Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ "Об утверждении Порядка осуществления контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования"
(подготовлен Минздравом России 13.05.2016 г.)
В соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2011, N 25, ст. 3529; N 49, ст. 7047, 7057; 2012, N 31, ст. 4322; N 49, ст. 6758; 2013, N 7, ст. 606; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6955; 2014, N 11, ст. 1098; N 28, ст. 3851; N 30, ст. 4269; N 49 (часть VI), ст. 6927; 2015, N 51 (часть III), ст. 7245; 2016, N 1, (часть I), ст. 52) и Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296; N 30, ст. 4307; N 37, ст. 4969; 2015, N 12, ст. 1763; N 23, ст. 3333; 2016, N 2 (часть I), ст. 325; N 9, ст. 1268), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования.
2. Настоящий приказ вступает в силу с момента официального опубликования.
Министр |
В.И. Скворцова |
УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации
от "__" _________ 2016 г. N ____
Порядок осуществления контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
1. Порядок осуществления контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования (далее - Порядок) определяет процедуру организации работы по контролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации (далее - переданные полномочия).
2. Контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий (далее - контроль и надзор) осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
3. Целями контроля и надзора является обеспечение надлежащего осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
4. Контроль и надзор включает в себя:
1) рассмотрение и анализ:
утвержденных территориальных программ обязательного медицинского страхования на соответствие единым требованиям базовой программы обязательного медицинского страхования;
утвержденных дифференцированных подушевых нормативов финансового обеспечения обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 28 февраля 2011 г. N158н "Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования" (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19998), для страховых медицинских организаций;
регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей для неработающих граждан;
администрирования доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, поступающих от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения на территориях субъектов Российской Федерации;
расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования;
обеспечения прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации;
ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах в форме регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, а также персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам;
ведения отчетности в сфере обязательного медицинского страхования;
2) оценку качества реализации базовой программы обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации в пределах и за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
3) оценку деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по исполнению переданных полномочий;
4) по результатам проверки выдача предписания высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об устранении выявленных нарушений при осуществлении переданных полномочий;
5) по результатам проверки выдача предписания высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
6) по результатам проверки направление высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предложения об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) территориального фонда обязательного медицинского страхования;
7) по результатам проверки направление в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии переданных полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
8) информирование органов прокуратуры о нарушениях законодательства при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.
5. Контроль и надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами Минздрава России совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с приказом Минздрава России о проведении соответствующей проверки (далее - приказ о проведении проверки).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны оказывать содействие должностным лицам, осуществляющим контроль и надзор, (далее - должностные лица).
6. Должностные лица при осуществлении контроля и надзора имеют право:
1) проверять осуществление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) переданных полномочий;
2) осуществлять проверки в соответствии с Порядком;
3) запрашивать предоставления документов, информации, если они относятся к предмету контроля и надзора;
4) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений и о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
5) проводить встречи с должностными лицами структурных подразделений проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных обеспечивать реализацию переданных полномочий.
7. Должностные лица при осуществлении контроля и надзора обязаны:
1) своевременно и в полной мере осуществлять контроль и надзор в соответствии с Порядком;
2) проводить проверку на основании приказа о проведении проверки;
3) давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету контроля и надзора;
4) ознакомить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с результатами проверки.
8. Контроль и надзор проводятся в форме документарных и выездных плановых и внеплановых проверок.
9. Плановые проверки осуществляются в соответствии с планом, разрабатываемым Минздравом России на календарный год и утверждаемым приказом Минздрава России.
10. Плановая проверка в отношении одного субъекта Российской Федерации не может проводиться чаще, чем один раз в 3 года, в соответствии с приказом Минздрава России о ее назначении.
11. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) получение сведений о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации, допущенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении переданных полномочий;
2) поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации о проведении проверки полноты и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
3) требование прокурора о проведении проверки полноты и качества осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий;
4) решение Министра здравоохранения Российской Федерации.
12. Не позднее чем через 3 рабочих дня после установления оснований для проведения внеплановой проверки должностное лицо готовит приказ Минздрава России о проведении соответствующей проверки.
13. В процессе проведения документарной плановой и внеплановой проверки (далее - документарная проверка) должностными лицами рассматриваются отчетность органов государственной власти субъектов Российской Федерации об осуществлении переданных полномочий, о расходовании предоставленных субвенций, достижении целевых прогнозных показателей (в случае, если такие показатели установлены) (далее - отчетность) и иные документы органа государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий, имеющиеся в распоряжении Минздрава России, в том числе акты предыдущих проверок, предписания об устранении выявленных нарушений.
14. Срок проведения документарной проверки не может превышать 20 рабочих дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок может быть продлен Министром здравоохранения Российской Федерации (заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации), но не более чем на 20 рабочих дней.
15. В случае если имеющиеся в распоряжении Минздрава России документы не позволяют оценить исполнение или надлежащее исполнение органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий, должностными лицами в течение 3 рабочих дней направляется в адрес высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.
К запросу прилагается копия приказа Минздрава России о проведении документарной проверки.
16. В течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляет указанные в запросе документы.
17. В случае если представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) сведения противоречат сведениям, имеющимся в распоряжении Минздрава России и (или) полученным в ходе осуществления контроля и надзора от иных федеральных органов исполнительной власти, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется требование о представлении в течение 10 рабочих дней необходимых пояснений в письменной форме.
18. По результатам документарной проверки должностными лицами, проводившим проверку, составляется акт о проведении документальной проверки (далее - акт документальной проверки) в трех экземплярах.
После подписания акта документарной проверки:
один экземпляр акта представляется Министру здравоохранения Российской Федерации (заместителю Министра здравоохранения Российской Федерации);
второй и третий экземпляры акта направляются проверяемому органу государственной власти субъекта Российской Федерации по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается руководителю (или уполномоченному лицу) проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации в срок, не превышающий 3 рабочих дней после его подписания.
19. В акте документарной проверки указываются:
дата, время и место составления акта;
наименование органа, проводившего документарную проверку;
дата и номер приказа, на основании которого проведена документарная проверка;
наименование, адрес проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
дата, время и место проведения документарной проверки;
сведения о результатах документарной проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителей органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствовавших при проведении документарной проверки.
Акт документарной проверки подписывается лицом (лицами), проводившим документарную проверку.
20. По окончании документарной проверки все материалы формируются в отдельное дело и подлежат хранению в соответствии с установленным порядком.
21. Выездная плановая и внеплановая проверка (далее - выездная проверка) осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России о проведении выездной проверки, который определяет основания проведения выездной проверки, предмет проверки, цели, задачи, состав комиссии, привлекаемой к выездной проверке, председателя комиссии, срок ее проведения.
22. Срок проведения выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. С учетом сложности проверки, количества и объема проверяемой информации срок может быть продлен Министром здравоохранения Российской Федерации (заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации), но не более чем на 20 рабочих дней.
23. Выездная проверка проводится по месту нахождения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
24. О проведении выездной проверки орган государственной власти субъекта Российской Федерации уведомляется любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.
25. Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами и копии приказа о ее назначении.
26. При проведении выездной проверки должностные лица:
рассматривают отчетность и иные документы органа государственной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению переданных полномочий, в том числе акты предыдущих проверок, предписания об устранении выявленных нарушений;
запрашивают и рассматривают необходимые для проведения выездной проверки документы, устные и письменные объяснения должностных лиц проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
осуществляют оценку организации работ по реализации переданных полномочий, осуществляемой проверяемым органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
знакомят высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с проектом акта проверки;
приобщают к материалам выездной проверки копии документов, заверенные в установленном порядке.
27. В случае непредставления должностными лицами органа государственной власти субъекта Российской Федерации материалов, необходимых для проведения выездной проверки, либо оказания противодействия ее проведению составляется акт о невозможности проведения выездной проверки (далее - акт).
Акт составляется в двух экземплярах, которые подписываются ответственными должностными лицами:
первый экземпляр акта представляется в Минздрав России;
второй экземпляр акта вручается (направляется) уполномоченному лицу проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При отказе уполномоченного лица органа государственной власти субъекта Российской Федерации получить акт должностным лицом в акте производится соответствующая запись.
28. По результатам выездной проверки составляется акт выездной проверки в трех экземплярах.
Первый экземпляр акта выездной проверки представляется в Минздрав России;
второй и третий экземпляры акта выездной проверки вручаются (направляются) уполномоченному лицу проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
29. В акте выездной проверки указываются:
дата, время и место составления акта выездной проверки;
наименование органа, проводившего выездную проверку;
дата и номер приказа, на основании которого проведена выездная проверка;
наименование, адрес проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации, фамилия, имя, отчество, должность представителя (представителей) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствовавшего при проведении выездной проверки;
дата, время и место проведения выездной проверки;
сведения о результатах выездной проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;
сведения об ознакомлении или об отказе от ознакомления с актом представителя (представителей) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, присутствовавшего при проведении выездной проверки.
К акту выездной проверки прилагаются объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушения, и другие документы или их копии, связанные с результатами выездной проверки.
30. Акт выездной проверки составляется непосредственно после завершения проверки. Выездная проверка может быть завершена раньше срока, установленного приказом Минздрава России.
31. В случае несогласия руководителя (или уполномоченного лица) проверяемого органа государственной власти субъекта Российской Федерации с фактами, изложенными в акте выездной проверки, должностные лица могут рассматривать письменные возражения по акту выездной проверки в целом или по его отдельным положениям, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
32. Должностные лица в течение 5 рабочих дней со дня завершения соответствующей проверки направляют высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предписание, содержащее описание выявленных нарушений и сроки для их устранения, или о привлечении к установленной законодательством Российской Федерации ответственности должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
33. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в указанный в предписании срок уведомляет Минздрав России и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования о принятом по предписанию решении, в том числе о мерах по устранению нарушений в установленный в предписании срок.
34. В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме предписания должностные лица в течение 20 рабочих дней со дня окончания указанного в предписании срока для устранения выявленных нарушений повторно направляют предписание высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), а также предложение об отстранении от должности соответствующих должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) территориального фонда обязательного медицинского страхования.
35. В случае неисполнения или исполнения не в полном объеме повторно направленного предписания должностные лица в течение 20 рабочих дней со дня окончания указанного в повторно направленном предписании срока устранения нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных при проведении проверки, осуществляет подготовку и внесение в Правительство Российской Федерации предложение об изъятии у органов государственной власти субъекта Российской Федерации переданных полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минздрав России совместно с ФФОМС проводят контроль и надзор за полнотой и качеством реализации региональными органами власти переданных полномочий в сфере ОМС.
Планируется регламентировать процедуру. Она подразумевает проведение анализа территориальных программ ОМС на соответствие базовой программе, дифференцированных подушевых нормативов финансирования ОМС в регионах для страховых медорганизаций, расчетов за медпомощь застрахованным лицам за пределами субъекта Федерации, в котором выдан полис ОМС, ведения персонифицированного учета сведений о застрахованных и отчетности в сфере ОМС. Также оцениваются качество реализации базовой программы ОМС за счет субвенций ФФОМС территориальным фондам, деятельность уполномоченных региональных органов власти.
Форма контроля - документарные и выездные плановые и внеплановые проверки. Срок проверки не может превышать 20 рабочих дней. Также он может быть продлен, но не более чем на тот же срок. По результатам проверки составляется акт. Проект определяет его содержание. По акту могут быть представлены письменные возражения.
При выявлении нарушений выдаются предписания об их устранении или о привлечении к ответственности должностных лиц. В случае их неисполнения направляются повторные предписания. Если последние также не выполнены, в Правительство РФ вносятся предложения об изъятии у региональных органов власти переданных полномочий.