях выполнения обязательств Российской Федерации по ограничению выбросов парниковых газов, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Вместе с тем предлагаемый проектом акта подход возможно реализовать только в отношении новых объектов капитального строительства, возведение которых начнется не раньше срока вступления в силу проекта акта.
Отмечаем, что проектом акта вводится новая обязанность для широкого круга хозяйствующих субъектов (практически все собственники и застройщики, в обязанность которых входит подготовкае проектной документации при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства). При этом отмечаем, что до настоящего времени не принята методика проведения оценки выбросов парниковых газов, а также неясен механизм контроля достоверности и объективности полученных в результате оценки показателей*(1).
Кроме того, дополнительно отмечаем, что проектная документация, являясь собственностью заказчика, не может в силу законодательства об интеллектуальной собственности предоставляться без согласия собственника третьим лицам. В силу отсутствия в действующем законодательстве требования к хозяйствующим субъектам о проведении оценки либо иной формы исследования уровня выбросов парниковых газов, следствием которой будет являться оценка указанных выбросов, достижение цели регулирования не будет обеспечено.
В предлагаемой проектом акта конструкции остается неясным, кто будет проводить оценку. Если эту оценку будут проводить сторонние организации, то остается также неясным, какие требования предъявляются к данным организациям, какой результат должен быть достигнут после проведения оценки и включения результатов оценки в состав проектной документации, как это повлияет на результаты ее экспертизы.
Следовательно, цели регулирования проекта акта достигнуты не будут, поскольку на действующие предприятия вводимые требования распространяться не будут.
Дополнительно отмечаем, что приказом Росстата от 28 июля 2015 г. N 344 утверждена форма "Сведения об охране атмосферного воздуха. Форма N 2-ТП (воздух) (годовая)", согласно которой субъекты хозяйственной деятельности ежегодно отчитываются в Росстат, в том числе о выбросах парниковых газов. Таким образом, субъекты хозяйственной деятельности предоставляют информацию об образующихся на их предприятиях выбросах парниковых газов, а органы государственной власти имеют возможность получения официальных статистических данных об образовании выбросов парниковых газов на территории Российской Федерации, а также о числе респондентов. Следовательно, дополнительный отчет или расчет указанных выбросов не представляется необходимым.
С учетом изложенного считаем необходимым разработчику дополнительно рассмотреть вопрос целесообразности разработки и принятия проекта акта.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, а также сделан вывод о наличии в проекте акта положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) В соответствии с Градостроительным кодексом и Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" рассмотрение результатов оценки не отнесено ни к компетенции организаций, осуществляющих экологическую экспертизу, ни к компетенции организаций, осуществляющих градостроительную экспертизу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.