Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(N 3795-ОФ/Д26и от 16.02.2016 г.)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством финансов Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен во исполнение пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации по повышению эффективности использования бюджетных средств от 18 августа 2015 г. N Пр-1659 и представлен для подготовки настоящего заключения впервые. Проектом акта предлагается предоставить возможность уполномоченным банкам отказывать клиентам в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства Российской Федерации, а также усилить административную ответственность за осуществление незаконных валютных операций.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 21 октября 2015 г. по 3 ноября 2015 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 19 ноября 2015 г. по 26 января 2016 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=41143.По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по уведомлению о подготовке проекта акта не поступали.
Замечания и предложения по проекту акта и сводному отчету поступили от гражданки Ю.Ю. Ильчук. Замечания и предложения указанного участника публичных обсуждений включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения о причинах их отклонения.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в сроки с 1 февраля 2016 г. по 8 февраля 2016 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования.
По результатам дополнительных публичных консультаций были получены положительный отзыв АО "Россельхозбанк", а также отрицательная позиция по проекту акта Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) и Общероссийской общественной организации "Деловая Россия". Замечания и предложения данных участников по проекту акта приведены в прилагаемой к настоящему заключению сводной таблице результатов проведения публичных консультаций.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком соблюдены.
Также отмечаем, что Минэкономразвития России поддерживается проект акта в части положений, направленных на предоставление возможности уполномоченным банкам отказывать клиентам в проведении валютных операций в случае их несоответствия нормам валютного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем Минэкономразвития России разделяет позицию участников дополнительных публичных консультаций о необоснованности предлагаемых проектом акта норм, касающихся усиления мер административной ответственности за осуществление незаконных валютных операций. Разработчиком не приведены экономические обоснования и статистические данные, подтверждающие эффективность предлагаемого способа регулирования.
При этом следует отметить, что согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 г. N 4-П меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта. Вместе с тем в проекте акта присутствуют положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.