Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 17.05.2016 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен во исполнение пункта 46 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2015 г. 2697-р.
Актуальность разработки законопроекта связана с действием Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ).
Федеральный закон N 172-ФЗ предписывает органам государственной власти субъектов Российской Федерации и дает право органам местного самоуправления разрабатывать и утверждать документы стратегического планирования, что обуславливает необходимость внесения коррелирующих изменений в Федеральный закон N 184-ФЗ и Федеральный закон N 131-ФЗ в части законодательного закрепления соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Кроме того, в связи с принятием Федерального закона N 172-ФЗ существует проблема неопределенности по вопросу необходимости разработки и утверждения программ комплексного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а также планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований, предусмотренных соответственно статьей 21 Федерального закона N 184-ФЗ и статьей 17 Федерального закона N 131-ФЗ (далее - комплексные программы субъектов Российской Федерации, комплексные планы и программы муниципальных образований).
Комплексные программы субъектов Российской Федерации, комплексные планы и программы муниципальных образований не входят в перечень документов стратегического планирования, установленный Федеральным законом N 172-ФЗ.
В условиях реализации Федерального закона N 172-ФЗ принятие комплексных программ субъектов Российской Федерации, комплексных планов и программ муниципальных образований представляется избыточным, ведет к дублированию указанных программ и планов с документами стратегического планирования, в частности, со стратегиями социально-экономического развития, государственными программами субъектов Российской Федерации и с муниципальными программами, и, как следствие, к формированию неэффективных расходов региональных и местных бюджетов.
В этой связи одна из ключевых задач законопроекта заключается в том, чтобы исключить из сферы ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочия по принятию и реализации соответственно комплексных программ субъектов Российской Федерации и комплексных планов и программ муниципальных образований, заменив их на полномочия по разработке, утверждению и реализации документов стратегического планирования.
В пункте 1 статьи 1 законопроекта предлагаются изменения в статью 5 Федерального закона N 184-ФЗ "Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации".
Так, пункт "г" части 2 статьи 5 Федерального закона N 184-ФЗ в редакции законопроекта предусматривает исключение из компетенции законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по утверждению комплексных программ субъектов Российской Федерации и, одновременно с этим, включение в сферу ведения законодательного органа полномочия по утверждению стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем предлагается включить в статью 5 Федерального закона N 184-ФЗ норму, предусматривающую полномочие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации по одобрению документов стратегического планирования. Принятие данной нормы позволит сбалансировать участие законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в процессе разработки документов стратегического планирования, что повышает объективность и реалистичность положений документов стратегического планирования, а также уровень представительства интересов населения в системе стратегического управления развитием субъекта Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 1 законопроекта содержится уточняющая норма о том, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вместо проектов программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и отчетов об их исполнении представляет в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекты документов стратегического планирования и отчеты об их реализации.
Кроме того, в рамках пункта 2 статьи 1 законопроекта предусматривается положение о дополнении статьи 21 Федерального закона N 184-ФЗ нормой, закрепляющей полномочие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по утверждению (одобрению) документов стратегического планирования.
В перечень полномочий, установленный пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ, предлагается включить полномочие по участию в формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации, что будет коррелировать с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона N 172-ФЗ.
В статье 2 законопроекта сформулированы положения по внесению изменений в Федеральный закон N 131-ФЗ.
В частности, законопроектом предлагается закрепить в части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ норму, предусматривающую наделение органов местного самоуправления полномочиями, установленными Федеральным законом N 172-ФЗ.
Пункт 6 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в редакции законопроекта фиксирует полномочия органов местного самоуправления по разработке, утверждению и реализации документов стратегического планирования, исключая полномочия по принятию и организации выполнения комплексных планов и программ муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4.1 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ в редакции законопроекта в компетенцию представительного органа местного самоуправления предлагается отнести вопрос утверждения стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации.
В статье 3 законопроекта предусматривается норма о внесении изменения в часть 2 статьи 39 Федерального закона N 172-ФЗ в целях распространения права принятия и реализации стратегий социально-экономического развития не только на городские округа и муниципальные районы, но также и на городские поселения.
При этом действие части 2 статьи 39 Федерального закона N 172-ФЗ в редакции законопроекта не охватывает уровень сельских поселений, что связано с необходимостью исключения избыточного количества документов стратегического планирования на муниципальном уровне.
Принятие законопроекта позволит упорядочить и систематизировать действующее законодательство в части регулирования полномочий органов публичной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере стратегического планирования, устранив проблему неопределенности и противоречий в их решениях и действиях при формировании документов стратегического планирования. Реализация законопроекта будет способствовать повышению эффективности стратегического управления социально-экономическим развитием регионов и муниципальных образований.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных правовых договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.