Заключение Министерства экономического развития РФ об оценке регулирующего воздействия на проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами"
(N 12724-ЕЕ/Д26и от 29.04.2016 г.)
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект приказа Минтруда России "О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта подготовлен в целях реализации положений подпункта "а" пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также мероприятия 10 Программы поддержки легкой промышленности на 2016 год, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 85-р (далее - Программа поддержки легкой промышленности), и представлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в сроки с 1 февраля 2016 г. по 13 февраля 2016 г., а также проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) с 19 февраля 2016 г. по 4 марта 2016 г. посредством их размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru/projects#npa=45471.По информации, указанной разработчиком в сводном отчете, замечания и предложения по уведомлению о подготовке проекта акта не поступали.
В ходе публичного обсуждения проекта акта и сводного отчета поступили замечания граждан И.С. Дымич, Д.А. Антуфьева, А.Б. Иванова. Замечания указанных участников публичных обсуждений включены разработчиком в сводку предложений, в которой указаны сведения об их отклонении.
По результатам рассмотрения проекта акта и сводного отчета установлено, что процедуры проведения оценки регулирующего воздействия разработчиком соблюдены не в полном объеме.
Так, в результате анализа положений проекта акта установлено, что разработчиком неверно определена степень регулирующего воздействия проекта акта, что привело к необоснованному сокращению срока публичных консультаций на 9 рабочих дней. В сводном отчете указана низкая степень регулирующего воздействия проекта акта. Вместе с тем проект акта отвечает средней степени регулирующего воздействия, поскольку содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, а именно, порядок финансового обеспечения мероприятий по закупке специальной одежды для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, за счет сумм страховых взносов.
Обращаем внимание, что ранее письмом Минэкономразвития России от 18 апреля 2016 г. N 11068-ОФ/Д26и разработчику уже было сообщено о нарушении им проведения в отношении проекта акта процедур, установленных Правилами проведения оценки регулирующего воздействия.
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России были получены отрицательные мнения по проекту акта от Саморегулируемой организации "Ассоциация разработчиков, изготовителей и поставщиков средств индивидуальной защиты" (письмо от 25 апреля 2016 г. N 133/04-30), Карельской региональной общественной организации содействия защите здоровья работающего населения и организации безопасных условий труда "Труд и Здоровье" (письмо от 26 апреля 2016 г. N 03), ООО "Центр внедрения средств безопасности труда" (письмо от 26 апреля 2016 г. N 04/ЦВ-02), Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" (письмо от 26 апреля 2016 г. N 04-35) и Центра изучения и оценки юридических и экономических проблем системы промышленной безопасности и охраны труда (письмо от 26 апреля 2016 г. N 1747). Изложенная в указанных отзывах отрицательная позиция по проекту акта была подтверждена заинтересованными представителями предпринимательского сообщества на совещании у Директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации В.А. Коржа (протокол от 27 апреля 2016 г. N 15-3-7ВК).
Дополнительно Минэкономразвития России в целях подготовки настоящего заключения была запрошена информация в Минпромторге России относительно натуральных и стоимостных показателей, характеризующих рынок специальной одежды для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, и материалов, используемых при их производстве (письмо от 27 апреля 2016 г. N Д26и-273).
До настоящего времени ответ на указанный запрос в Минэкономразвития России не поступил.
По проекту акта имеются следующие замечания:
1. Подпунктом "г" пункта 3 приказа Минтруда России от 10 декабря 2012 г. N 580н "Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" (далее - приказ N 580н) в редакции проекта акта устанавливается, что расходы страхователя на приобретение специальной одежды подлежат финансовому обеспечению, если указанная специальная одежда изготовлена из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация.
Однако в соответствии с Программой поддержки легкой промышленности, которая является основанием для подготовки проекта акта, разработчику в целях стимулирования спроса на спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты была поручена подготовка изменений в приказ N 580н в части финансирования за счет сумм страховых взносов только средств индивидуальной защиты, изготовленных на территории Российской Федерации.
Таким образом, указанное положение проекта акта выходит за рамки поручения, на основании которого происходит его разработка, внесено разработчиком в инициативном порядке и, следовательно, требует дополнительного обоснования.
2. Разработчиком не проанализированы и не представлены данные о наличии на рынке необходимых видов и необходимого количества специальной одежды для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, произведенных с использованием тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация, а также сравнительные ценовые и качественные характеристики указанных видов специальной одежды, произведенных с использованием тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация, и произведенных с использованием тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов иных стран происхождения.
В соответствии с данными, представленными дополнительно разработчиком, получение компенсации из средств Фонда социального страхования Российской Федерации на приобретение специальной одежды для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, является наиболее востребованным у страхователей. По итогам 2015 года из средств Фонда социального страхования Российской Федерации на указанные цели было выделено более 3,6 млрд рублей.
По мнению Минэкономразвития России, принятие решения о введении критерия "страны производства" средств индивидуальной защиты и сырья, из которого данные средства индивидуальной защиты производятся, должно основываться, в первую очередь, на результатах исследования отечественного рынка средств индивидуальной защиты, технологии их производства и используемой материальной базы. Учитывая, что целевое назначение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации - обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, ключевой задачей регулирования, вводимого приказом N 580н, является стимулирование работодателей к реализации указанных мер. Задача стимулирования развития отечественного производства средств индивидуальной защиты не является главенствующей. Следовательно, при введении дополнительного требования, не связанного с эффективной реализацией цели регулирования, разработчику необходимо провести анализ рынка средств индивидуальной защиты, производимых на территории Российской Федерации и включенных в перечень средств индивидуальной защиты, предлагаемых к применению на вредном производстве, на основании которого должен быть сделан вывод о готовности отечественных производителей к 100%-ой локализации производства с учетом использования отечественных материалов, а также о наличии материалов для изготовления средств индивидуальной защиты у отечественных производителей.
3. Разработчиком в проекте акта также не предусмотрен механизм подтверждения страхователем соответствия тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, из которых изготовлена включенная в план финансового обеспечения специальная одежда, вводимому проектом акта критерию.
4. Кроме того, положения подпункта "г" пункта 3 приказа N 580н в редакции проекта акта могут иметь неоднозначную трактовку на практике, поскольку не ясно, подпадает ли под указанный критерий только специальная одежда, изготовленная исключительно из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация, либо расходы страхователя подлежат финансовому обеспечению и в том случае, если для изготовления отдельного вида специальной одежды были использованы как ткани, трикотажные полотна, нетканые материалы, страной происхождения которых является Российская Федерация, так и данные материалы иных стран происхождения.
По мнению Минэкономразвития России, положения подпункта "г" пункта 3 приказа N 580н в редакции проекта акта могут привести к следующим негативным последствиям:
- росту цен на специальную одежду, фактором которого является "искусственно" создаваемый спрос на средства индивидуальной защиты отечественного производства;
- к снижению конкурентоспособности российских швейных предприятий, в том числе предприятий среднего и малого бизнеса, по причине отсутствия на отечественном рынке достаточного количества материалов российского производства для производства средств индивидуальной защиты (тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов);
- к снижению эффективности использования механизма компенсации расходов страхователя на приобретение специальной одежды за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве инструмента поддержки российских предприятий легкой и текстильной промышленности, поскольку в соответствии с пунктом 3 приказа N 580н финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов могут подлежать и иные мероприятия, например, проведение специальной оценки условий труда или обучение по охране труда отдельных категорий работников.
С учетом изложенного проект акта нуждается в доработке в части исключения положения о финансовом обеспечении за счет сумм страховых взносов расходов страхователя на приобретение специальной одежды только в случае, если указанная специальная одежда изготовлена из тканей, трикотажных полотен, нетканых материалов, страной происхождения которых является Российская Федерация.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы, заявленной разработчиком, способом, предложенным проектом акта, а также об наличии положений, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.